Кью. Понимание и осознание
(спросил Андрей Усенко).
Люди могут прекрасно осознавать ваши слова (вернее, значения ваших слов), но не понимать их совокупного смысла.
Осознать - значит довести до сознания. Почти как в толковом словаре. Там, правда, написано немного по-другому: "Осознать - полностью довести до своего сознания, понять". Такая формулировка отождествляет осознание и понимание.
И многие из-за этого путают эти понятия и обозначаемые ими психические процессы. А потом из путаницы выводят ложную иерархию: мол, осознание выше понимания; мол, осознание - это полное и тонкое понимание.
Я думаю, что всё ровно наоборот: сначала происходит осознание значений слов, произносимых собеседником, потом - понимание смысла всего его сообщения. Это как чтение некоторых психологических статей - вроде все слова по отдельности ты знаешь, но не понимаешь, что хотел сказать автор. Бывает, что и автор статьи сам себя не понимает. :)
Различить эти процессы помогает хронологический подход. Наверное, многие согласятся с тем, что пребывая в сознании мы можем чего-то, а то и многого не понимать. И чтобы понять что-то, нам надо об этом подумать, то бишь помыслить, поразмышлять, и т.п.. Осознание - начало сознания, его основание. Сознание наполняется осознанием неосознаваемого содержания психики, которое обычно называют подсознанием или предсознанием.
Проще выразить эту последовательность схемой:
Осознание -> Сознание -> Мышление -> Понимание (Смысл).
Данную тетраду полезно выписать в виде ромба (внизу - осознание, вверху - понимание, слева - сознание, справа - мышление). Причём стрелочки провести также от мышления к осознанию, от понимания к сознанию, а также от понимания к осознанию. Созерцая этот ромб, можно легко понять, что подумать о чём-либо значит направить на него своё внимание, работающее синхронно с осознанием (фокусируя на каком-либо предмете внимание, мы яснее осознаём этот предмет) Это связь между мышлением и осознанием (мышление -> осознание).
Также легко понять, что мы осознаём не только значения слов, употребляемых в нашем общении, но и их смысл. Но смысл слов исходит из понимания (понимание -> осознание)общего контекста, общей ситуации общения. Значения слов содержатся в нашей словесной памяти, они осознаются как бы снизу, т.е. вспоминаются. А смыслы осознаются как бы сверху, т.е. среди значений слов выбирается то, которое соответствует контекту/ситуации. Мы можем и не знать значений того или иного слова на иностранном языке, но по контексту мы можем догадаться о смысле сказанного собеседником слова. В этом состоит суть языковой интуиции.
Стрелочка от понимания к сознанию означает, что сознание наполнено не только отрывочными сведениями или разрозненными, ещё не осмысленными знаниями, всплывшими в нашем сознании из словесно-понятийной памяти, но и связанными между собой в единую картину кусками информации. Какова пропорция ещё неосмысленного и уже осмысленного психического материала, находящегося в сознании, зависит от ситуации развития общения (с кем-либо или с самим собой). И, конечно, от уровня развития сознания конкретной личности.
Ещё проще:
Осознавая, мы доводим до своего сознания значения произнесённых другим человеком слов и содержащихся в этих словах знаний. Чтобы понять смысл всех этих слов в их совокупности, нужно эти слова-знания заставить двигаться в сознании, т.е. запустить процесс словесно-понятийного мышления.
Что такое мышление? Мышление - процесс поиска смысла, некоей закономерной связи мыслей-знаний в единую и по возможности непротиворечивую, т.е. более или менее согласованную в своих частях целую картину. Можно ещё определить мышление как осмысление знаний, актуализированных с помощью осознания и временно содержащихся в сознании (как в кратковременной памяти). Результат этого мышления\осмысления и есть смысл, его улавливание, понимание (взятие в полон, ухватывание, схватывание).
Можно ещё так: понимание есть полное осознание, а осознание есть неполное понимание.
Понимание вырастает из осознания, сознания и мышления. Мышление, если оно подчиняется правилам логики, результируется в нахождении правильного смысла, соответствующего тому смыслу, который вкладывал в свои слова (текст, сообщение) их высказавший. Если, конечно, сам говорящий\пишущий строил свою устную или письменную речь согласно правилам языка и логики. Иначе в тексте наблюдается бессвязность, бессмыслица. Тогда и стремящийся его понять теряется в догадках насчёт смысла произнесённой/написанной речи.
Поэтому я бы переформулировал ваш вопрос: "Как или с помощью чего передать информацию так, чтобы люди понимали меня, понимали то, что я хочу им сказать?"
И ответил бы на него следующим образом. Говоря что-нибудь, наблюдайте за состоянием слушающего, за выражением его лица и глаз. По позе, мимике и жестам вы вполне можете догадаться понимает вас слушающий или нет, насколько понимает, где понимает, а где не понимает. Задавайте вопросы насчёт того, что и как он понял, чего не понял, чего недопонял, и что ему нужно, чтобы понять вас. Поясняйте, уточняйте, расшифровывайте.
Учитывайте уровень интеллектуального развития собеседника. Если он - ребёнок, то объясняйте ему простыми словами и предложениями, показывайте "на пальцах", например, рисуйте картинки, схемы, и т.д.. Не витийствуйте, не расплывайтесь мыслию по древу. Делайте паузы, осмысливая ситуацию.
Это называется коммуникативной рефлексией. Рефлексия и возникает именно в ситуации общения, в данном случае словесного общения. Рефлексия, вообще-то - это и есть осознание: возникновение знания о своём знании и загрузка им сознания. А в ситуации общения она помогает понимать, что творится в голове собеседника, когда мы произносим речь, и что может твориться в его голове, когда он будет читать текст нашего письма (телеграммы, смс-ки, сообщения, статьи, и т.п.).
Рефлексия связана с саморефлексией, как сознание и самосознание. Желательно не путать их между собой. Саморефлексия - это самоосознание, формирующее самосознание и через самоосмысление приводящее к самопониманию. Рефлексируя ситуацию общения, стараясь понять, что происходит в голове у собеседника, вы, может быть, осознаете что-то новое в себе, поймёте себя лучше (глубже).
Свидетельство о публикации №223060800974