Один взгляд из тысячи на современную боль России

 
     470 дней войны… Много это или мало? Какой сложный вопрос при всей своей необязательности. 470 дней тяжелых размышлений, мучительных переживаний, немыслимой почти осязаемой тревоги, которая утихает лишь на мгновение, неосознанно ускользая, чтобы в следующий момент обрушить на истерзанную душу бурю противоречивых и, как правило, горьких мыслей. Горькие они от безысходности, от тщетности попыток маленького человека что-то изменить к лучшему в той системе растущих противоречий, которую кто-то тридцать лет назад навязал гражданам уходящей сверхэпохи.
 
     Но горечь размышлений каким-то неведомым образом отступает пропорционально излитому тексту на белом экране бездушной вычислительной машины. Но, может быть, и сама суть систематизации мыслительного процесса в виде структурированного осмысленного напечатанного текста вызывает чувства облегчения, избавления от чрезмерного груза, постоянной ноющей, тянущей боли где-то в районе солнечного сплетения. И словно дневник душевно нездорового человека, словно мысль, оставленная на полке, этот в чем-то неблагодарный труд, помогает осознать свое место в жизни, в мире, в происходящих событиях, приблизиться к пониманию человеческого бытия и многих сопутствующих этому осознанию вопросов. Мне так часто приходится слышать от близких мне людей упреки в навязчивости некоторых мыслей, порождающих, в свою очередь, цепь логических рассуждений, процесс рождения которых бросает тень на многие бытовые вопросы. И в свое оправдание перед ними, а также перед читателем, я хотел бы сказать, что, увы, все мы разные, и смысл существования одного, порой смешен и противоречив, в угоду жизненных интересов другого. Я часто возвращаюсь к мысли Джорджа Бернарда Шоу: «Так поступают все поэты. Они разговаривают вслух сами с собой, а мир подслушивает их. Но так ужасно одиноко, когда ты не слышишь речи другого». Да, поэт – это не просто бездумный рифмователь бессмысленного текста. Да, нельзя просто взять и, вдруг, присвоить себе это без сомнения величайшее звание. Но если существует дорога, пройдя по которой простой смертный может стать поэтом, мне так хочется верить, что я иду по этой непростой, ухабистой и извилистой дороге в суровой российской действительности.

     И я предлагаю читателю остановиться вместе со мной, задуматься, порассуждать. И если в мире осознанной мыслью станет больше, я буду считать себя чуточку счастливее. А если хоть одной паре глаз, ослепленной ненавистью, я открою иной мир созидательного мышления, то я не просто так прожил свою жизнь! Прошу прощения, что во многом в своих рассуждениях я приведу лишь выводы, оставляя за бортом цепь умозаключений, предшествующих им. В противном же случае, выражение настоящих мыслей разрослось бы в целую книгу, которая, по моему мнению, была бы более скучна, чем информативна, так как в любом аналитическом большом труде львиная доля информации приходится на цитирование чужих мыслей, выраженных в форме научных трудов, статей, книг, определений, и лишь только в обоснование собственных выводов. Однако я убежден, что для того, чтобы понимать суть часто скрытых от нас, маленьких человечков, политических нюансов, тенденций, феноменов необходимо лишь, вооружившись критическим мышлением, отбросив политические пристрастия, присмотреться, прислушаться, вникнуть. Ну и, конечно, хоть раз в жизни почитать на сон грядущий учебник о теории государства и права.

     Так, 470 дней войны заставили меня взглянуть на многие процессы, на различные стороны, прямо влияющие на эти процессы, происходящие в России, да и не только, под новым более острым углом, который неминуемо возникает при столкновении интересов людей, обладающих реальной политической силой, и распоряжающихся ей по своему усмотрению, при невозможности или нежелании устранения существенных жизненно важных противоречий с помощью дипломатии. И кульминацией этого столкновения часто является война. Война априори выносит на всеобщее обозрение самые животрепещущие аспекты некогда мирной жизни. Война – это острая фаза конкуренции противоборствующих систем, конкуренция их экономик, мировоззрений, культур, идеологии, философской мысли! Живая, настоящая конкуренция, которая выворачивает изнанку системы на всеобщее обозрение. И только откровенный слепец не замечает исподнего и не слышит его зловонного запаха.

