Шафи-бек ас-Самухи - последователь шайха Мухаммада

Шафи-бек ас-Самухи — последователь шайха Мухаммада ал-Йараги

Война с Персией создала в 1826 г. новую политическую обстановку. Вступление персов на территорию русского Закавказья и их значительные успехи на первых порах должны были оживить в Закавказье притихшие было оппозиционные настроения. На Кавказе русским властям приходилось считаться с двумя струями враждебных настроений. Прежде всего, вторжение персов окрылило вновь надежды ханов и других феодалов Ширвана на восстановление их политической власти.

В Дагестане нарастало уже движение, опиравшееся на другие социальные слои и с иной идеологической окраской — муридизм, который уже тогда начинал принимать характер политического движения мелких земельных собственников, торговцев, ремесленников, направленного одновременно и против «своих» дагестанских феодалов, и против русских оккупантов. Муридизм уже в двадцатых годах XIX века имел прочные связи с Ширваном и, в частности, с местностями, лежавшими по соседству с Джаром: его распространителем здесь был ал-Хаджжи Шафи-бек ас-Самухи (в источнике «Хаджи-Шафи-бек Самухский»), предположительно выходца из н. п. Самух (?), находившийся в дружбе и в сношениях с шайхом Мухаммадом ал-Йараги и другими дагестанскими вождями тарикатского движения.

Персия смотрела на Джар, как на один из серьезных участков борьбы с Россией, не оставляла джарцев без внимания и Англия, как это показывает миссия полковника Монтиса, побывавшего в Джаре перед войной 1826 г. Джарцы поддерживали противороссийские движения и в других странах Кавказа: в Грузии (Кахетия, Мтиулия), Ширване, Дагестане. Довольно прочной опорой в Джаре располагал и дагестанский муридизм: крупное джарское восстание 1830 г. было тесно связано с движением мюридов.

В 1826 году в антироссийском движении в Джаре приняли участие некоторые дагестанские и чеченские тарикатисты (муриды) — Бейбулат, сподвижник известного муллы Мухаммада Майртупского; несколько позднее, в 1827 г. в Джарах побывал и «другой видный тарикатист» уже упоминавшийся выше ал-Хаджжи Шафи-бек ас-Самухи. Однако из источников невидно, чтобы муридизм уже в этот период пустил глубокие корни в Джарской области. О его влиянии не упоминают русские официальные акты, не пытались использовать идеологию муридизма в своих целях и персы. К муридам относились в Джаре с уважением. Представителями муридизма в Джаре являлись исключительно дагестанцы, «сами же джарцы оставались скорее его попутчиками в борьбе с русскими».

Что касается личности «Хаджи-Шафи-бек Самухский», то он упоминается в исторических сочинениях впервые. Однако среди сторонников Сулайман-эфенди ал-Аварани ал-Кубали ’ад-Дагистани (1790–1832), погибших при обороне Гимры, упоминался некто ал-Хаджжи ‘Али-эфенди [Шафи-бек] б. Шамулай (ум. 1832). Возможно здесь идёт речь об одном и том же лице. Нисбу богослова [Самухский] также доподлинно расшифровать пока не удалось, отметим лишь, что в настоящее время в современном Азербайджане существует город Самух (азерб. Samux) — ранее, до 29 декабря 1992 года — посёлок Сафаралиев.

В тоже время, если исходить из того обстоятельства, что все известные тарикатисты были выходцами из Дагестана, а также из сообщения И.П. Петрушевского, о том что «в 1827 г. в Джарах побывал и другой видный тарикатист» (т. е. богослов не был Джарцем), можно предположить что нисба богослова была записана и передана неверно, а могла бы читаться как «Самурский» (т. е. «выходец из Самурской долины»).

Автор: ‘Али Албанви

Литература / источники

1. Петрушевский И.П. Джаро-белоканские вольные общества в первой половине XIX века. — Махачкала, 1993. С. 95–96; 100–101. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/gk3Lb, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 04.06.2023). — Яз. рус.


Рецензии