Сознание

         О сознании судили (древние мыслители) и судят ныне (эзотерики, верующие) таким образом.  Мол, сознание есть  некий над материальный  дух, первоначало  всего сущего, мыслящая нематериальная субстанция, или мировой разум, который всё видит, знает, понимает и направляет,  и частица которого и в нас, людях  присутствует.
        Помимо подобных суждений, имелись и другие. Например.
 - Б. Спиноза утверждал, что материя первична, но сознание изначально присуще ей в качестве свойства.
 - Гилозоизм, представление о том, что вся материя является одушевлённой, утверждает, что мышление или хотя бы ощущение присущи всем видам материи, хотя и в разной степени.
 - Диалектический материализм, пытаясь понять,  как в процессе  развития материи появляется сознание, выдвинул предположение,  что вся материя обладает свойством, которое, развиваясь, приводит к появлению сначала ощущения, а, затем, и сознания.  То есть, якобы «тяга» к сознанию имеет глубокие корни в фундаменте материи.
      И это ближе к делу, поэтому обращаемся к «корням». 
                Корни
       Способ существования материи есть движение. Движение это постоянная, последовательная, но не повторяющаяся смена состояний и взаимных перемещений материальных масс и образование при этом разнообразных материальных структур-объектов и их дальнейшие преобразования, усложнения, укрупнение, также и разрушения.
       Объекты материального мира, от микро до макро и выше (космические), вследствие  постоянства  движения,  находятся в состоянии непрерывных взаимодействий между собой. Это приводит у взаимодействующих объектов  (твёрдых тел, жидкости, газа, плазмы)  к определённым (большим, малым, полным) разрушениям в их структуре  и изменениям в их внутреннем состоянии. Эти изменения называют отражением объектами внешнего мира.   
       У живых организмов частичные изменения в структуре от воздействий среды фиксируются рецепторами и оформляются в организме как ощущения.  Ощущения  это уже сигналы, используемые организмом для осуществления само идентификации, само организации, само регуляции и организации поведения.
 С обретения живыми организмами способности  формирования ощущений и их использования  начинается развитие у них психизма. Развиваясь и усложняясь в процессе эволюции живого,  психика  у человека «дорастает до сознательности».
       
      Сознание это всего лишь часть  психических процессов, так сказать,  «верхний этаж» всего комплекса  психических процессов и состояний  организма.   «Сознательность»  не врождённая способность психики,  «верхний этаж» психики у человека  «надстраивается»  в детстве в процессе освоения речи. У таких же, как Маугли,  сознание не «прирастает», психика остаётся такой, как у «братьев наших меньших».
         Таким образом, прежде чем разбираться, что происходит в верхнем этаже психики и условиях его «возведения», следует сначала разобраться с психикой.
         
        Психика, или психизм у живых существ, это способность  активно (т. е. целенаправленно) отражать в себе объективную реальность в виде идеальной модели внешнего мира и по результатам отражения осуществлять регуляции в своём поведении и своём физиологическом состоянии.  Это обобщённое определение.
        А подробнее, психика, или психизм,  есть комплекс физиологических процессов, включающих реагирование организма посредством своих рецепторов  на воздействия окружающей среды и состояние своей внутренней среды, и, далее, используя результаты реакции,  осуществлять  познавание,  вырабатывать  субъективное отношение к окружающей действительности (рефлекторное, эмоциональное, осмысленное),  проявлять внимание и волю и, наконец, инициацию и организацию поведения.  В целом же осуществляется наиболее рациональное и надёжное поведение организма по удовлетворению его потребностей  в данных обстоятельствах.      
        Психизм возник и развивался в течение длительной биологической эволюции живой материи в лице живых организмов, и только у тех, которым приходится вести активную подвижную жизнь в неоднородной среде, постоянно приспосабливая своё поведение и положение в ней. Всё это потребовало у организмов наличие соотв. способностей  по осуществлению  необходимых функций, и они возникли и совершенствовались, расширяя при этом свой спектр. Т. о.  психика, как комплекс опр. физиологических процессов у живых организмов, сформировалась и далее поэтапно развивалась в процессе приспособительной деятельности, как фактор адаптации к окружающей среде.
       Каждая последующая стадия психизма, развивалась на основе предыдущей, при этом не исключая «наработанное».
        Высшая ступень психики, «сознательная», развилась  лишь у человека, вершины биологической  эволюции.  На «сознательной»  ступени работает абстрактно-логическое понятийное мышление с использованием речи. А на низших ступенях психизма работают иные способы мышление  (наглядно действенное, наглядно-образно-действенное), а формы психизма, использующие такое мышление, называются   пред сознанием, подсознанием. При отсутствии же у живности всякого мышления  происходит т. н. неосознаваемое  взаимодействие со средой посредством инстинктов.
        Низшие ступени психизма с усложнением психики не утрачиваются.  У человека они действуют параллельно с сознанием и зачастую независимо от наличия его, а оно при этом почти не замечает их присутствия. При этом сознательного  в поведении нормального человека имеет место всего лишь порядка 30%, и этого достаточно (у ненормальных и того меньше), остальное обеспечивают низшие уровни психики.
          Однако в психике  человека жестких границ между различными уровнями не существует. Психика функционирует как единое целое.