     Война. Само рассуждение о войне не как о безликом феномене человеческого бытия, не имеющем физического очертания, а о конкретных трагических событиях, без оценочных суждений принятия сторон, в их непосредственной горячей фазе, на мой взгляд, имеет привкус цинизма. Но это вынужденная мера, в угоду становления на путь обретения определенной доли объективности. Однако я против войны, против войн. Моя гражданская позиция последовательна и неизменна, я внутренне не приемлю и не верю ни в одну из причин, обосновывающих справедливость Специальной военной операции.

     470 дней войны показали, по моему мнению, отсутствие любой разумной философской мысли воинственно настроенной части российского общества, либо эта самая философская мысль настолько тщательно скрывается от непосвященного человека, что отыскать ее так трудно. И, на минутку, я в воинственно настроенную часть российского общества сознательно включаю и про властную часть и тех людей, которые борются с этой властью, посредством системной и несистемной оппозиционной деятельности, в том числе с оружием в руках. Пусть вектор войны этих групп разнонаправлен, это все члены российского общества независимо от волеизъявления тех или иных отдельных его членов. Кто-то кого-то по той или иной причине может считать преступником, военным преступником, предателем, наконец, но они не перестают быть частью нашего российского общества, если мы, в конце концов, правовое государство, а не набор разношерстных социальных групп, пожирающих друг друга, навязывающих свое мнение исключительно с позиции силы.
    
     И, конечно, бесспорно, если мне так и не удалось эту философскую мысль отыскать, то совершенно не очевидно, что ее не существует вовсе. И, тем не менее, за 470 дней войны мне так и не удалось отыскать ее существование, наличие носителей этой мысли. И это очень непростой вопрос, так как в природе не существует четкого определения философии, философской мысли, философа. Но ведь существует набор истинных ценностей, несомненно определяющих сущность человеческого бытия. И, с точки зрения разумности суждений, на мой взгляд, философия и есть мыслительный процесс, определяющий и формирующий разумное, созидательное, прогрессивное, свободное бытие. Но политика по своей сути есть часть человеческого бытия, следовательно, в определенном смысле, политика – есть прямое следствие человеческого бытия, и никак иначе! Значит, с определенной долей вероятности, разумно, что политика – есть следствие культурных ценностей народа, базирующихся на его истории, всецело зависящей, в свою очередь, от уровня прогрессивности его философской мысли. И никак не наоборот! Вот, мы и формируем нашу политику, внешнюю ли, внутреннюю ли, основываясь на наших же культурных ценностях, на нашей истории и прогрессивности нашей разумной мысли. И, как следствие нашего бытия, сегодня мы приходим к определенным итогам тридцатилетия нашей же политики, как определенного обособленного исторического пути России.
 
     Так предъявите философскую мысль пути современной России! Прогрессивную мысль, созидательную мысль. Ее нет! В то время как со стороны Запада, как минимум в обозримом временном отрезке времени, она прослеживается очень четко. И если позволите, квинтэссенцией его философии является право! И именно эта суть, право, при несовершенстве современных институтов приводит часто к противоречиям системы, основанной на главенстве права. Чтобы проследить эту мысль необходимо вспомнить мудрейшую философскую мысль, что демократия есть наихудшая форма правления, но наилучшее, что смогло придумать человечество. И противоречивость правовой системы Запада, совершенно чудовищно, неоправданно, изуродовано до неузнаваемости, используется нашей российской системой власти в своих корыстях целях, посредством пропаганды противостояния «гнилым» ценностям Запада. Да, противостояние есть основная мысль современной России, попытка исказить чужую и приукрасить свою. Но философия не может быть основана на разрушении, никогда, ни при каких условиях! Но это совсем другая история, заслуживающая еще более глубокого осмысления.

