Пушкин больше не рижанин

Рижанин Пушкин

В укромном уголке Риги, на берегу Даугавы рядом с морским вокзалом расположился относительно небольшой квадратный участок с постройками многовековой отдаленности. Это была старая рижская крепость-цитадель. В семидесятые годы я жил рядом с этим комплексом построек и каждый день проходил мимо них, идя на работу. Это были огромные каменные амбары с тяжелыми деревянными воротами, подвешенными на старинных кованых петлях и снабженных такими же тяжелыми коваными засовами. Что там было внутри, непонятно. Но оттуда тянуло сыростью, затхлостью, древностью. А в углу этого комплекса стояла старая обшарпанная церковь. На ней не было купола, дощатые двери висели на поломанных петлях и было видно, что внутри сложены какие-то строительные материалы. В другом углу небольшое каменное здание обнесено забором и оттуда периодически выходили, и входили офицер Советской армии и два сопровождающих солдата. Все с красными повязками и надписью на них «Патруль». Это была гарнизонная гауптвахта. Но вот Латвия стала самостоятельной и этот уголок преобразился. Исчезла гауптвахта, вместе с ней и забор, отгораживавший ее. Амбары обновились и преобразились. Они сохранили свое историческую внешность, но в них уже разместились торговые фирмы. А церковь вдруг преобразилась, на ней появился купол и крест, территория вокруг расширилась и изменилась до неузнаваемости. И стала она снова церковью Петра и Павла, т.е. Петропавловской. А перед церковью появился бюст Анны Керн и барельеф А. С. Пушкина. Анна Керн, до замужества Анна Петровна Полторацкая, уроженка города Орла. Ну, а орловские породы не только рысаков, но и женщин, славятся на весь мир.  И стала известна история этого храма. В 17 веке здесь была деревянная церковь шведского гарнизона. А в 1781- 85 годы на ее месте по указу Екатерины второй построили эту самую Петропавловскую. Вначале она предназначалась для гарнизона цитадели, но потом значение поменялось, и она стала главной православной церковью Риги. В Петропавловском соборе совершались молебны с участием императоров во время визитов в Ригу Николая I, Александра II. Здесь хранилось серебряное блюдо с дарственной надписью Екатерины I.
   Здесь же в цитадели жила и муза Пушкина Анна Керн. Поскольку муж ее Ермолай Федорович Керн, генерал лейтенант, многократно отличившийся в боевых сражениях с турками, французами, в кавказских войнах, был назначен в Ригу военным комендантом. Вот в память об этом событии, а скорее всего в связи великим русским поэтом рижские власти увековечили память об этой красавице ее скульптурным изображением. Сам же Пушкин в Риге никогда не был, хотя после встречи с ней во время ссылки в Михайловском, желание такое имел. Но был ограничен в своих действиях. Ему не разрешалось поехать в Ригу, т.к. власть опасалась, что он через Ригу покинет Россию и уедет на Запад. Однако это недоразумение было устранено в 2009 году.  В этот год Московская городская дума подарила Риге памятник Пушкину в полный его рост, который был весьма невелик, что не помешало Александру Сергеевичу участвовать в 29 дуэльных поединках.
При выборе места установки памятника сошлись на том, что он должен стоять недалеко от места проживания Анны Керн. И установили его напротив, через дорогу от Петропавловской церкви в парке Кронвальда, на берегу канала, в тени вековых крон парка. Его скульптура, выполненная из черного мрамора, напоминала о его этнических корнях. Памятник был как бы естественным дополнением культурного фона Риги. В городе довольно много памятников разных эпох, начиная с памятника Барклаю- де- Толли, установленному в самом центре города еще в 1913 году. Хотя еще раньше, в 1910 году на самом почетном месте был установлен главный памятник Города- конный памятник Петру первому. Однако он был снесен в тридцатые годы и на его месте установили почти священную для латышей скульптуру – стелу –памятник Свободы. И вот памятник Пушкину повторил историю памятника Петру. В марте 2023 года городские власти по указанию президента Левита, приняли решение убрать памятник из парка. Что и было сделано. И от памятника на берегу канала осталась только прямоугольная вмятина, в которую люди, выросшие на советской культуре, периодически кладут цветы.   

 


Рецензии