Ядранский ветер

На самом деле под этим названием здесь будет серия рассказов и историй о Черногории.
Уроки кайта

От Ульциня и до границы с Албанией на добрых десять километров песчаный пляж. Зимой здесь тихо и спокойно. И на все десять километров – ни единой живой души! После Москвы – очень странно, но здорово! Чистый мелкий песок и тихое ласковое море, голубое-голубое. Где-то вдалеке-вдалеке – заснеженные горы – это уже Албания. А на всем протяжении пляжа – следы граблей. Тут убирают даже зимой. Зимой правда здесь мусорить некому. Но зато во всю старается море, выкидывая набежавшей волной ракушки, пустые бутылки, пластиковые пакеты, какие-то деревяшки, шлепанцы и даже купальные костюмы, - надо же умудриться в море потерять плавки!
Летом все по другому. Летом здесь появляются аккуратные ряды зонтиков, покрытых тросnником, лежаки, ну и сами загорающие, почти на все десять километров . Но есть и свободные зоны. Если вам не хочется платить «два и по эура» за лежак – можете легко устроиться неподалёку, это не Будва, тут места всем хватит. Но тем не менее все стараются попасть под зонтик. Можно взять и свой зонтик, но со своим таскаться, честно говоря, не очень удобно, да к тому же после обеда непременно подует мистраль, - добрый ядранский ветер, который вам непременно зонтик  снесет,  либо сломает (если ваш зонтик куплен в кина-бутике – непременно сломает, а других по-моему здесь и нет. Вообще-то  – они есть, но они снабжены подставочкой, весом килограмм в тридцать, мало не покажется.).
А еще в свободных от купальщиков зонах есть кайт пляжи. Вот про один такой пляж и пойдет речь.  Так и называется – кайт пляжа.  Кто с этим еще не встречался – кайт это такой воздушный «змей», который при хорошем ветре может легко тянуть ездока на доске. Кажется, что все очень просто – надо поймать ветер, встать на доску, а дальше произойдет все само собой. Это я тоже так раньше думал, глядя но то, с каким азартом и ловкостью это проделывают опытные кайтисты. Долго я на них глядел, потом думаю – все!, больше не могу, я тоже так хочу!
И вот однажды решился. Приценившись по деньгам в разных клубах – нашел самый для меня удобный вариант. Дело в том, что первые 10-20 часов к вам будет приставлен инструктор, который вам все объяснит, и при необходимости спасет от вашего же кайта. Вы можете прийти и со своим кайтом, но инструктора на первые полеты лучше взять, - если не хотите распрощаться со своим кайтом в первый же день. Одно занятие, это почти три часа.  обойдется в пятьдесят евро, но если вам удастся подбить еще 4-х экстремалов, которым надоело валяться на солнце, то гораздо дешевле. А если уже не сезон, то можно выпросить и попуст, - скидку, по нашему.
Вот, окончательно набравшись решимости, ищу инструктора. Вижу славных, крепких ребят в гидрокостюмах и к ним направляюсь. Со мной еще три «неофита». Инструктора важные, но весьма доброжелательные. Здороваемся, какое-то время пытаемся разобраться по английскиq, но быстро находим общее понимание на нашем родном славянском. И хотя языковой барьер и чувствуется – он совсем не высокий. Пока я размышлял, который из инструкторов будет с нами заниматься, - со стороны пляжа появилась весьма симпатичная стройная девушка с татуировкой на ягодице. Девушка направляется прямо к нам и объявляет, что она и есть наш инструктор. Знакомимся, - имя красивое – Милица. Ну думаю, Милочка, как ты вообще кайт  то удержать сможешь, при такой изящности?  А сам уже мыслю как я щас на кайт встану, надую его ветром, да как понесусь!  Не ту-то было! Милица нам раздает гидрокостюмы и всю амуницию, а в придачу - о смех! – какие-то маленькие, игрушечные, я бы сказал – детские, кайты,  и говорит, что сегодня бы будем изучать только теорию. Вот и покатался! Экстремал! Но назад хода нет, надо соглашаться. Да и ладно, я сейчас одной левой этим «змеенышем» покручу, думаю, и она сразу увидит, что я готов на воду. Договоримся. Раскладываем всю амуницию на песке и начинаю потихоньку понимать, что на воду я поторопился! Милица рассказывает про крепеж, страховку  и «прозор ветара» -окно ветра – по нашему. И хоть слова понятны далеко не все, но общий смысл теории езды становиться ясен. Теоретически. Правильно прикрепить крепеж, аккуратно поднять кайт, и не просто поднять, но чтоб тебя сразу не утащило, надо правильно  поставить кайт в «прозор ветара».