     И, как следствие, сознательный дрейф Украины в сторону Запада, позволяет ей впитывать в себя его философию, пусть постепенно, пусть медленно, пусть мучительно, но впитывать, перенимать, эволюционировать. И эту философию они несут сквозь боль, сквозь смерть, превозмогая их. И поверьте, они этот крест донесут. Потому, что эта идея оформлена, мысль окончена, она понятна, и она так сильно контрастирует на фоне идеологической неопределенности современной России и на быте ее граждан.
 
     И вот именно в этом месте кроется самая главная, по моему мнению, беда России: отсутствие философии! Философия как будто перестала существовать, растворилась в структурной взаимосвязи многих общественных институтов, таких как социология, психология, политология, история, культура и многих других. Авторитет философа сменился показной надменностью про властного чиновника. Вдумайтесь, один из первых лиц государства в своем невежественном экстазе диктует профессуре, что правильно, а что нет! Профессуре, носителям философской мысли! Ведь ничего более дикого и безумного и помыслить нельзя! Как можно назвать такие действия, если не откровенно невежественными и враждебными ко всему разумному?!

     Но ведь речь не только о больших людях. Сам быт, современный беспощадный российский быт будто отторгает любую философскую идею, как что-то постыдное, злое, недружественное, о, ужас, либеральное. Повсеместное отсутствие идеологии! Ведь идеология и есть попытка избрания пути развития общества через призму философии! Конечно, разумно предположить, что идеология не есть философия, но почему бы не избрать идеологией общества – философию! Но, снова, если мы имеем в виду именно общество, стремящееся создать правовое, разумное, созидательное государственное образование. Такое общество, по моему мнению, должно стремиться создать моду на философию, на изучение истории философии, изучение трудов философов разных временных эпох и народов. Создавать, своего рода, соревнование философских идей, конкуренцию среди носителей современной философской мысли! И попытки создать такие общества мы видим на мировой арене.
   
     Что же происходит у нас в России?! Предъявите философию современной России! Философия жизненно необходима в мирное время. Но какой же абсурд не иметь философии, в военное! Много десятилетий современное и не очень российское общество взирало на подвиги отечественных героев прошедшего столетия с огромным уважением и благодарностью. Как часто каждый из нас слышал от любимого человека, близкого, далекого, соседа, коллеги по работе, мол, мы победили, мы можем повторить, мы полетели первыми в космос, запустили первый искусственный спутник земли, мы, мы, мы… А, кто это, мы? Разве современные мы сейчас те самые люди, что когда-то победили, полетели, запустили? Разве наш общественно-политический уклад жизни точно такой же, как и в ту эпоху? Разве настоящие современные ценности каждого из нас, тождественны ценностям людей ушедшей эпохи? Разве мы не предали в девяностых заветы тех, воспетых нами героев ушедшей эпохи, встав на путь контрреволюции?! Разве идеалы и та реальность, экономическая, политическая, за которую с июня 1941 до мая 1945 умирали наши герои, тождественна реальности современной России?! Это далеко не весь перечень вопросов, ответы на которые очень тяжело принять. И я вовсе не намерен судить, восхвалять, осуждать советскую власть. Впрочем, и советская власть, скажем 1917, 1937, 1941, 1954 или 1980 так не похожа, порой сама на себя, и на это есть объективные причины. Но речь о том, что за ту систему наши герои безропотно сражались! Именно за завоевания Октября наши герои выстояли! И мы должны уважать их выбор, но не паразитировать на нем. Это не предмет для дискуссии в настоящее время, но аргумент о невозможности в нынешней ситуации использовать философию победителей во второй мировой войне и ее части – Великой отечественной войне, проецируя ее на реальность современной российской действительности. 

