Мои путешествия по мезеньщине 2022 г

А Вам не приходилось прежде бывать в Лешуконском?                Я и мой муж окончили замечательный Московский Архитектурный институт. Но так сложились обстоятельства, что мы сменили специальность и стали художниками. В 1985 году мы вступили в Московское отделение Творческого Союза Художников России и стали ездить в творческие коммандировки по стране, по России. В 1986 г. довелось побывать в воспетой великим живописцем Виктором Попковым Мезеньщине, на Русском Севере. Мы приехали в поселок (или городок) Лешуконское в августе. И, сделав пару-тройку пейзажей(офорты, сухая игла на медной доске) этого деревянного городка, отправились выше по течению в деревню Вожгора. Эту деревню, как кладезь старинной Северной Культуры и деревянной архитектуры, посоветовал нам веселый парень из обкома комсомола Лешуконского. Он же дал в Вожгоре адрес семьи, у которой он посоветовал разместиться. В Вожгору мы летели на "кукурузнике", ощущая всем телом ненадежность этого транспортного средства, с замиранием сердца от каждой воздушной ямы. Прилетели. А навстречу к самолету идет группа мужчин в черных робах. Потом мы узнали, что это зеки на поселении работают на лесозаготовках. Позже мы увидели машину "Урал", которая ехала прямо по реке, перевозя рабочих от меса жительства на лесопилку, поскольку Мезень в этом месте мелкая. Значит, прибыли в Вожгору. Деревенские, Анатолий Александрович и Евдокия Ивановна, встретили нас доброжелательно. Сразу определили светелку и пригласили на чай. Разговорились. Мы спросили о старинных обычаях деревни. О сказителях древних былин, старин, преданиях. Перед поездкой мы "нарыли" что-то из собраний А.Д.Григорьева, этнографа-исследователя русских традиций, который в 1901 году обследовал нижнюю и среднюю Мезень. - Есть такой Василий, - неспешно отвечал Анатолий Александрович, - но ему уже много лет. Не знаем, может ли он СТАРИНУ сказать или нет. Вы ему гостинец какой-нибудь приготовьте, только не водку - он не пьющий. Что-нибудь сладенькое...- Хорошо, что мы в Лешуконском запаслись тортиком. В Вожгоре ничего такого не было. Анатолий Александрович проводил нас к дому Василия и постучался. Дверь открыл сам дедушка Василий, седовласый, стриженный "под горшок", с окладистой белой бородой. Он жил одиноко. В прошлом году схоронил жену. Анатолий Александрович говорит - Вот, Василий, москвичи приехали, хотят послушать СТАРИНЫ. Споешь? Василий замялся. Видно давно с такими просьбами к нему не обращались. - Ладно, - говорит, - располагайтесь. Только помолюсь. И так, с молитвой и начал петь СКАЗ, да так, что у меня сердце екнуло. Какие-то слова нам были не знакомы, из Северной ГОВОРИ, и это лишь добавляло колорита в пение Василия. После исполнения сказа хотелось броситься к нему на шею, но Северные объятия сдержаны, поэтому ограничились поклонами и вручением вкусного торта. Отвлекусь от повествования для упоминания особо ценного литературного подарка, с которым удалось познакомиться в тех местах. Многие годы уроженец деревни Селище Лешуконья или, как я  впервые услышала - Мезеньщины - художник Федор Фатьянов, записывал СКАЗЫ своих родных и земляков, из чего составил книгу "Не как у всех".Вот один из СКАЗОВ селищевского крестьянина Мартына Филипповича Фатьянова.                БУШЕНЕВ РУЧЕЙ. "Пришли ко мне Петр Тимофеевич и его брат Иван, сыновья они дядюшки Тимы Корешка. Говорят: - Батюшка ушел на Цебьюгу к Коню, вторые сутки нету. Хлебов взял только 3 сковородничка. Пойдем, Мартын, его искать, ты лучше места-то знаешь. Пошли. У Коня не нашли. К Бушневому ручью   подходим - около пенька сковороднички лежат. Один разломлен. Видать, дядюшка тут сидел, а медведь подбежал, схватил его и потащил в полуношник. Ружье осталось стоять у дерева. Медведь оттащил дядю Тиму до ели и потянул его под ель-то через сучья. Батажок-то тут и воткнулся в мох. Потом медведь перепотянул Тимофея через Бушнев ручей и тут его задавил. Фуражка осталась лежать у ели. Подошли мы и увидели: медведь сидит, караулит, чтоб Тима не отлежался. Петра выстрелил, но не попал. Медведь побежал нам навстречу. Встал за сажень от Петры и Ваньки на задние лапы, харкнул в лапу слюну и бросил в Ваньку, а сам науход от нас. Тима лежал на левом боку в синей рубахе. Мы сделали носилки и понесли дядюшку Тимофея Петровича в избушку к Коню. Километра 3 несли." Вот такой СКАЗ.                Походив по деревне, порисовав и нацарапав офорты, я сказала мужу, что хочу попутешествовать в соседнюю деревню, не сказать, чтобы близкую.И мы пошли, прихватив репеллент от камаров. Идем по карте Архангельской области. Другой не нашли. Навстречу парочка, видимо местные. Спрашиваем, где деревня Родома? - А тут, недалеко, километров 8, через речку. Только осторожно, тут медведь ходит! - отвечают. Шли-шли, а медведя все нет и нет. Огорчились. Подошли к реке, ширина метров 15-20! Как перебраться? Подошли к урезу воды, а там на наше счастье лодка с веслами! Знали, что каждый может переправиться на другой берег с имеющимися плавсредствами. Это - Север! Потом только узнали - река Пижма! И деревня-то стоит в ее устье, на пересечении с Мезенью. Вышли на берег. Впереди улица с огромными деревянными домами, разделенными надвое от конька до фундамента бревенчатой стеной. На две семьи. Впрочем, какие-то не жилые. Да и деревня безжизненная, вымирающая. Зашли в магазин. А там спички, да борщ в банке, консервированный. Даже макарон нет, что уж говорить о хлебе, соли, сахаре! Походили, посмотрели. Я сделала несколько рисунков на память. Пора домой в Вожгору. А как пересекать речку Пижму? Видим - на берегу Мезени лодка-моторка. Длинная, деревянная. В ней парень. - До Вожгоры довезете? - спрашиваем. - Довезем - отвечает парень. Сели, поплыли. А красота кругом - сказочная! Как на картинах И.Я.Билибина. Река отливает серебром. А за кормой на возвышенности остаются дома деревни Родома. За деревней синеет лес. Еловый, столетний! Небеса сверкают перламутровым закатом! Приплыли в Вожгору. В Лешуконское отправились тем же "условным" трансортным средством, АН-2. И, вскоре - более надежным самолетом в Архангельск. А там Москва.


Рецензии