Скорочтение

Современные дети приходят в первый класс школы подготовленными: читают, считают, пишут, рисуют …

В послевоенное время, да и в шестидесятые годы прошлого века, родителям некогда было заниматься обучением будущих школьников: выжить бы, да накормить и обиходить детей.

Я пошла в первый класс в 1962 году и, как большинство моих ровесников, не знала букв и цифр: зачем учить их самостоятельно, если скоро в школу и там всему научат?!

С чтением у меня не заладилось с самого начала: выучив все буквы, я не могла читать слова. Выход из положения нашёлся быстро; запомнив по картинкам тексты в букваре, на уроках я бодро отвечала: «Мама мыла раму», не всегда попадая «в тему».

Целый год со мной «бились» родители и старшие сёстры. Ничего не получалось: буквы никак не складывались в слова.

По остальным предметам, в том числе и по математике, были хорошие отметки, а вот чтение не давалось мне никак.

В шестидесятые годы прошлого века в небольшом населённом пункте никто не слышал о дислексии (от греческих слов «приставка» и «слова, речь») – специфическом расстройстве способности к обучению, для которого характерны сложности с точным и быстрым распознаванием слов при чтении, а также письмом под диктовку.
 
На родительских собраниях учителя делили школьников на «способных» и «трудолюбивых»; в первом классе меня, увы, не относили ни к одной из этих категорий.

К окончанию учебного года меня «прорвало»: я начала читать всё подряд. Заголовки статей из папиных газет и маминых журналов, детские книги из домашней и школьной библиотеки …

Записалась в поселковую библиотеку: чтение стало моем любимым занятием.

В средних и старших классах преподаватели русского (в Белоруссии – и белорусского) языка рекомендовали учащимся в течение летних каникул прочитать книги русских и советских классиков, изучение которых было предусмотрено учебной программой общеобразовательной школы.

Я выполняла поручение наставников с удовольствием, без труда осваивая книги для внеклассного чтения, а вот на романе Льва Толстого «Война и мир» застряла. Пыталась понять длинные рассуждения классика мировой литературы, которыми изобилует текст; отвлекалась и вновь возвращалась к началу изложения авторских соображений; искала любой предлог прекратить чтение и с удовольствием откликалась на просьбы мамы постирать, убрать, прополоть и порыхлить грядки …

Первый том романа Льва Николаевича терпеливо ждал медлительную читательницу. Возвратившись к чтению и осилив несколько страниц, «вспоминала» о «срочном», не выполненном мною задании мамы и ... в очередной раз откладывала книгу.
 
Принимаясь за второй том эпопеи, подумала о «скорочтении». Ещё ничего не зная об этой методике, мечтала:

– Вот бы научиться быстро читать, я вмиг прочитала бы роман Льва Толстого «Война и мир», так любимый иностранцами!

Много позже узнала, что первый курс скорочтения* был организован в 1925 году в Сиракузском университете США, а в 1940-х годах скорость чтения повышали аппаратными способами, с помощью тахистоскопа, которым в психологии определяют скорость и точность восприятия и проявляемого при этом внимания.

В 1966 году в Советском Союзе одесские исследователи И.З.Постоловский и Е.Г.Семёнов начали эксперименты по обучению быстрому чтению с использованием разработанного ими прибора – «ускорителя чтения». Принцип его работы был прост: лентопротяжный механизм с заданной скоростью подаёт напечатанный на многометровом свитке текст, который вставлен в специальное окошко-рамку. Задача читателя – успеть прочитать, а при достижении желаемого результата – ускорить подачу текстового материала.

В Минск методика безаппаратного регламентированного чтения пришла только в 1971 году. Под руководством психолога С.П.Цурановой было организовано обучение быстрому чтению студентов, школьников и специалистов различных отраслей народного хозяйства.

По данным разных авторов, при скорочтении быстрота усвоения материала увеличивается примерно в три раза.

– Нет, всё равно не удалось бы мне прочитать роман Льва Толстого ускоренным методом, – размышляла я, ознакомившись с информацией об истории разработки новой методики чтения. – В начале семидесятых годов я готовилась к сдаче выпускных школьных и вступительных экзаменов в институт, какое тут скорочтение?!

– Ага, всё ты отговорки ищешь, чтобы оправдать свою лень! – возмутился внутренний голос. – То дислексию придумала, чтобы полегче было в первом классе, то выпускными и вступительными экзаменами прикрываешься! Бери пример с неизвестного читателя твоей писанины, который первого июня буквально поселился на твоей прозаической страничке!

– Это тот, что зашёл вечером, прочитал об ударнике коммунистического труда, ещё пару-тройку миниатюр на русском и белорусском языках, а потом начал читать главы из книги об истории Барановичской медицины? – уточнила я.

– Да, именно этот. А ты знаешь, сколько глав он прочёл? – осведомился оппонент.
 
– Не знаю, наверное, немного почитал, да и ушёл на другую страничку, – ответила я.

– Да, но до ухода он прочитал все семьдесят восемь глав книги. И за какое время, как ты думаешь, неизвестный читатель осилил твой многолетний труд? – полюбопытствовал внутренний голос.

Я обратилась к списку прочтений. 19:31 – предисловие и первая глава; 21:50 – глава «Знаменитые медики Барановичского края» и «Заключение».

– Товарищ, освоивший скорочтение, за неполных три часа осилил книгу! Пора и тебе заняться изучением методики стремительного чтения, учиться ведь никогда не поздно! – предложил голос разума.

– Нет, быстрое чтение – это не для меня. Я читаю не торопясь, возвращаясь иногда к понравившимся мне эпизодам повествования. Ты бы, всезнающий, лучше подсказал, какую именно информацию так настойчиво разыскивал читатель в публикации, представляющей интерес преимущественно для медиков небольшого региона Беларуси? – поинтересовалась я у внутреннего собеседника. 

Внутренний голос замолчал и целую неделю не издаёт ни звука. Видно, не по силам оказалась задача: читатель-то – неизвестный …

*Один из ближайших соратников В.И.Ленина В.Д.Бонч-Бруевич рассказывал:

«Читал Владимир Ильич совершенно по-особому. Когда я видел читающего Ленина, мне казалось, что он не прочитывает строку за строкой, а смотрит страницу за страницей и быстро усваивает всё поразительно глубоко и точно: через некоторое время он цитировал на память отдельные фразы и абзацы, как будто он долго и специально изучал только что прочитанное. Именно это и дало возможность Владимиру Ильичу прочесть такое громадное количество книг и статей, которому нельзя не изумиться».

Техникой скорочтения владели Бальзак, Наполеон, Карл Маркс, Пушкин, Чернышевский, Горький, Сталин, Гитлер, Франклин Рузвельт, Джон Кеннеди; из наших современников – Билл Гейтс.


Рецензии
Доброе утро уважаемая Нелли!
Интересную тему вы затронули Но я как то не интересовался скорочтением.
Причтение я стараюсь увидеть картинку.
Всего доброго светлого вам!
С уважением


Владимир Деменин   16.08.2024 06:55     Заявить о нарушении
Искренне благодарю за отзыв, уважаемый Владимир!

С самыми добрыми пожеланиями.

Нелли Фурс   17.08.2024 15:22   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.