     И пусть меня закидают камнями люди, считающие философию пустой тратой времени, недостойным занятием. Увы, мы тридцать лет так и относились ко всему разумному и созидательному. Ведь, задумайтесь, быт человеческий без философского осмысления становится лишь потребительским, религия становится лишь мистификацией, оружием в руках недобросовестных людей, политика превращается в средство обогащения, а журналистика – лишь средство пропаганды!
Я часто задумываюсь, что значит, нет идеологии?! Значит ли это, что нет идеи, нет мыслительного процесса, нет философии?! Тождественно ли отрицание идеологии отрицанию философии, близко ли?! Не говоря уже, что само отрицание государством государственной идеологии, превращает государство в заложника идеологии отрицания идеологии! Это похоже на бред, но это реальность, с которой каждый из нас сталкивается ежедневно, ежеминутно.

     И все было бы предельно ясно, если бы люди, избравшие путь свержения нынешней власти, исповедовали свою философию, предъявили бы сознательную программу действий, план, идеологию, инструменты… Но что мы видим в реальности?
 
***

     Оппозиция.

     1. Системная оппозиция

     То, что принято называть системной оппозицией в России, назвать оппозицией не представляется возможным по той причине, что все они без исключения (представленные в действующей российской политической структуре власти) не составляют реальной политической конкуренции держателям государственной власти, полностью поддерживают все основные нарративы этой власти и не высказывают реальных амбиций перенять фактическую власть пусть даже путем демократических процедур. Парадокс! Системная российская оппозиция представляет собой скорее некий филиал единой действующей политической силы, под другими названиями, пустыми лозунгами и отсутствием любой конструктивной критики действующей власти.

     Политическая конкуренция есть зло или благо? Ответ на этот вопрос для меня более чем очевиден. Благо! Размышления на эту тему я уже представлял в своей статье «Политическая система. Мнение дилетанта». Я не вижу другого ответа с точки зрения здравого смысла. Следовательно, если политическая конкуренция есть благо, значит это и есть одна из целей действующей государственной власти. Взрастить здоровую политическую конкуренцию. Да, да, именно взрастить, поддерживать, всячески поощрять! Странная, на первый взгляд, казалось бы, логика, но погружаясь в размышления о государстве, праве, волей-неволей, любой разумный человек приходит к этой мысли, без вариантов. А если государство не создает здравой политической конкуренции, не поощряет ее, то, на мой взгляд, это уже путь к диктатуре! А если системно и неотвратимо власть самопровозглашенную оппозицию уничтожает, в таком случае что это если не узурпация власти?! И где же здесь философия? Ответ более чем очевиден, ее здесь нет, как нет и системной оппозиции в России.

     2. Внесистемная оппозиция

     Вот здесь более красочная картина вырисовывается! Но!
     Но, необходимо отметить, что вся внесистемная политическая оппозиция – вне закона. А это значит, что ее официально вроде как нет, а фактически, она существует где-то на просторах «западного мира», вещая свои мысли, преимущественно посредством сети Интернет, как правило, на ресурсах видео хостинга «Youtube». И именно по этой причине данный видео хостинг с такой завидной периодичностью пытаются заблокировать на территории России. Но на сегодняшний день здравый смысл у государственной власти хоть в этом вопросе, но возобладает, пусть даже из-за угрозы потери своего влияния.   
Так что с философией внесистемной оппозиции? Удивительно, но ее нет! Вы будете удивлены, но философии нет! Есть мысли, идеи, борьба, ненависть, но философии нет. Ну, не может философия зиждиться лишь на отрицании! На ненависти к русскому. Доходит до того, что многие очень известные медийные личности называют себя украинскими блогерами, отрицая свою принадлежность к русскому миру. Да, многие в мире считают русский мир дискредитированным, ненавидят русских, но зачем же вы отрицаете свою идентичность? Докажите, что ненависть к русским – это миф! Заставьте мир поверить вам. Но продавая ненависть ко всему русскому в угоду сиюминутному признанию, российская внесистемная оппозиция встает на путь подавляющего большинства российских эмигрантов начала двадцатого века, многие из которых ненадолго вернулись в Россию в рядах вермахта в 1941 году. 
Моя же мысль состоит в том, чтобы доказывать всему миру, что я русский, и я против войны! Зачем же мне отрицать, что русский?! Неужели 30 лет современной России перечеркнули более чем тысячелетнюю русскую историю? Неужели из-за ошибок последних 30 лет Толстой, Достоевский, Лермонтов, Чайковский, Тарковский, Высоцкий, Цой (!) перестали быть русскими? Да, я не принимаю диктатуру и тиранию, но я не приемлю террора. Да, я симпатизирую революционерам и диссидентам, но я презираю коллаборационизм! Покажите мне философию, созидательное, рациональное зерно и я пойду за вами, как и многие другие. Но их нет, философии нет!

