Ширван под властью османских и иранских феодалов в

Ширван под властью османских и иранских феодалов в конце XVI — начале XVII века

После кровопролитных и разорительных войн, длившихся более десятка лет, в конце XVI века был заключен мир между Сефевидским и Османским государствами. В основу его, как этого требовали османы, легло «право владения». Это означало, что за каждой из воюющих сторон должны были быть закреплены районы, которыми они завладели к дате заключения мирного договора. Оспаривающее это право Сефевидское государство в конце концов было вынуждено принять. Этой основной статье была предпослана в договоре статья другая, согласно которой сефевидская сторона обязывалась воздержаться от публичного проклятия первых трёх правоверных халифов, жены пророка Айши и вообще от всякого рода осуждения суннитов.

Стамбульский мирный договор был заключен в г. Стамбул 21 марта 1590 г., а демаркация территории сторон была произведена спустя два года на основе установившегося статуса-кво. Ответственность за проведение демаркации была возложена со стороны Сефевидов на высоких сановников двора ал-Хасан-хана Чавушлу и Бастам-ага Туркмана, а стороны османов на Хызыр-пашу — правителя Нахичевана. Точно определить пограничную линию между владениями двух государств в Закавказье было сложно. Однако это стало возможным после выявления из первоисточников некоторых новых данные.

На основе эпизода, описанного Малла Камалем б. Джалал Мунаджима в неизданном ещё его труде «Зубдат ат-таварих» («Сливки истории», 1652/53 г.), историк А.А. Рахмани пришёл к выводу, о том, что основная часть северной границы владений сторон в персидском Адербейджане проходила по реке Куре. На другой пограничный пункт — Худаферин указывает Аракел ат-Табризи. О том, что южные границы владении; сторон проходили через пастбище Уджана и село Туркман-кенд, мы узнаем от Мирза-бека ал-Гунабади.

Данные первоисточников позволяют установить, что Стамбульский мирный договор разделил такие персидские беглербегства как Ширван, Карабах, Тебриз, Чухур-Саад, между Османским и Сефевидским государствами, оставив большую часть страны в распоряжении османских феодалов. К ним отошли в основном следующие области: Ширван, Карабах, Тебриз со всеми прилегающими районами, Сераб, Марата и все другие, находящиеся западнее их. За Сефевидами остались области Ардебиль, Караджадаг, Талыш и Халхал [не путать с одноимённым албанским городом Халхал в области Ути, ныне одноимённое село есть в Огузском районе современного Азербайджана].

Османы, захватив области персидского Адербейджана, провели свое административное деление, назначили новых правителей, определили виды и размеры налогов и повинностей, дислоцировали военные гарнизоны в наиболее важных пунктах страны. Таким образом, лезгинские области Ширван и Дербент при османской оккупации были выделены каждый в отдельное беглярбекство с подчиненными им районами, т. е. санджаками.

В состав Ширвана, по данным турецких источников, входило 14, а затем 15 следующих санджаков: Лахидж, Агдаш, Кабала, Салйане, Дердав, Шеки, Балку, Се’дар, Караулус, Дигу, Сарйан, Османи, Худад, Махмудабад. Впоследствии пятнадцатым санджаком стал выделенный в самостоятельное управление Ареш.
Область Дербент состояла из следующих санджаков: Шабуран [Шабран], Ахты, Куба, Мускур [Мушкур], Куре, Чираг, Роста [Рустов].

О делении Ширвана на 14 и Дербентской области на 7 санджаков пишет и востоковед В.В. Бартольд (1869–1930). Такое положение, видимо, сохранилось в дальнейшем, до начала ирано-османских войн в начале XVII в.

Между тем, османский летописец Ибрахим Рахими-заде в своём сочинении «Зафар-наме-Йи Хазрат Султан Мурад-хан» пишет, что санджак Ахты состоял в «Ширванском вилайете» (сведения за период с 1578 по 1590 годы):

