Анатомия предательства Глава 8
В данной главе попробуем разобраться в таком виде предательства, именно из альтруистических побуждений. Для начала определимся в понятиях. Во-первых, что такое альтруизм. Альтруи;зм (лат. alter — другой, другие) — понятие, которым осмысляется активность, связанная с бескорыстной заботой о благополучии других; соотносится с понятием самоотверженность — то есть с приношением в жертву своих выгод в пользу блага другого человека, других людей или в целом — ради общего блага. Альтруистом называют бескорыстного человека, который совершает поступки из желания помочь, а не потому, что его обязывает к этому чувство долга, давление общества или религиозные соображения. Этому феномену противоположен эгоизм. Однако некоторые теории альтруизма не исключают наличия выгоды, которая может даже не осознаваться альтруистом. Примеры альтруистического поведения: участие в волонтерстве, помощь коллеге по работе, помощь другу в учебе, покупка для соседа, одалживание машины, нуждающемуся другу, помощь с переездом другу, присматривание за ребенком своих друзей, оказание другу разных услуг, например привести лекарство из аптеки, отвезти друга или соседа на автобус или поезд и т.п. Альтруизм в большей степени ориентирован на свое социальное окружение, которому он готов оказывать помощь поддержку не только моральную, но и материальную. Другая категория альтруистов нацелена на помощь всем, кто в ней нуждается и не ограничивается конкретными людьми из своего социального окружения. Способен ли альтруист предать других, руководствуясь ложным понятием блага? Конечно может, потому что он человек, а человеку, как известно, свойственно ошибаться. В тридцатые годы существовала мода выставления своих грехов на всеобщее обозрение. Даже любящие друг друга люди, считали, что они таким образом спасают своих любимых от серьёзных ошибок, давая им возможность покаяться и признаться в своих ошибках. Только для многих, такое покаяние, как правило заканчивалось тюрьмой, или обвинением в более тяжких делах, в том числе и расстрельных. Таким образом, любой человек, который выставлял грехи своего друга или любимого на всеобщее осуждение совершал по отношению к нему акт предательства, но из альтруистических побуждений. Это как раз тот случай, когда благими намерениями устлана дорога в ад. Ряд людей предавших свою родину, успокаивали свою совесть тем, что полагали, что они осуществляют борьбу с тоталитарным режимов во имя блага своего Отечества. Кстати, многие из воинства генерала Власова считали, что они борются за новую Россию, но без большевиков. Даже трехцветный флаг царской России, под которым они воевали был символом, такой борьбы. Следует вспомнить, что под таким же флагом белогвардейцы воевали с красными, во время Гражданской войны. И в Советском Союзе флаг красного цвета, цвета пролитой крови, тоже был таким символом другой страны. Правда, эти предателей нельзя назвать альтруистами, потому что они стали предателями в другой ситуации, или купить себе жизнь ценой предательства, или погибнуть, они выбрали первое, а потом уже, стали убеждать себя что они борются за правое дело. Такая мимикрия, весьма характерна для человека, особенно слабого духом. Сильный духом борется до конца, невзирая даже на отсутствие шансов остаться живым, и спасти свою жизнь. А вот самопожертвование во благо других для альтруиста не является недоступным. Но, у альтруистов, как впрочем и у других людей, есть своя слабая сторона, которую можно объяснить расхожей фразой. «Помоги другому, и тогда к тебе снова обратятся, когда возникнут проблемы». Выгодой альтруиста в данном случае может стать установление контактов с людьми, которые готовы принимать его помощь. Негативной стороной данного явления может стать то, что альтруиста будут окружать только те люди, которые будут пользоваться им. Кстати, впервые слово альтруизм было употреблено в трудах французского философа Огюста Конта в качестве противоположности эгоизму, который считал альтруизм движущей силой изменения человеческого общества и воплощением моральной нормы «жить ради других». Наблюдения за животными показывают, что альтруизм присущ не только людям. Например, летучие мыши делятся едой со слабыми особями, а буйволы защищают раненых сородичей от хищников. Кроме этого, сообщество крыс тоже имеет не только некую разновидность яслей для молодняка, в которых молодые самки ухаживают за детенышами, но и своего рода систему социальной помощи своим сородичам, где они делятся пищей со старыми и увечными особями, которые уже не могут самостоятельно добывать пищу, давая им возможность существовать. Но, у тех же крыс существует крысиный каннибализм, который считается весьма распространённым явлением, напоминают британские ратологи. Подобное поведение