         Первой предпосылкой возникновения сознания (как комплекса психических функций) является труд. Известно, что в отличие от животного человек не только употребляет, но и изготавливает орудия труда. Изготовление орудий само  по себе в корне меняло деятельность первобытного человека. Работа над изготовлением орудия уже не является простой деятельностью, определяемой непосредственным биологическим мотивом (потребность в пище). Изготовление орудия  приобретает смысл только из дальнейшего использования этого орудия для добывания пищи. Изготовление орудия требует знания, как делать и знания о будущем применении орудия, и это может быть названо первым проявлением сознания, другими словами – первой формой сознательной деятельности.
        Деятельность по изготовлению орудий приводит к коренной перестройке всей структуры поведения человека. Поведение животного всегда  направлено непосредственно на удовлетворение потребности. У человека же, изготовляющего орудия, структура поведения обретает сложный характер: из деятельности, в целом направленной на  удовлетворение потребности, выделяется специальное предварительное действо.
       
        Второй предпосылкой является возникновение языка, приводящего к формированию  сознательной деятельности человека.  Язык  есть  система кодов (символов), с помощью которых обозначаются предметы, а также их действия, качества, отношения между ними. Словами человек сохраняет в памяти  сведения и передает их другим, тем самым усваивается опыт целых поколений. 
Возникновение языка вносит существенные изменения  в деятельность человека, делая её сознательной. Обозначая предметы и события внешнего мира в отдельных словах или их сочетаниях, язык позволяет выделить эти предметы, направить на них внимание и сохранить в памяти. В результате человек оказывается в состоянии «иметь дело» с предметами внешнего мира даже в их отсутствие.
Язык возник из общения в процессе совместного труда. Совместная деятельность неизбежно приводила к необходимости передать другому человеку какую-либо информацию, обозначающую предметы, включенные в совместную трудовую деятельность.
 При помощи языка обеспечивается процесс отвлечения (абстракции) и обобщения, что позволяет ему стать не только средством общения, но и важнейшим орудием мышления, благодаря чему возможно  отражения внешнего мира (в нейронах мозга) в дополнении к чувственному, ещё и рационального (осмысленного). Язык имел важнейшее значение для дальнейшей перестройки деятельности человека.
Поэтому наряду с трудом язык является основным фактором формирования сознания. Язык проникает во все сферы  деятельности человека, поднимая на новый уровень протекание его психических процессов, язык и речь  есть фактор построения всей сознательной жизни человека в целом.
          
      Сознание, как состояние, это когда восприятие действительности и обработка её означается словом про себя или вслух. Однако мы не всегда это делаем, мы чаще находимся в предсознательном созерцательном состоянии.

      Пред сознание, или подсознание, представляют собой промежуточное психическое состояние между бессознательным и осознанным, существующее в форме  спонтанного течения мыслей, образов и ассоциаций, эмоций. Для высших животных это основной способ освоения действительности, а для нас вспомогательный.
       С такими же способностями рождается и человеческий детёныш, таковыми они и останутся, если он не воспитывается в культурной среде, так как сознания у человека развивается  только в социальных контактах с освоением речи.
И вообще, индивидуальное сознание человека возможно лишь в общении с лицами сознаниям уже обладающими при условии существования сознания общественного.
       
       Общественное сознание это  совместно накопленные людьми  знания, а именно: язык и зафиксированные им моральные  и правовые установки, мировоззрение, идеология, религия, философия,  взгляды и представления, научные идеи и теории.
         
        Однако смеют место множество временно изменённых (искажённых) форм и расстройств сознания, а точнее, искажённого восприятия действительности, влекущего к неадекватности в поведении: галлюцинации, зацикленность, испуг,  гипноз, опьянение, лунатизм,  различные трансы и т.д.
А сумасшедшие это уже совсем больные.
         
       К сверх сознанию  относится творческий процесс, озарение. Это когда постоянно работающие извилины из накопленной информации осознанной, подсознательной, чувственной формирует варианты желанного результата и преподносит их своему Я.
    
       Самосознание. Включает в себя:
 - само осознание - начинается прекращением (в раннем возрасте) осознания себя принадлежностью среды с последующим формированием личностности, своего Я;
 - самооценка (рефлексия) - способность отдавать себе отчёт (означить словом) о своих мыслях, желаниях, оценивать мотивы своих поступков и давать поступкам нравственную оценку, давать отчёт о своих чувствах и переживаниях, осознавать своё место и роль в обществе.
 - самопознание - оценка своих физических, умственных и психических способностей и возможностей, и на основе этого сознательно бороться со своими слабостями.      