«По завершении всех этих дел могущественный сардар выступил в обратный путь. Продвигаясь в сторону Грузии, к Тифлису, на 8-й день он прибыл в местечко под названием Султанджик. Как только об этом стало известно Амиру Шамхалу, самому могущественному из дагестанских беков, возглавлявшему в это время поход в страну неверных черкесов, он тут же вместе с 40-50-ю близкими родственниками и друзьями не делая остановок, форсированным маршем перевалив через гору Эльборз, прибыл сюда, чтобы встретиться со счастливым сардаром. Амир-хан, являясь обладателем благородного характера, был славным и почитаемым правителем в своей стране.
Он имел 70-80-и тысячное войско и был приверженцем мазхаба шафи’итов. Ему был оказан почетный прием беглярбеками и воинами, затем [Амир-хан] с почестями был проведен в шатер сардара. Вознеся бесконечную благодарность Господу Богу, он выразил искреннее желание быть рабом величественного падишаха, правителя семи держав. За свою преданность и благочестие [Амир Шамхалу] преподнесли от имени султана почетный халат и прекрасных лошадей, мечи и сургучи, украшенные драгоценными камнями.

Кроме того, он получил близлежащую к его владениям область Шабран в качестве лива. А его племяннику Пуча Лаву был отдан санджак Ахты Ширванского вилайета. Поручив им оказывать помощь и поддержку достойному Осман-паше, [сардар] мог более не тревожиться об охране [вилайета]».

В другом источнике:

За свою преданность «величественному падишаху» шамхал получил область Шабран, а его племянник — санджак (округ) Ахты и Ихир Ширванского вилайета.
Иными словами в турецких источниках периода событий, данные лезгинские земли, ещё до подписания Стамбульского мирного договора в 1590 году, османами считались «османскими», и они по своему усмотрению распределяя его области. Это выражалось и в применении здесь форм административно-территориального деления Османского государства.


Автор: ‘Али Албанви

Примечание: Сефевиды в начале века придавали большое значение Шабрану, расположенному недалеко от сефевидских границ. В 1609 г. там было основана крепость. Находясь па караванном пути от Дербента, в Шемаху, Шабран и Ниязабад долгое время сохраняли свое значение. Котов (1623 г.) упоминает эти два города как основные перевалочные пункты на караванном пути из России в Персию. Артемий Суханов (1652 г.) также упоминает Шабран, как значительный пункт на пути в Дербент, где он остановился на два дня. Во второй половине века Шабран и Ниязабад пришли в упадок. В начале 70-х годов иностранный путешественник называет Шабран «городком», а Ниязабад «деревней». В начале XVIII в. они вовсе не упоминаются.

Ибрахим Рахими-заде (полное имя — Рахими-заде Ибрахим Харими Чавуш) состоял в должности секретаря (мюнши) при дворе османского султана Мурада III (1574–1595). В начале 1578 г. он вступил в свиту главнокомандующего османской армии Лала Мустафа-паши и получил задание сопровождать войска в походе и описывать ход военных действий османосефевидской войны 1578–1590 гг. В результате появились три рукописных сочинения И. Рахими-заде — «Зафар-наме-йи Хазрат Султан Мурад-хан» («Книга побед его величества Султана Мурад-хана») (далее — «Зафар-наме»), «Гонче-йи баг-и Гянджа» («Бутон в цветнике Мурада») и «Гянджине-йи фатх-и Гянджа» («Сокровищница завоеваний в Гяндже»), которые охватывают 12-летний период с 1578 по 1590 г.


Литература

1. Рахмани А.А. Азербайджан в конце XVI и в XVII веке (1590–1700 годы). Баку: Элм, 1981. С. 40-41; 170. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/34aWUG, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 02.06.2023). — Яз. рус.

2. Магомедов Н.А., Магарамов Ш.А. «Дагестан в период османо-сефевидской войны 1578–1590 гг. по данным турецкого автора Ибрахима Рахимизаде» // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 2: Гуманитарные науки, no. 4, 2012. С. 109–113. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/34b4Bt, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 02.06.2023). — Яз. рус.

3. Мехмет-эфенди Волынский. Рисале-и ахвал-и Дагыстан // Кумыки и их правители Шаухалы в османских (турецких) источниках XVI — перв. пол. XVIII вв. // Средневековые тюрко-татарские государства, Вып. 2. Пер. К.М. Алиева. Казань. 2010. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/34b3xC, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 02.06.2023). — Яз. рус.

4. Фарах Гусейн. Османо-сефевидская война 1578–1590 гг. (по материалам трудов османского летописца Ибрахима Рахимизаде). Издательство: «Нурлан». Баку. 2005. С. 51; 119-120. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/34b4aN, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 02.06.2023). — Яз. рус.


Рецензии