     Смотрим на суть внесистемной оппозиции. И что мы видим?! А мы видим тех же самых левоцентристов либералов, которые были у власти, были рядом с ней, имели влияние на нее! Так, что же вы хотите принести народу России, какую новую справедливость?! Вдруг, левоцентристы либералы неожиданно стали в оппозицию к правоцентристам находящимся во власти! Конечно, в этом противостоянии могут быть нюансы, и правые, и левые, и фашисты, и монархисты, но это исключение. Общая картина такова, что левоцентристы (меньшевики) против правоцентристов (меньшевиков), а по сути своей, контрреволюция сошлась в смертельной схватке с, о ужас, с контрреволюцией! А народ, снова не у дел. В чем же тогда философия, куда они поведут страну?! Кто-то скажет, что поведут они страну в сторону Запада. Да, возможно, и где-то даже я принимаю такой ход событий! Но ведь я говорю о сути вещей. Даже здесь вопросов возникает так много, что несколько страниц печатного текста можно было бы на вскидку набросать прямо сейчас. Но без идеологии, без философии сменить безфилософский и безидеологический режим – это ж профанация чистой воды.

     Кто стоит во главе внесистемной оппозиции? Я ничего не имею против шахмат и шахматистов. Умнейшие люди со своей логикой и взглядами. Но когда там же находятся люди из бывших олигархов! Ни один порядочный человек в здравом уме никогда не пойдет за объединением людей, которых возглавляет человек, принимавший непосредственное участие в разворовывании страны, кто в девяностых обманул дезориентированное российской общество, получил за бесценок гигантов советской промышленности, только потому, что смог обмануть миллионы сограждан. Еще раз повторю, никогда!!! Сегодня они возглавляют объединение людей, борющихся за более справедливое будущее России. На мой взгляд, никто из нынешней власти никакими психологическими операциями не смог бы дискредитировать внесистемную оппозицию больше, чем сама внесистемная оппозиция дискредитирует себя в глазах российского общества путем выдвижения в руководители бывших олигархов и топ менеджеров государственных корпораций. Иными словами, обиженные на власть люди пытаются взять реванш. Так в чем тут философия? Я смотрю на это и все думаю, одумается ли оппозиция или нет, понимает это коллективный запад, симпатизирующий им, и помогающий им морально и немного делом? Вопрос остается без ответа. Я могу быть сто раз диссидентом, но при этом буду тысячу раз презирать такую оппозицию!

     Наконец, можно ли назвать философией их идею уничтожения нынешнего режима пусть даже путем уничтожения государственности? О том и речь, что философия есть разумная созидательная мысль, но не разрушительная. Я понимаю, революция в белых перчатках не делается, но основы государственности разрушать нельзя, и это осознают даже на Западе! Это же безумие, но не философия. Террор лишь порождает террор. Сто лет назад люди получили пищу для размышлений, идею, идеологию, философскую мысль, тогда как нынешние революционеры (внесистемная оппозиция) предлагают лишь передел сфер влияния, передачу крепостных от несправедливых хозяев в собственность более справедливым, добрым хозяевам. Отсюда и появляется феномен невежества современного российского общества, его оцепенение, его дезориентация. Дайте людям надежду, здравую мысль, идеологию, философию, в конце концов, и люди пойдут за вами. И в этой схватке победит тот, кто первым сформулирует идею, выраженную в одном коротком предложении, которое объединит общество.   