             Коромысло к которому крепятся стропы кайта называется бар. Это слово нам знакомо, мы сами из Бара. А «прозор ветара» это нечто вроде окна, в рамках которого кайт надо удержать на ветру. Милица крепит к своему поясу кайт, и  взяв бар в обе руки, предлагает мне поднять кайт, котоый до сей поры трепыхался на песке. В этой процедуре обязательно участвуют двое, даже при работе с тренировочным кайтом. Я аккуратно, следуя наставлениям Милицы, ставлю кайт в прозор ветра и он плавно поднимается в зенит. Милица продолжает объяснять:
          -Stavi; kajt u prozor vetara, podigne; gore i dr;i ga u zenitu, ta ta;ka zovetsja -dvanajst   ili zenit. Zatim polako kreni; ga desno i ljevo. U zenit-edenajst, zatim u zenit-sat. Shvatio me?
-Как же не схватить, конечно всё схватил.    Всё очень просто поднимаешь  в  зенит, потом на одиннадцать, потом опять зенит  и в другую сторону - на час.
Милица убедившись, что я все «схватил»  мило улыбается:
           -Dr;i ga jako i neka on tebe polako povu;e. Onda ne mo;e da odmah pusti; kajt u edenajst i dva, za to ;ta on tebe vrlo jako povu;e. Samo  polako,  kroz zenit!
(держи его крепко и пусть он тебя легко потянет. Тогда, не следует сразу пускать кайт с одиннадцати в два, потому как он тебя очень сильно потянет.  Только плавно, через зенит.
Милица щелкает замком на моем поясе:
-Kada povu;e; bar na sebe – on tako;e tebe jko povu;e. Shvatio?  Stavi; kajt u zenit i polako – u sat-zenit, zatim – zenit-edenajst. Probaj!
-Сватио-схватио! Нэка полако повуче!
Кайт уверенно держу в зените. Получается!
- Sad polako pusti kajt iz zenita – u sat.
Я послушно выполняю все распоряжения Милицы – из зенита – на час.
- Bravo Sergij! Onda polako vu;i bar sebi. Kad vidi; sta vrlo jako – pusti bar i vrati kait  u zinit
(Браво Сергей! Тогда потихоньку потяни бар на себя. Если видишь, что тянет очень сильно – отпусти бар и верни кайт в зенит)
- Важи- важи, полако повучим!
Как только тяну бар неа себя - чувствую, что этот «детский змей» тянет совсем не по детски! Но быстро совладав с силой ветра, играю кайтом вправо и влево. Всё просто!
- Sergij, onda vu;i kajt u  edenaist-dva i suprotno – sat-deset.
(Сергей, тогда тяни с одиннадцати в два,  и назад из часа – в десять)
Послушно выполняю команды и с восторгом ощущаю как кайт, готовый меня в любую секунду сорвать с места все сильнее и сильнее наполняется ветром. Пока всё получается. Почему думаю не попробовать сразу из дэсет в два!? Опускаю кайт в десять, а потом резко -  бэмс!  И в -  два!, Совершенно неожиданно и внезапно - сильный порыв верт!  Автоматически, от удивления и  споря с ветром,  тяну кайт на себя и понимаю, что это была ошибка! Милица это сразу видит и кричит:
- Sergij! Pusti bar i stavi ga  u zenit!