        И так, сознание есть высшая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности при постоянном общении с другими людьми.
Окружающий мир  отражается обобщенно в форме понятий, зафиксированных в языке,  и на этой основе обретается способность к абстрактно-логическому понятийному мышлению. На таком мышлении обретается способность к рациональному, т. е. обдуманному, (в дополнению к эмоционально-чувственному) взаимодействию с окружающим миром.
А далее, на этой основе:
-Общение преимущественно вербальное, т. е. словесное (но всё же эмоционально окрашенное).
-Формируется собственный осмысленный внутренний мир (матрица мировоззрения).
-Начинается  осознанное отношение к миру и понимание себя в нём.
-Появляются способности к целенаправленной деятельности, что дает возможность не только приспосабливаться к среде, но и приспосабливать среду под себя;
-Проявляется способность к произвольной (волевой) регуляции своего поведения, например, подавление эмоциональных реакций, лицедейство.

  Вот и всё. И наше сознательное Я рождается и развивается в нас самих, а не исходит откуда-то сверху.


Рецензии
Хорошая, добротная статья в русле "павловских" воззрений, как будто бы написана в незабвенные советские времена для укрепления "диалектическо-материалистических" взглядов. Пишу это безо всякого ерничания.
Так думают многие, беря за основу развитие нетонких, грубо-материалистических пластов. Имеют право на такую точку зрения.
Но про символы захотелось добавить, извините.
Весь мир - система знаков, символов. Да, конечно, человек больше пользуется сигналами (слова, цифры, иероглифы, различные коды в технике, пр.), но представители животного мира тоже пользуются сигналами, не только природными (запахи, изменение температуры, пр.), но и имеют собственный обмен сигналами-знаками внутри сообщества(тревожные крики, зов детенышей, поднимание хвоста в момент опасности, прочее). А это уже несколько похоже на человеческое общение.
Была статья про ворон, что канадские вороны не "понимают" английских. "Языки" разные.
Сигналы, символы, знаки в природе везде. Любой материальный кусочек несет в себе кучу информации (из чего состоит, сколько времени существует, прочее,- пластами до самых глубоких материальных низов).
А что это, если не бесконечная система знаков-символов?
Не информационное поле?
Так что, есть еще над чем подумать...
Всего Вам доброго!

Виктор Трофимов 2   01.11.2024 09:09     Заявить о нарушении
Вот что, Виктор, писал я своей работе "Знания и познание"
"Мы находимся в гуще процессов и событий, проходящих в окружающей среде: атмосферных, тектонических, геомагнитных, общественных, экологических, экономических, социальных, при этом находимся ещё под воздействием солнечной радиации, магнитного поля и гравитации.
В результате этого мы просто погружены в океан порождаемых этими процессами сигналов. При этом и сами являемся частью среды и активными участниками происходящих в ней процессов, воздействуя своими сигналами с умыслом и неумышленно на всё окружающее нас".
Здесь я сознательно, чтобы не запутать суть дела, не использовал термин информация, настолько многозначно.
Информацией для себя считаю те, поступившие на мои, или чьи рецепторы, сигналы, испускаемые умышленно или непроизвольно, которые смог воспринять как сведение, т. е. расшифровать и понять.
Т. е. не всё из океана сигналов в природе для меня, или вообще кому, информация. И потому этот "океан" называть информационным полем слишком.
Потому что информация (принятое и понятое) она как бы творящая, т. е. она что-то изменяет в извилинах, и эти изменения отражаются на твоём самочувствии и поступках. Умышленно и целенаправленно посылаемые сигналы на это, кстати, и рассчитаны, но в океане таких не много (от людей, животных, растений), и далеко не все они достигают своей цели, т. е. створяют что хотели.

Ну, в общем, всё во всём вольно или невольно так или иначе отражается.
Только вот такого, как эзотерики считают, информационного поля, которое умышленно (прямо как Дух святой) творит окружающий мир и правит нашим сознанием, пожалуй нет.

Михаил Шамин 2   30.10.2024 16:31   Заявить о нарушении
Уважаемый Михаил!
Спасибо, что ответили.
У нас есть, конечно, разница во взглядах, но так и предполагалось.
Я как раз не против Духа Святого. Но это надо прочувствовать, прибавлять к "голым рассуждениям".
В философии были, Вы знаете, кроме материалистов и идеалистов, дуалисты, совмещавшие и то, и другое.
Спорить, как вы понимаете, бесполезно.
К тому же есть и т.н."понятийные" тупики. Боюсь, что мы из-за множества нюансов по-разному понимаем термин "Информационное поле". И какие-то другие названия трактуем с незначительными как будто бы расхождениями. Но на конечных взглядах они (расхождения) сказываются существенно. Каждый из спорящих считает, что его не поняли, поэтому не хочется сильно раскручивать тему, иначе утонем в словесном (см."информационном") море.
Всего Вам доброго!

Виктор Трофимов 2   30.10.2024 18:36   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.