наблюдается у грызунов даже в более-менее привычных и комфортных для них условиях, однако нехватка еды, конечно же, усиливает такие тенденции. Крыса-мать, отмечают специалисты, с большой вероятностью не станет при отсутствии еды делать всё для выживания потомства, а просто съест его сама. Хотя, с другой стороны учеными биологами был проведен такой опыт с крысами, чтобы выявить степень их мотивации к удовлетворению личных потребностей. Первым стимулом была еда, чтобы добраться до еды крыса должна была пробежать через участок с подключенным током. Напряжение, каждый раз повышалось и наконец настал такой момент, когда крыса отказывалась бежать к пище даже под угрозой гибели от голода. Следующим стимулом, стал половой инстинкт, самец был в состоянии преодолеть препятствие, чтобы добраться до самки с более высокими показатели электрического тока. Но, и у этого стимула был предел, который крыса не могла преодолеть. И наконец, третий стимул, это материнский инстинкт. У самки, отбирали её детенышей и заставляли их испускать сигналы о помощи. Самка чтобы спасти своих детенышей, оказалась способной преодолеть энергетический потенциал, который бы в нормальном состоянии был смертельным для неё. Но, судя по всему, переход этой особи в измененное состояние и мобилизация всех ресурсов, позволили ей преодолеть это препятствие без ущерба для своего здоровья. А вот у некоторых разновидностей пауков, самка при отсутствии пищи позволит паучатам использовать её в качестве пищи, настолько сильный у неё материнский инстинкт. Поэтому, наверно, даже альтруист, случайно попавший в плен к людоедам, не рискнёт предложить себя им на ужин, чтобы они пощадили других пленников. Но, в истории известны случаи каннибализма, когда потерпевшие кораблекрушение съедали одного из них, чтобы выжить. Но, участь несчастного определяли путем жребия, или съедали самого слабого. Здесь ни о каком альтруизме не может быть и речи. Как показывают исследования, люди относятся к альтруистам отнюдь не однозначно, а иногда судят их особенно сурово. Это объясняется тем, что не все правильно понимают мотивы, которые ими движут, и это вызывает недоверие к тем, кто помогает незнакомцам. А иногда альтруистов обвиняют в том, что они занимаются саморекламой, публично рассказывая о своих добрых делах. Кроме этого исследования показывают, что люди могут меньше доверять альтруистам, которые сосредоточены на благе наибольшего числа людей. Ведь такой тип тратит львиную долю своего времени и ресурсов на тех людей, которых они не знают. А значит, они будут менее лояльными в отношении друзей или партнеров. Многие люди сталкиваются с жизненным выбором, как поступить. Вот, к примеру случай из жизни, молодая женщина проживает с человеком, который погряз в долгах, потому что игрок. Она стоит перед выбором, бросить его, то есть совершить акт предательства по отношению к нему, или продолжить свою безрадостную жизнь в объятиях нищеты. Конечно, у неё не хватило сил продолжить свое существование и она сделала свой выбор, бросила своего возлюбленного, которого не смогла переубедить бросить, свою вредную привычку. Конечно, мы в житейских ситуациях относимся с пониманием таких актов предательства по отношению друг к другу в семейной жизни. Какие деяния не относятся к уголовно – наказуемым, поэтому с позиции государства они не представляют для него интереса. Другое дело, когда акт предательства совершается по отношению к государству, и здесь уже не важно какими мотивами предатель руководствовался. Взять, к примеру, деятельность бывшего агента АНБ Сноудена. Он опубликовал секретные данные, потому что хотел привлечь внимание людей всего мира, к тому что США в своей деятельности использует незаконные методы получения скрытой информации, в том числе, касающейся личных данных людей. С точки зрения властей США, он предатель, но в России, где он был вынужден скрываться, его предателем не считают. Его, конечно, можно назвать альтруистом, потому что он верил в то, что его действие сможет изменить к лучшему, поднимет волну протестов против незаконных методов США, в том числе по отношению к своим союзникам. Но, его чаяния не оправдались, правда союзники были шокированы, тем что им не доверяют, но молча проглотили обиду. Даже Меркель, будучи канцлером ФРГ, узнав о том, что её телефоны регулярно прослушиваются и что в этих делах замешала и немецкая разведка БНД. тоже не стала поднимать большого шума и скандал сошёл на нет. Хотя, по правде говоря предательство из альтруистических побуждений, вещь достаточно редкая в отличие от других мотивов, если не учитывать такой такой вариант, когда человек предаёт самого себя, чтобы спасти других людей, то есть берёт чужую вину на себя. Такие случаи во время войны были нередки, фашисты часто использовали заложников