     Власть

     По части философии нынешняя власть мало отличается от оппозиции. Только тем, что пока еще имеет больший ресурс влияния на невежественный электорат, который сам же и взрастил, составляющий подавляющую часть российского общества. Информационную же войну за завоевание умов интеллектуальной части общества власть проиграла. В сложившейся ситуации выработать внятную философию, на мой взгляд, невозможно или очень сложно. Однако и до начала Специальной военной операции объединяющая разумная идеологически направленная единая мысль так и не была представлена российскому обществу. Изначальная идеология, подразумевающая отсутствие государственной идеологии, в своей парадоксальности, оказалась настолько разрушительной и инертной, что до настоящего времени препятствует выработке общей национальной идеи.
 
     Повсеместная тенденция на замену талантливых людей на лояльных власти привела к безнаказанности последних, а в последствии к коррупции невиданных масштабов и «ожирению» так называемой богемы, состоящей из журналистов, режиссеров, актеров, певцов, презирающих любое зерно здравого смысла и критику в свой адрес. Общественные обсуждения превратились в однобокий набор монологов без намека на диалектический метод поиска истины. Аргумент перестал быть орудием познания, превратившись в оружие пропаганды. Что они говорят в своих студиях, Господи?! Простите за сравнение, но это же цирк, чушь и абсурд! «Мне б доли ошибок хватило вполне, чтобы со стыда удавиться!» И этих людей выдают за умы всей страны, их транслируют на всю Россию! По моему мнению, ничего более дискредитирующего российское общество в глазах мировой общественности придумать невозможно. С этими людьми не получится идти вперед, они как пиявки, присосавшиеся к власти, напившиеся ее до рвоты, до остервенения, и эта власть будто исходит из них какой-то зловонной пеной, разъедая оставшееся разумное начало…

     И эта попытка выдать за философию набор человеческих мыслей, направленных на разрушение, в том числе со стороны религиозных деятелей еще больше усугубил раскол в российском обществе. Основной упор в общенациональной идее, основанный на тотальном противостоянии Западу, непобедимости русского оружия, величии и элитарности русского духа перед всеми остальными нациями, на мой взгляд, далек от философии. Однако эти тезисы могли исходить не от элит, а от невозможности лояльной богемы выработать более внятную национальную идею в идеологическом вакууме. Тем не менее, такие идеи и сейчас присутствуют у части российского общества, поддерживаются властью и несомненно усугубляют раскол.   
События последних месяцев показывают, что у власти остается все меньше места для маневра и выработке общенациональной идеи, способной консолидировать общество. Российское общество требует представить государственную философию, а не набор бессмысленных около патриотических лозунгов.

     Так, что же может сделать действующая власть в условиях невероятнейшего цугцванга, в которые она сама себя загнала?! Ухудшает положение власти и абсолютное отсутствие времени на раскачку. А раз так, то нужна не просто объединяющая общество идея, но мысль, что будет у всех на устах, идея, что переживёт поколения, сродни той, что изменила мировоззрение сотен миллионов наших соотечественников добрую сотню лет назад. Созвучной с лозунгом зарождающейся советской власти: «Власть – советам! Мир – народам! Земля – крестьянам! Фабрики – рабочим!». И такая идея существует: «Вернем людям то, что было украдено приватизацией девяностых»! От перестановки слов, подбора синонимов, суть идеи уже не изменить. Вот, ради этой справедливости люди воспрянут духом. Вот ради этой идеи многие люди поверят новым лидерам. Но способна ли на такой передел нынешняя власть?! Вероятно, нет, так как она слишком многим обязана тем людям, которые лишили будущего многих поколений, олигархам, журналистам-миллионерам, серым кардиналам, что все еще не желают показать свое истинное лицо. Впрочем, их имена и так уже всем хорошо известны!
Однако необходимо и отдавать себе отчет при этом, что жить при старых правилах игры уже не получится! И людям, дискредитировавшим себя нет места во главе государства. А те люди, кто еще цепляется за спасительный круг репрессивной системы – либо слепцы, либо сами заложники своих злодеяний.