Какой там зенит?! Мозг уже получил команду обратно на десять! Кайт внезапно наполняется сильнейшим порывом ветра, я  от неожиданности еще больше натягиваю бар и  оказываюсь в воздухе!
- Sergij! Pusti bar! – что было силы кричит Милица, и я соображаю, что для того чтобы ослабить силу тяги надо всего-то отпустить бар. Пролетев, как пушинка,  метров пять по воздуху отпускаю бар подальше от себя и о чудо! - плавно приземляюсь. С ветром не поспоришь!
Милица кричит: - Kada  – zenit! – pusti kajt u zenit, kada –  pusti bar! – pusti  bar!  Razumje;?
Пытаюсь оправдываться - Сигурно разумеем, то само случайно удесило!
-Ti si gospodar za kajt, ni  vetar za tebi!
-Разумеем – я сам господар, но и ветар добар майстор!
- Tada neka ovaj majstor dobro radi  za tebi!
- Важи Милица! Важи!
Дальше  выполняю все строго по инструкции и понимаю, что моря мне сегодня не видать!
Милица продолжая внимательно следить за моими действиями на какое-то время отходит к другим неофитам, с которыми впрочем уже занимается другой инструктор. Наверно она просто понимает, что с ветром я уже немного знаком и не захочу с ним больше шутить, и меня можно на какое-то время оставить в покое.
 Но скоро возвращается ко мне и предлагает всё это повторить с большим  кайтом.
- Soglasan?
-Слажем се! – отвечаю – но ощущаю лёгкий трепет.
Плавно опускаем малый кайт на песок, и весь крепеж переносим на большой. Перебираемся поближе к воде и присоединяем  стропы кайта к бару.
Милица передает мне все бразды правления , направляется к кайту и отдает последние указания:
- Kada gotov – poka;i prst  gore i polako podigni kajt u zenit i jko dr;i ga u zenitu!
(Когда готов – покажи палец вверх,  потихоньку подними кайт в зенит и держи  ео в зените!)
Милица  аккуратно ставит кайт в «прозор ветара», а я показываю большим пальцем вверх. Милица отпускает кайт и он подхваченный ветром плавно и послушно поднявшись в зенит, плавно и мирно там останавливается. Пока опять все просто! Милица идет ко мне и мы забираемся в море. Пока без доски. Если кайт стабильно удерживать в зените, то с ним можно легко прогуливаться по берегу.  Здесь повторяем все те упражнения, которе делали на берегу  с малым кайтом. Затем Милица отнимает у меня кайт и перещелкивает крепеж на свой пояс:
- Sergij, sad Ja tebi poka;u kako on vu;e po vode bez daski. Polako pusti kajt u dva, zatim odmah – zenit. Jako dr;i bar. Kada re;em: -„Zenit!“ – stavi ga – zenit,  kada re;em: - „Dva!“  stavi – dva!  Va;i?
(Сергей, сейчас я тебе покажу, как он тянет по воде без доски. Потихоньку пусти кайт в два, а затем – сразу в зенит. крепко держи бар. Когда скажу –«Зенит!» – ставь его в зенит. Когда скажу –«Два!» - ставь его на два!  Хорошо?)
-Важи, важи!
Милица опускает кайт из зенита в два и он ее легко выдернув из воды потащил по волнам. Пока без доски. И как только она его возвращала в зенит она плавно останавливалась. Потом установив кайт в одиннадцать так же легко и просто приплыла обратно.
 - Je li to dobro rozumje;?
Я согласно кивнул головой.
- Tada poku;avaj!
( Тогда попробуй)
- Да уж щас покушаю!
Мы крепим всю амуницию на мой пояс, кайт двумя руками держу в зените и  с нетерпением жду команды.
Милица еще что-то объясняет, но я уже ничего не понимаю, и только согласно киваю головой.