из гражданского населения, чтобы виновников в совершении, какого либо деяния по отношению к солдатам немецкой армии. В этом случае, находились люди, которые жертвовали собой, ради того чтобы спасти заложников, беря на себя чужую вину. В литературе был описан случай, когда одного из руководителей местного масштаба арестовали по доносу. Это было время великих репрессий. Под воздействием жесточайших пыток он признался во всех обвинениях, а чтобы довести ситуацию до абсурда, стал давать показания против людей, которые ни коим образом не могли быть предателями. Он думал, что слишком большое количество арестованных, вызовет обоснованный интерес у вышестоящего руководства НКВД и оно отправит комиссию, чтобы на месте разобраться с ситуацией и определить, что на самом деле происходит, и возможно, прекратит необоснованные репрессии. Но, такой расчёт не оправдался, репрессивный аппарат оказался в состоянии переварить такую массу обвиняемых. И никого не смутило, что почти половина населения небольшого города была осуждена по ложному обвинению одного человека, который пытался путем предательства ни в чём неповинных людей не только облегчить свою участь, но и помочь другим избавиться от необоснованных репрессий. Местное руководство правоохранительных органов получило ордена, повышения по службе, за раскрытие крупного заговора среди населения это несчастного городка. Другой случай касался, того, что одного из руководителей тоже арестовали и подвергли пыткам, но он не признал своей вины. Тогда к нему пришел один высоких руководителей НКВД и убедил подследственного, как честного коммуниста дать возможность эффективно бороться с предателями в своей стране, чтобы укрепить единство народа перед войной, то есть дать признательные показания против тех, кто был указан в списке. То, есть этого человека обрекли на роль сакральной жертвы, который должен был раскрыть предательский заговор против своей Родины. И пожертвовав собой, помочь раскрыть всех скрытых врагов. Этот высокопоставленный чиновник, сказал что его героический поступок будет оценен по достоинству, когда придёт время раскрыть правду для народа. Человек поверил в эти слова, что он действительно выполняет поручение партии и предал всех на кого ему указали, в том числе и себя, потому что полностью признал свою вину, за то что они в действительности не совершал. Это преступление можно тоже отнести к категории предательства по альтруистическим соображениям. Конечно, такие поступки могли происходить и происходили в страшный для людей период существования нашего государства. Тогда случаи предательства своих знакомых, чтобы спасти родных и близких, к несчастью были нередки. Есть ещё один пример, описанный в художественной литературе, возможно он был на самом деле. Один из высоких руководителей был арестован и обвинен в антигосударственной деятельности. Он сумел выдержать жесточайшие пытки, но сломался на том, когда на допрос, стали приводить случайных людей, которых брали на улицах и расстреливать у него на глазах, даже невиновных женщин, которые имели маленьких детей. Конечно, он не выдержал такой пытки и чтобы спасти всех невинных, которых обещали убивать каждый день у него на глазах, подписал признательные показания, в которых он предавал себя, и других указанных ему людей. Бесспорно, это была страшная эпоха. Но, даже в ней находились альтруисты, которые могли пожертвовать собой, ради других людей. Но, вернёмся в наше время, в котором тоже есть свои герои. Люди бескорыстно помогают всем, чем могут гражданам Донецкой и Луганской республики. После злодейского акта государственного терроризма бандитского руководства Украины. Когда была разрушена плотина Каховской ГЭС, последствия этой катастрофы еще предстоит оценить, граждане России готовы оказать любую помощь пострадавшим. Вот, это как раз тот случай, проявления массового альтруизма. Но, может быть такая, ситуация, когда под прикрытием альтруизма, могут скрываться совершенно другие деяния. Теоретически такое возможно, к примеру волонтёр везёт продукты или какое-либо имущество, а сам тем временем собирает оперативную информацию и передает её спецслужбам Украины, потому оказался предателем и был завербован для проведения именно такой деятельности, хотя прикрывался альтруистическими помыслами. К счастью, мы пока о таких примерах не слышали, но исключать их полностью конечно нельзя. Тем более, что под руководством британских спецслужб, которые давно прославились своей подлостью и коварством, украинские спецслужбы морально готовы совершить любую диверсию, любой террористический акт, невзирая на последствия. Поэтому, и приходится сомневаться иногда в чистоте помыслов тех людей, которые напоказ выставляют свой псевдоальтруизм, хотя на самом деле альтруистами не являются. Все