Глава 449. Бетховен. Второй квартет

Людвиг ван Бетховен
Струнный квартет №2 cоль-мажор
Будапештский струнный квартет
Иосиф Ройзман (скрипка)

Mikhail_Kollontay: Всю жизнь у меня восемнадцатый опус — главнейшее сочинение Бетховена. У кого-то есть такое же? Декларация традиционности, причем как же органично эта традиционность получается. Кажется, что человек ничего из себя не корчит, а просто вот таким языком разговаривает. Хотя знаем, что неправда, что его язык остался, увы, в Бонне, а тут следование образцам и сотворение образцов, но уж больно располагает к себе. Ну и да, играть куда приятнее, чем слушать, больно уж фальшиво и бессмысленно выходит, как ни играй. Вот почему струнники все высят? Читал документальное исследование на эту тему: чем «лучше» скрипач, тем больше высит! Один визг раздается.

artbtgs: «Традиции», дурно сформированные принципы «мелодического интонирования». Пресловутый «тесный полутон» (почти четвертьтон на практике).

Mikhail_Kollontay: Ну да, меня тоже на скрипке так учили. А выходит: ставишь жирным первым пальцем высокий ми-диез, а жирный второй палец на фа-диез уже не влезает, убирать первый ведь лень, так и позицию можно потерять.

artbtgs: Ухитряются не терять, но при этом — ни одного чистого гармонического интервала. Даже квинты «хорошо темперированные» играют.

Mikhail_Kollontay: Я по этой причине в ансамблях никогда не играю и тем более преподавать отбиваюсь. У вокалистов хоть в большинстве случаев совесть есть, им можно сказать. А тут сразу вот то, о чем мы с Вами. Притом это еще и ритма касается.

sir Grey: Ребята, вы говорите мало, но вы говорите смачно, я читал и облизывался. Хотелось бы, чтобы вы сказали что-нибудь еще.
Послушал после вашего разговора этот квартет — просто чудо! Бетховен должен был написать вместо него сонату для фортепиано! У него же и есть очень похожая. Я посмотрел — квартет попадает по опусам между Десятой и Одиннадцатой. Мне обе не очень нравятся, особенно Десятая — вот он и написал квартет. А потом уже пойдут Двенадцатая и так далее, до Тридцать второй.
Очень хотелось бы послушать еще разговоры про скрипки, пальцы и полутона. Неужели, вы, профессионалы, правда, слышите эти четверть тона? Вообразить себе не могу!
Значит, на скрипке первый палец — это второй? Там не только струн меньше, но и палец один лишний получается? И ногами ничего не надо делать. Простой инструмент! Одну ноту играешь двумя руками!

Mikhail_Kollontay: Меня в детстве преследовал один сон: необходимо положить один палец на рельс, и его отрежет поезд. И каждый раз я решал, что отдам безымянный левый — можно играть на контрабасе.

Romy_Van_Geyten: А я когда был маленьким, то жил во дворе, в котором находился задник хлебного магазина. Отчетливо помню, как в шестилетнем возрасте ужасно хотел положить палец под — медленно, в полуметре от меня, проезжавший хлебный фургон, и посмотреть, что будет. Но почему-то удержался.

Mikhail_Kollontay: Вот и не стали контрабасистом, как один довольно известный пианист.

Romy_Van_Geyten: Нет, не стал... не то, чтобы не пытался, но уж больно спортивный снаряд этот контрабас.


Рецензии