- Sergij! Ne smije; plovati daljeko! Kad bi;e; daljeko Ia tebi dzvizdnu i tada povrati do obolu!
 Я не сразу сообразил, что все это значит, но на всякий случай ответил:
- Ну дзвиздануть и мы можем, а приплыть обратно попробуем.
- Jesi li gotov?
- Готов!
- Tada – Dva!
Опускаю кайт в два и он мгновенно выдернув меня из воды поднимает в воздух.
Милица что было силы уже кричит:
- Sergij! Zenit! Pusti bar!
Какой там зенит?! Безумный Кайт со всей дури устремляется вниз в море, а я, как послушный хвостик кнута, описав в воздухе приличную дугу ныряю прямо за ним. Довольно крепкий удар об воду, легкий шок, полные желудок воды. Нечего варежку разевать! Но удовольствие неописуемое!
Милица уже рядом:
- Sergij, kako je?
- Хвала! Я сам добро!
Милица терпеливо показывает как правильно поднимать нырнувший кайт с воды. Я внимаю, и незаметно стараюсь как бы невзначай откашляться - вода в Ядране гораздо солонее черноморской.
- Sergij! Dvanajst-dva! Dvanajst-dva! Oslabi ramina. Pusti bar. I ni;ta vi;e! Kasd vu;e; bar na sebe to i kajt tebi jako vu;e. Shvatio?
(… - расслабь плечи. Пусти бар. И ничего более! Когда тянешь бар на себя, то и кайт тебя сильно тянет. Понял?)
- Схватил-схватил! Дванайст-два, ослабим рамена, они же плечи, и отпускаем бар!
Оказывается в понимании черногорского языка очень помогает хоть и малое, но знакомство,  с церковнославянским. Милица тем временем уже отдает команды:
- Tada – Dvanajist-dva!
Опять пускаю кайт на два, но уже готов к неожиданностям! В этот раз стараюсь на натягивать на себя бар и о чудо! – плавно плыву по волнам  за ветром.
А Милица уже кричит:
- Dvanajst!
- Есть дванайст! -  пытаюсь ей прокричать, но вместо этого опять набираю полный желудок воды. Но кайт уверенно отправляю в дванайст!
- Opet – Dva! I opet dvanajst!
На этот раз кайт более послушный, тянет меня хоть и быстро, но более приятно, не мотыляя за собой как хвост.  Дванайст-два! Дванайст-два! Здорово! Тут слышу сзади свист! И мгновенно соображаю, что в  «Ja tebi dzvizdnu» совсем нет ничего дурного, это просто значит, что «свистну», пора возвращаться к берегу. Ставлю кайт в одиннадцать и он меня плавно тянет -  к берегу  - значит к берегу.
- Bravo Sergij! Sve je u redu. Ako sjutra bi;e dobar vetar – stanem  na dasku. Danas tvoe vreme izvire, krenem obolu.
(Браво Сергей! Всё в порядке. Если утром будет хороший ветер – встанем на доску. Сегодня твое время закончилось, поворачиваем к берегу)
Ну что-ж, я и не заметил как пролетели 3 часа и пора выбираться из воды. Милица помогает мне «приземлить кайт» и я сдаю всю амуницию. Только теперь замечаю, что все тело  приятно гудит от усталости и напряжения.
Милица улыбается и мы прощаемся до завтра:
Videmo sе sjutra. Kad vidi; vetar je dobar – dolazi, ja ;u  da te ;ekam. Dovi;enja, prijatno-o-o-o!
- Довидьженья Милица. А мне как приятно! 
           Добрый ядранский ветер дует с завидным постоянством все лето, и как по расписанию – каждый день после обеда – настоящий рай для серфингистов и кайтеров. Мало того, благодаря тому, что песчаное дно уходит мелью далеко в море – почти никогда на бывает больших волн – идеальное место для тех, кто решил встать на кайт впервые.
