Какой роман Лескова почти не издавали в СССР?

Николай Лесков – гений, незаслуженно задвинутый во второй эшелон.  Ну, «Левша», ну, «Леди Макбет Мценского уезда»»…  А что ещё? А ещё – много чего, да это что-то ещё нужно раскопать, как хорошо спрятанный клад.
Список русских классиков, как известно, сформировали в СССР.  После его распада перечень пополнили разве что Булгаковым. Пушкин, Толстой, Достоевский «забронзовели». Что называется, идеологически выдержанные писатели, насаждаемые в советской школе.
Лескова изучали постольку-поскольку, а его роман о нигилистах «Некуда» и вовсе был затабуирован. Почему? Потому что нигилистов, предшественников пламенных революционеров, Николай  Семёнович изобразил с нескрываемым презрением.
О нигилистах полагалось знать только то, что написал о них, точнее, о нём в своих «Отцах и детях» Тургенев. Его Базаров – это прямо агнец божий в сравнении с персонажами романа «Некуда». Или, говоря современным сленгом, версия лайт.
Истинные нигилисты были инфернальными личностями. Нарочито грязные, показушно вонючие приверженцы промискуитета…  Зачем о таких несимпатичных типажах знать советским школьникам, будущим строителям коммунизма?
Но ведь необязательно включать в общеобразовательную программу этот, безусловно, сильный роман. Однако «Некуда» и вовсе положили на полку.  Как нечто неприличное.
Зато нынче так называемый мэтр  высокомерно изрекает: «Этот роман заклевали. А сейчас так почитаешь: смотри-ка, Коля Лесков, ты всё понял давным-давно и написал неплохой роман».
Дядя, во-первых, не Коля, а Николай Семёнович. Во-вторых, не неплохой, а по-настоящему талантливый. Хорошо, что это произведение наконец-то стало доступным.      


Рецензии