     Поверьте, я так много времени провел в тяжких размышлениях о том, вдруг, путь нашего современно лидера верен, вдруг, я ошибаюсь, отвергая систему, выстраиваемую им десятилетиями! Но все мои попытки оправдать лидера разбиваются в прах о фундаментальные три обстоятельства: отсутствие оппозиции, смена конституции в целях сохранения власти, фактическое принятие итогов приватизации девяностых. Это вещи объективные, недискуссионные! Я бы мог привести еще добрую сотню претензий нынешней власти, но каждая следующая из них, увы, несет оттенок субъективности.

     ***

     В данную секунду я хотел бы поставить на паузу политическую полемику и оглянуться, посмотреть на каждого из нас, на тех, кто окружает нас. Каждый из нас, худой, высокий, угрюмый, задумчивый, ранимый, вспыльчивый, симпатичная брюнетка или загадочная блондинка из соседнего подъезда, вы не поверите, члены нашего общего российского общества! Но с каких пор иметь свою точку зрения в нашем обществе, вдруг, стало преступлением? В какой-то момент навязывать силой свою позицию стало модно, а людей, что ее не разделяют – изолировать и уничтожать физически. Но ведь это мы сами, все мы, граждане свободной, демократической страны! Задумайтесь, ведь все те, кто выходят на митинги, имеют волю протестовать, смелость не соглашаться и выражать свою точку зрения – это активные, смелые, молодые, интеллектуальные члены общества, именно они двигают прогресс вперед, должны побуждать действующую власть работать эффективнее во благо всего общества. Именно их, по моему мнению, нужно выдвигать во власть, назначать на ключевые должности, использовать их потенциал на благо страны, но мы их сажаем по тюрьмам, преследуем как диких волков. Это невероятное, преступное расточительство! Но дальше – больше. Сегодня мы безучастно следим за их жестоким преследованием. Завтра – мы сами их клеймим позором и осуждаем. Но послезавтра, преследовать, осуждать и уничтожать будут уже нас. И так наивно было бы считать, что именно меня такая судьба никогда не ожидает. Нельзя пренебрегать чьими-то правами и при этом считать свои права фундаментальными. Безумие, идти избивать соседей и не отдавать себе отчет, что можешь быть избитым сам. Еще древние римляне говорили: «Ab altero expectes, alteri quod feceris» (Жди от другого того, что ты сам сделал другому). Не эту ли идею величайшей трагедии в масштабах нации описывал великий классик Виктор Гюго в романе-эпопее «Отверженные», оплакивая в произведении убийство молодых полных сил революционеров их же палачами?!   

     И нам нужны новые люди, свежие свободные мысли, не отягощенные грузом прошлого, не находящиеся в заложниках стереотипов. России жизненно необходимы философы во всех сферах деятельности, их созидательные, рациональные идеи. Пришла пора в прямом смысле объявить охоту за светлыми головами, но отнюдь не репрессивной машине, а в целях создания союза, клуба, лиги философов, если хотите. Необходимо прекратить диктовать профессуре требования, но создавать условия для их интеллектуального труда. И вернуть людям надежду, вернуть людям идеологию! Провозгласить идеологией России – философию!

     470 дней войны… сколько еще их будет и сколько еще их нужно, чтобы понять свое место в мире разума, созидания, истины, пусть даже той истины, которую можно выразить словами и осознать несовершенством человеческого разума?

     И вот тогда «взойдет она, звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна, и на обломках самовластья напишут наши имена»!

08.06.2023


Рецензии