 Следуюйщий день с нетерпением жду полудня. Небо с утра ясное, значит ветер гарантирован. И вот сразу после обеда  отправляюсь за очередной порцией адреналина. Сегодня ветер по крепче – это радует, но и немножко настораживает.
            Меня встречает,  приветливая Милица, мы собираем амуницию и отправляемся в море. Доска пока лежит на берегу, значит еще предстоят «пробные полеты». Милица еще раз показывает как плавать за кайтом,  направляя его в дванайст-два и двенайст-дэсэт. Дальше все это повторяю и я.
           Милица внимательно отслеживает все мои действия  и я послушно выполняю все ее команды:
           -Дванайст-десэт! Дванайст-два! Понемногу пробую натягивать бар и сразу чувствую как увеличивается сила тяги. Захватывает! Ветер таскает меня по волнам, а  я между тем таки думаю, - а почему нельзя из дэсет сразу в два – на воде-то не страшно. Надо попробовать! Не  долго думая на очередной дорожке из десяти разворачиваю кайт в два! И о ужас! Совершенно неожиданно кайт меня выдергивает из воды, на этот раз  на приличную высоту, и я опять    рефлекторно, вместо того чтоб отпустить бар – еще больше его натягиваю.
           Милица что было силы кричит:
          -Sergij!  Zenit! Pusti  bar! Samo da ne naljutish ovog zmaja!
          Дальше делаю еще одну ошибку, вместо того чтоб отправить кайт в зенит и плавно опуститься –  направляю кайт вниз! А точнее даже не направляю,  он сам, меня не спрашивая,  зачем-то с бешеной скоростью устремляется в море. Успеваю заметить как кайт со всей силы врубается в воду и понимаю, что в следующую секунду это ждет и меня.
          Приводняюсь плашмя лицом и пузом! Удар оказался гораздо сильнее, чем в первый раз. Морская вода мощным потоком  врывается в  нос, желудок,  легкие и даже уши. Зачерпнул воды, как пожарный самолет на заправке.  Опять не закрыл» варежку!»  Милица плывет ко мне, кайт кувыркается по воде, а я всеми возможными способами избавляюсь от избытка влаги. Увидев мою,  натянутую улыбку, Милица успокаивается, и только после этого начинает меня крепко ругать:
         - ;ta si u;inio?  Ni si rosumie;? – Ne mo;e; da stavi; kajt od deset v dva,  za to ;to on  mnogo jako povu;e! Jesi li ;iv?!  Pa kako ti se to dopada?
(Что ты сделал? Не понимаешь? Не можешь ставить кайт из десяти в два, потому, что он очень сильно потянет? Ты вообще – жив?  И как тебе это всё нравится?
          - Я сам мислим - да жив! И мне то много и допада и свидьжа!  - Я пытаюсь оправдываться, объясяя, что теперь я окончательно предстaвляю,  чего можно ждать от «этог льютог змия».
         -Sergij! Kako da ;ue;  - „Zenit!“ – pusti bar i stavi kajt u zenit!   И улыбнувшись добавила:
         - ;ta voda jadranska  ni su sladka?
         -Да уж, и вовсе не сладка! Я бы даже сказал солоновата!
         -Dobro, jo; dva-tri puta i stane; na dasku!
         -Важи, важи, я сам готов!
         -Vidim-vidim kako si ti gotov!
         Больше с ветром не шучу и не экспериментирую. За это через три заезда получаю награду – доску. Сначала все показывает Милица. Проворно вставив ступни в крепления доски, тут-же отправляет кайт из зенита в два и уверенно встав на ноги мчится по волнам. Потом поворачивает и так же легко и быстро возвращается. Красиво, просто, и удивительно, как такая стройная девушка да так легко обращается с этим «льютим змием». У меня тоже получится!
         - Tomе ne mo;em da nau;im, kao shvati; vetar i rozumie; dasku – brzo doga;a;! Sad stavi kajt u zenit, sedji; na zadnicu u vodu i stavi noge na dasku. Rozumjie;?
