Vae victis

    Холодное лето 23-его: всё не очень растёт, что-то вообще "загибается", как мои  огурчики вне теплицы, ночами почти мороз, днём обманчивое солнце не греет при холодном ветре. Цветёт всё сразу: сирень догнала черёмуху, слишком рано распрямил фиолетовые свечки люпин, пионы уже две недели как набрали бутоны и задумались...

   Холодное лето, сводки с полей, где не пшеница будет расти, а полынь; обычная и оттого ещё более абсурдная жизнь, в которой смешались правда с полуправдой, любовь с ненавистью, память о прошлом с тревогой о будущем.

                Vae victis

И правда: «Горе побеждённым!».
О власти думая и славе,
В притихшем городишке сонном
Вершили скорую расправу.

И речи не было о правых,
И палачи не знали страха,
И божья кара не пугала.
Сандали отряхнув от праха,

Чрез крики горькие и пени
Спешили к новым «достиженьям»…
А мир чернел, труба дымила.
Забыто?.. - Память не остыла.

    Наверное, когда-нибудь мир опомнится. Но пока – даже с друзьями, да что там – даже с родными мы боимся говорить о том, что происходит в стране и в мире: можно потерять душевную близость  с ними, а это будет невыносимо.

     Моя бывшая студентка-журналист  написала такое пронзительное стихотворение об Отечественной войне, что я решила его непременно опубликовать – пусть и в своей книге. Анна даже не поняла, насколько оно удивительно, и, конечно, обрадовалась, что оно в принципе будет напечатано.

Я пришёл, я тебе не снюсь.
На болоте, где мы расстались,
В клюкве я душой коренюсь
И туманами испаряюсь.

Я пришёл заглянуть в окно,
Не пугать, просто я скучаю...
Завершилась война давно,
И зарос огород иван-чаем.

Я пришёл рассказать тебе -
Медальон глубоко хранится.
В несчастливой твоей судьбе
Он тебе уже не пригодится.

Ты и ждать-то меня не ждала,
Но тебя я не обвиняю.
Слишком жизнь твоя тяжела...
Я пришёл, я давно скучаю.

Нет нам жизни ни там, ни тут.
На болоте весь батальон.
А меня всё равно найдут
И пришлют тебе медальон...

    Это не об этой войне? Или об этой через двадцать лет?
   
    Оно абсолютно отвечает моим представлениям о том, что пережило поколение моих родителей. И так перекликается со стихотворением (песней) Александра Дольского «Баллада о пропавшем без вести»: «И я лежу уже десятилетья  В земле чужой – Я к этому привык. И слышу: надо мной играют дети. Но я не понимаю их язык».
     Удар по нервам эта последняя строфа. Не понимаю,  не укладывается в голове то, что происходит сейчас в мире, когда переворачивают, искажают историю, то, на чём и в чём мы выросли..

… Ничему века не научили:
Угоняли, били нас и жгли,
Землю нашу вороги делили,
Даже эшелонами везли…

Сыновей от армии мы прячем,
Мусор за оградой - не убрать!
Но в сетях опять «за власть» судачим,
Мол, плоха, пора её менять.

    НА КОГО?
На нас, ленивых, сытых,
Для кого работа – просто «в лом»,
А важней всего своё корыто?

Равнодушно жвачку мы жуём
Из чужих сентенций, фактов спорных –
Это ж полуправда, не враньё!

Эх, страна моя! Травою сорной
Заросло забытое жнивьё…

   


Рецензии
Уважаемая Зинаида Логинова ! Понравилось, спасибо. Продолжаю вас терзать и мучить."Всё не очень растёт"- это у Вас , а у нас -всё растёт. Посему, предлагаю- "в окрестности", "вокруг", "у нас". И для ритмики- "Холодное лето, сводки с полей, где пшеница не будет расти , а полынь, обычная и абсурдная жизнь"---а дальше Вы уже сами продолжайте.Далее, наверное "сандальи" лучше, чем "сандалии"? И причём "пени", обычная финансовая операция.Далее, судачить" ЗА власть "-это её одобрять , а Вы собираетесь её менять. Поэтому предлагаю,не ЗА власть ,а ПРО власть.И в конце, предлагаю недоходяшую " полуправду" заменить ."Это же всё правда, не враньё!"
С уважением

Владимир Чистяков 40   11.09.2023 16:42     Заявить о нарушении
Владимир, мучайте и мучайтесь - это признак неравнодушия)). Ну а я менять ничего не буду, разве что совсем когда-нибудь уберу: это ж написано о конкретной ситуации в конкретное время нашего конкретного холодного лета с конкретными думами о войне и пустеющих полях...
Нет слова сандальи, однако вы правы - сандалии - литературное (одна сандалия), а сандали - разговорное, но я решила так и оставить, это больше в стиле, чем другая обувь. В конце концов, у самых больших и настоящих поэтов случались обдуманные нарушения (из пламЯ и света рожденное слово -хрестоматийное нарушение у Лермонтова); пени - это жалобы, нарекания и проч.см.словарь (ПЕ́НИ -ей; мн. (ед. пе́ня, -и; ж.). Устар. Сетования, жалобы, упрёки. устар.)
Для справки: я не только филолог (лингвист,лексикограф), я ещё и стилист и литературный редактор. И увлекаюсь сопоставительными исследованиями языков, кои учила не один год,и историей языка... Возраст, опыт, интерес. Но и готовность учиться и принимать стОящие упрёки!Спасибо!

Зинаида Логинова   11.09.2023 18:38   Заявить о нарушении
Да, не успела: за власть - это стилизация (я вам не скажу ЗА всю Одессу), а полуправда - это вообще важно, не о правде речь, тут уже как хотите!))

Зинаида Логинова   11.09.2023 18:40   Заявить о нарушении
Уважаемая Зинаида! Спасибо за разъяснение своей позиции. Осмелюсь возразить . 98% читателей (не филологов) скажут, что пени или пеня- это финансовая операция . Вы же для них, а не для 2% пишете. То же и "про" или "за" . Никто из реальных простых людей (не филологов) "про" "стилизацию" не понимает. С уважением автору(и филологу и литературному редактору. А как же "капри"?

Владимир Чистяков 40   11.09.2023 21:45   Заявить о нарушении
И в догонку.Выже сами пишите, что "пени- жалоба" устаревшее. Зачем же его или её применять , какая в этом нужда , из-за рифмы или размера строки?

Владимир Чистяков 40   11.09.2023 21:57   Заявить о нарушении
Извините, запутался с "сандалиями и капри". Это же в другом Вашем стихе, но всё-равно как же "капри"? Или филологам всё можно?

Владимир Чистяков 40   11.09.2023 23:16   Заявить о нарушении
Владимир, не удержусь - и тоже вдогонку: пишем-то мы с Вами для себя всё-таки. И для СВОИХ, то есть для тех, кто с нами, наш, готов нас понимать и принимать. Иногда и усилие сделает , чтобы понять. Так что - успеха нам с Вами в творчестве!

Зинаида Логинова   12.09.2023 05:45   Заявить о нарушении
Уважаемая Зинаида! Посмотрите , пожалуйста,если будет время, как филолог и читатель мою реакцию (О фонтанах и караванах не только) на публикацию А. Онищенко "Караван". Может что-то как филолог увидите. Продолжайте также хорошо писать,но не только для себя, но и для читателей. Суважением

Владимир Чистяков 40   12.09.2023 09:33   Заявить о нарушении
Забыл, О караванах, фонтанах и не только. Попрежнему с уважением

Владимир Чистяков 40   12.09.2023 09:51   Заявить о нарушении