помнят трагический случай убийства Владлена Татарского, которому Дарья Трепова преподнесла его собственный бюст, со смертельной начинкой. Поэтому под личиной альтруистов могут скрываться совершенно другие люди, выполняющие свое задание, том числе шпионы и террористы. Конечно, нельзя проверить всех альтруистов на чистоту их помыслов и наличие иных мотивов. Но, определённые мероприятия по обеспечению безопасности все же приходится проводить. Сейчас возможны любые диверсии, осталось только применить биологическое оружие и «грязную бомбу». Предпосылки к такому применению уже есть, как и оперативная информация. В этом случаи люди, бескорыстно помогающие фронту могут быть использованы, как прикрытие для любых грязных помыслов. А теперь окунемся немного в науку. Естественный отбор способен порождать альтруистические отношения между организмами, и другое - создать эффективные, "работающие" модели, подсказывающие нам, как мог развиваться этот альтруизм в действительности. Достижением социобиологии и было создание именно таких моделей. Решающие из них - две. Первая - это так называемый родственный отбор (kin selection). Социобиологи постоянно подчеркивали, что в эволюционном процессе реальное значение имеет не индивидуальное выживание как таковое, но скорее успешная передача единиц наследственности, или генов. Тот организм, который оставляет "после себя" большую пропорцию своих собственных генов, является более приспособленным, преуспевающим организмом. В нормальных условиях организму биологически наиболее благоприятно воспроизводить самого себя, ибо родственники ведь делят между собой лишь часть его генов. Однако при возникающих по той или иной причине исключительных обстоятельствах для индивида может оказаться более выгодным содействовать воспроизводству родственных индивидов даже ценою собственной жизни, действуя таким образом саможертвенно на благо других. Эта ключевая идея и названа нами "родственным отбором". В мире животных есть 4 основных, естественных потребности, в достижении которых в принципе и состоит жизнь животного. Во-первых, это ПИТАНИЕ. Живой организм должен получать энергию для процессов жизнедеятельности. Так называемый обмен веществ или метаболизм. Затем, вторая потребность - СОН. Любое живое существо нуждается в отдыхе. Нехватка сна также приводит к смерти как и нехватка еды. Даже мухи и тараканы погибают, если им не давать отдыхать. Как свидетельствует книга рекордов Гинесса, рекордсменом стал Рэнди Гарднер, проведший без сна 264 часа, то есть около 11 суток. Третья потребность - СОВОКУПЛЕНИЕ. Естественно понятно зачем нужно размножение - продолжение жизни. Сюда же входит забота о потомстве, брачные игры и т.д. И последняя потребность это ОБОРОНА. Постоянно необходимо обороняться от природных явлений, хищников, конкурентов и т.д. Этим и ограничивается сознание животного в процессе жизни. Естественно, здесь есть и свои исключения, проявление животными иных качеств, но эти исключения лишь подтверждают правило. Конечно, эти потребности присущи и человеку, но он обладает абстрактным мышлением, а у животных предметное мышление (здесь и сейчас). У животных нет самосознания. Человек, в отличие от животных, является личностью. Шеллер утверждал: "человек может посмотреть на себя со стороны, животное же не выделяет себя из окружающей среды, они привязаны к природе". Шеллер: "то, что делает человека человеком, есть причины противоположные жизни - дух". У человека между системой рецепторов и системой эффекторов есть третье звено. Кассирер назвал его символическая система-культура. Животное на внешний стимул дает прямой непосредственный ответ, а ответ человека задерживается - он думает, как лучше повести себя. Животное с самого начала получает свою сущность, человека же природа помещает в мир незавершенным. Его инстинкты ограничены, не обеспечивают приспособленность к среде, но вопреки этому человек не просто адаптируется, но и расширяет свой круг. Животное само приспосабливается к среде, меняет цвет, длину, а человек среду преобразует под свои потребности. В качестве заключения, автор не ставил целью описать полностью альтруизм, как одно из благородных проявлений человеческой сущности. Есть такой циничный афоризм: «Дружба– это процесс обмена взаимовыгодными услугами». Это к тому, а что получает взаимен альтруист, когда он делает благое дело, для других людей, моральное удовлетворение, эстетическое наслаждение, позитивную энергетику, на ответную реакцию благодарных людей, или нечто другое. К сожалению, , наука еще не проникла глубоко в тайны человеческой психики, и мы в настоящее время не можем авторитетно заявлять, что альтруизм, божественное благо, данное избранным людям, в качестве примера для остальных.... .
Свидетельство о публикации №223060800585