(Этому не могу научить, как ухватишь ветер и поймёшь доску – быстро получится! Теперь ставь кайт в зенит, садись в воду на задницу и ставь ноги на доску. Понимаешь?
         - Розумием-розумием, великий славянский язык!
Сажусь в воду – как было велено.
         - Sad navla;i noge na dasku i polako pusti kajt u dva. ;uvai se! I odmah  - dva-dvanajst!
(Теперь вставляй ноги в крепления доски и потихоньку пусти кайт в два. Берегись! И сразу из двух – в двенадцать!
         Вставляю кое как ноги в крепления, надо заметить, что это не сразу получается, но только почувствовав в ногах уверенный упор, отправляю кайт в два! Кайт легко и приятно выдергивает меня из воды и ставит на доску. Но так как я забываю его отправить в дванайст, он меня благополучно тут-же швыряет носом в воду. Как-то я к этому опять был совсем не готов! Пришлось еще раз попить соленой водички. Эдак к вечеру я выпью  море!  А думал сразу поеду... Ну ладно, сначала попью. Потом все равно поеду!  Кайт естественно опять плюхнулся в море. Доска  плавает где-то позади. Но Милица уже рядом и терпеливо объясняет как поднимать кайт из воды и одновременно ловить доску. Сначала надо поднять кайт в зенит, а потом просто ждать когда доска к тебе сама приплывет. Можно немножко и подрулить. Милица, похоже довольна. По-моему из-за того, что я не успел далеко уехать  ей не пришлось за мной плыть до албанской границы. Возвращаемся по берегу к месту старта. Мы тренируемся подальше от ассов, чтоб им не мешать.
       Делаю еще несколько заходов. Умения пока никак не прибавляется, но прибавляется морская вода в моей утробе! А Милица уже машет руками показывая, что время истекло и пора сворачиваться. Ну нет!, думаю, это совсем не справедливо, надо же на нем хоть 5 секунд постоять! Кричу ей:
     -Ёш едан пут! Как сад не стану, то веч сутра!
     -Важи, хайде, ёш едан пут!
     Ну, была-не-была! Ловлю ногами доску и отправляю кайт в два! Но на этот раз не даю себя так просто выдернуть, а немножко доской сопротивляюсь.  И вдруг доска сама разворачивается правым галсом к ветру и я уверенно еду! И чувствую и доску, и море, и кайт и ветер! Оказывается надо ехать не туда куда тебя тянет ветер, а под углом, то-бишь галсом! Но однако берег неожиданно быстро удаляется, Милица свистит, что было силы. Надо как-то поворачивать назад. У ассов это очень красиво получается, они даже во время поворота умудряются кувыркаться, как раз благодаря тому что кайт, надо направить из двух в десять и этот трюк его здорово наполняет силой ветра. Но с этим мы уже знакомы. Придется попробовать еще раз.  Разворачиваю кайт в десять и как заправский кайтер взлетаю в воздух. Правда приводнение, как и ожидалось, произошло криво и я очередной раз напился морской воды. Но Главное! Хоть доска и слетела, но кайт остался в зените! Заправски вылавливаю доску, ставлю кайт в десять и мастерски плыву к берегу с доской под мышкой. Ну Слава Богу хоть так! Выхожу из воды. Инструктор доволен:
     - Bravo Sergji!
       Дальше мы плавно опускаем кайт,   снимаем всё снаряжение и направляемся в сторону тростникового кафе-бунгало, где и обитают местные кайтеры. Сдаю амуницию, а Милица мне предлагает:
      - Mo;et popie; kafu?
      - Не! Хвала! И показывая рукой в сторону моря, добавляю - Веч доста попио!
      Из бунгало доносится дружный хохот...
       - Tada vidimo se sjutra  Sergij!
       - Увидимся! Срэчно!
-Prijatno-o-o-o!


Рецензии