Кью. О психологических установках

"Правда ли, что источники психологических установок не настолько важны, как пути их закрепления? Почему?
Что имеет большее значение? От чего это зависит?"
(Спрашивает anna atom).

Источник психологических установок - взаимодействие человека с предметами окружающего мира и другими человеками. То есть, деятельность, как индивидуальная, так и совместная.

Путь возникновения и закрепления установок: опыт, его сохранение в памяти и проекция сохранённого опыта на будущее взаимодействие.

Ведь установка - это то, что устанавливается внутри субъекта для того, чтобы подготовить его к действиям в определённом направлении определённым способом при повторении того, что уже было.

Сперва установка создаётся и действует автоматически и бессознательно, как некая внутренняя инерция, выражающаяся в тенденции что-то ожидать в будущем и готовиться к нему. Но с развитием осознанности человек может создавать их вполне сознательно, контролируя содержание своих установок. 

Вопрос о важности того и другого, сравнении важности, и зависимости важности от чего-то мне совершенно непонятен. 

Одно без другого не бывает. Нет источника - нет и установок. Нет пути закрепления через повторение ситуаций (которые называют типичными, т.е. мало изменяемыми), установка разваливается и исчезает, или вообще не возникает.

В складывающихся ситуациях есть смешение моментов постоянства и изменчивости. То они более постоянны, чем изменчивы. То более изменчивы, чем постоянны. 

Там, где они (условия, обстановка) более постоянны, пригодны старые установки (например, правила). Там, где они более изменчивы, старые установки не дают нужного субъекту эффекта (например, удовлетворения его потребностей), и поэтому необходимо создание новых установок. И  частенько старые установки тормозят возникновение и упрочение новых. Так что между ними может происходить своего рода борьба, а не плавный переход от старых к новым.

Примеры установок:

1). В деятельности, т.е. в физическом взаимодействии с предметами - привычки и навыки.

2). В познавательной сфере - представления (мнения, убеждения, верования, знания) о предметах окружающего мира, представления о других людях, представления о себе;

3). В эмоционально-волевой сфере - отношения, которые складываются между людьми, отношение к животным, к природе, к конкретному человеку, к себе, к труду, к своей профессии, к своей стране, к другим странам, к жизни, и т.д., и т.п..

4).В деятельностном подходе установки распределяются по уровням деятельности: деятельность - смысловые установки; действие - целевые установки, операции - операциональные установки, движения - психофизиологические исполнительные механизмы.

В практической деятельности (трудовой, совместно-трудовой) примером установок являются нормы и правила, устанавливаемые во взаимодействии между людьми, для того, чтобы это взаимодействие было продуктивно. 


Рецензии