Пушкин и д-Антес - приятели

Странноcть 1
 почему из  придворного кавалергардского полка приятелем Пушкина оказался только заезжий котильонный принц корнет по офицерскому патенту эльзасский барон сын оружейного мастера Жорж Шарль д-Антес (ЖШД)?
О знакомстве Пушкина с будущим убийцей ЖШД мы узнали через 30 лет (1863)  из брошюры поэта 1860-х А.Н. Аммосова (*)   «Последние дни жизни и кончина А.С. Пушкина.  Со слов бывшего его лицейского товарища и секунданта К.К. Данзаса» (**):
« Вот что рассказал нам в разное время К. К. Данзас:
Пушкин после женитьбы своей на Наталье Николаевне Гончаровой[А 2] жил в Петербурге довольно открыто и вёл знакомство почти со всею нашею аристократией. Между лицами, посещавшими часто дом его, был некто барон Дантес, офицер Кавалергардского полка.
Данзас познакомился с Дантесом в 1834 году, обедая с Пушкиным у Дюме, где за общим столом обедал и Дантес, сидя рядом с Пушкиным. «
Из этого сказа потрепанного почти 40-летней не паркетной службой 60-летнего генерала  следует:
- д-Антес был с удостоен редкого права посещать дом славного поэта и его красавицы, от которой в восхищении был сам царь_Государь. И делал это барон часто = т.е. был уже как бы своим в доме и вполне мог быть причислен к приятелям Пушкина. При этом  в воспоминаниях пожилого  человека (сейчас называемого доживающим) нет ни слова о том, что д-Антес  оказывал Натали особые знаки внимания и свой плэзир от ее вида …
- уже почти с самого начала пребывания ЖШД в СПб (зачислен корнетом высочайшим приказом от 8 февраля 1834 г  в Кавалергардский полк, отобранный в него лично государыней А.Ф. с назначением ему негласного индивидуального ежегодного денежного пособия по личному распоряжению императора Николая-1)   он оказывается в пушкинском кругу и притом за столом в ресторане Дюме  он сидит рядом с Пушкиным плечом к плечу, что говорит об одном – они не просто знакомцы  …
Но как и где Жорж познакомился с Пушкиным история не открыла. Вероятно, это произошло где-то в коридорах  дворца (оба  были придворными)  или на одном из придворных балов, где  царствовала Натали.
До декабря 1835-го  никто не отметил никаких следов ухаживания д-Антеса  за женой Пушкина.  А потом он как с цепи сорвался, как будто ему дали команду Фас!  и к  середине октября 1836  он уже в стане столичных врагов поэта
(*) Во время Кавказских походов 1859—1863 гг штабс-капитан Александр Аммосов служил под непосредственным начальством генерал-майора Константина Карловича Данзаса, «за недонесение» о предстоящей дуэли Пушкина поначалу приговорённого к виселице, а затем сосланного Николаем I на Кавказ. Это одна легенда. А реально после дуэли и ареста (гауптвахты) сек Данзас (родовой  эльзасский земляк д-Антеса  как и его сек – кузен виконт Оливье д-Аршиак) не был повешен по закону а прощен и возвращен в 1838 г. опять в спб. инженерную команду, но из-за ссоры с начальником переведен был в чине полковника на Кавказ, в Текинский пехотный полк, с которым участвовал в экспедициях против горцев. В 1856 г. поступил чиновником в спб. комиссариатскую комиссию, но в том же году (!) вышел в отставку … генерал-майором!. Отметим важное для дела дуэля (ибо тогда его было слово и дело мужское = le duel): в 1836-37 инженер-недополковник (так именовали подполковников) К. Данзас бродил по столице, не имея места службы = он опять повздорил с начальником строительной части по морскому департаменту…  Но в 1838 ему присвоили … полковника и вернули столичную инженерную команду. Как странно … И за какие это заслуги?  B 18 лет, гоняя горцев одно время вместе с Лермонтовым (!), он оставался полковником  и уже, уходя в отставку, был удостоен  генеральских погон, хотя и помер бедняком.  Это означает, что прыжок в карьере был связан с дуэлью Пушкина с д-Антесом, в которой Данзас «отличился» как сек поэта…   

(**)Опубликованы впервые в 1863 г, СПб., вышли отдельной брошюрой под названием «Последние дни жизни и кончина А. С. Пушкина. Со слов бывшего его лицейского товарища и секунданта К. К. Данзаса». В дальнейших публикациях авторство часто меняют местами, например: К. К. Данзас «Последние дни жизни и кончина А. С. Пушкина в записи А. Аммосова» (А. С. Пушкин в воспоминаниях современников. — М.: Худ. литература, 1974. Текст в ЭНИ "Пушкин")


Странность 2
почему до декабря 1835 г  д-Антес не уделял фаворитке императора Натали и по совместительству женке поэта и камер-юнкера Пушкина такого внимания, которое он  обрушил на нее потом, разбудив в Натали ген Татьяны Лариной  «Пришла пора…»  и вызвав у нее съезд крыши (вид головокружения, при котором голова считается потерянной, а мозг тотально дезактивированным – по признательным письменным показаниям самой Натали второму мужу ген-лу Петру Ланскому)  и довел мужа до неуправляемой (возмутительной в своем проявлении по  Жоржу – по показаниям на Военно-судной комиссии по делу дуэля) ревности мужа-кокю, ярости рогоносца и неистребимой страсти к отмщению рогача

Это могло произойти по двум причинам:
(А) - д-Антес так часто посещал дом Пушкиных, что Натали в итоге решила = это из-за нее, что он татьяно-ларинский Он (Онегин)  и  сама подала корнету нужный для старта романа сигнал к гону и амуральным атакам. Это гон продолжался до тех пор  пока не возникла к октябрю 1836 г т.нзв. «проблема сестры» = ст. Гончарова и фрейлина оказалась в «интересном положении» и в ее животике стал бурно расти «картофель» (ее кодовое слово в записках к ухажеру сестры!)

(Б) – д_Антесу штаб интимной жизни царя (в него обер-шенком входил граф Строганов – дядя Натали – давший в январе 1837 двум гей-баронам добро на вызов Пушкина на дуэль) отдал негласный приказ взять Натали на поруки = она Николая-1 как первая фаворитка уже не была нужна…  Ведь потом так и произошло: к 1842-му увлечение Николая камер-фрейлиной Варенькой Нелидовой стало таким серьезным, что Натали (возвращенная в стан пассий императора в 40-ом) стала бременем и потому быстро оказалась женой свитского паркетного полковника Петра  Ланского, моментально произведенного в  генералы и затем в командиры элитного полка кавалергардов, хотя никогда до этого тот не командовал ни одной строевой (тем более боевой!) частью …

И еще важный нюанс:

 Инструктором в начале светской жизни Натали была графиня Долли Фикельмон. Она же опекала ввод в питерский бомонд Жоржа.  Каким образом она оказалась у этого «руля» = известно одному Творцу и его наместнику в имперской России

Такое впечатление, что некая невидимая рука вела  Пушкиных к разборке с д-Антесом, который вышел на дуэльный поединок с Пушкиным в густых сумерках 27 января 1837-го, имея в секах двух своих земляков  …


Рецензии