Восстание в Ширване под руководством Дели Мелика
В 1615–1616 гг. произошло крупное восстание в Ширване, активное участие в котором приняли «многие из населения Ширвана, заподозренные в согласии с румийцами и поэтому приговоренные к выселению». Соединившись с повстанцами Ширвана, поднялись на борьбу и народные массы области Данги, близкой к Гяндже. Последние убили находящихся в области мулазимов (военных слуг) Мухаммад-хана Зиядоглу Каджара, правителя Гянджи, и вместе с ширванцами установили связь с грузинскими повстанцами, боровшимися во главе с царём Кахетии против сефевидского ига. Восстанием в Ширване руководил человек по имени Мелик Пири (также «Дели Пири»), прозванный «Дели Мелик» («Безумный Мелик», «Вспыльчивый Мелик» или «Буйный Мелик»).
Персидский историк Искендер Мунши (1560–1634) отмечает, что, «собравшись вокруг него (Дели Мелика), некоторое число мятежных подонков и жалких смутьянов» укрепилось в Дагестане и выступило против шахской власти. В связи с этим Ширван также стал «ареной беспорядков». Отряды Дели Мелика, соединившись с войсками кахетинского царя Теймураза, начали военные действия против иранских гарнизонов в Ширване и в Грузии, подавая пример боевого содружества двух народов в борьбе против иноземного гнета. Грузины истребили шахский отряд во главе с Бекташ-беком юзбаши, а ширванские повстанцы под руководством Дели Мелика напали на гарнизон Ареша. Правитель Ареша Мухаммад ал-Хусайн-султан был застигнут Дели Меликом врасплох и убит вместе со всеми своими приближенными. Овладеть крепостью Ареш повстанцам не удалось. Они ушли, узнав о приближении основных сил экспедиционной армии, отправленной Аббасом I для подавления восстания.
В 1616 г. Аббас I круто расправился с повстанцами Ширвана и Грузни. Теймураз и Дели Мелик нашли убежище в Западной Грузии. Вскоре они вновь прибыли в Кахетию, тогда сефевидский двор вторично снарядил крупные войска и отправил против них. Шах стремился захватить в плен Дели Мелика, но последний на этот раз скрылся в Дагестане. На восстании в Ширване во главе с Дели Меликом указывает и русский посланник в Персии Г. Шахматов, называя последнего «Телемеликом».
Южнодагестанский учёный-просветитель Аббас-Кули-ага Бакиханов (1794–1849), описывает упомянутые события следующим образов:
«В 1024 (1615) г. когда, по случаю турецкой войны, возникли волнения в пограничных областях, преимущественно в Грузии и Ширване, некоторые преданные туркам люди, которых приказано было выселить из Ширвана, особенно глава Кобыстанских терекеме Мелик-Пири, известный под именем Дели-Мелик, нашли случай возобновить беспорядки и совершать грабежи. Дели-Мелик отправил посланника к восставшему против Персии Теймураз-хану, валию кахетинскому, изъявил свою преданность и, собрав ополчение, хотел овладеть Арешем.
Он напал внезапно на берегу Куры на Мухаммед Гусейна, султана арешского, внука Имад ад-Динбека ширванского, который с малым числом телохранителей ехал навстречу своему семейству, возвращающемуся из Персии.
Султан, по возможности упорно защищался, но был убит со всеми своими товарищами. Остатки его отряда заперлись в Ареше. Дели-Мелик осадил его, но вдруг получил известие, что приближается персидское войско, идущее против Грузии и Ширвана. Тогда он бежал в Дагестан и неизвестно где кончил свою жизнь».
По мнению А.-К. Бакиханова, Мелик Пири был выходцем из «терекеме»:
«В Кобустане восстали терекеме (туркмены), вождем которых был Мелик-Пири (Дели-Пири), таким же восстанием в Кахетии руководил царь Теймураз (правил в. 1606–1648 гг. с перерывами)».
Однако к сообщениям А.-К. Бакиханова о терекеменском происхождении Дели Мелика нужно отнестись с некоторой настороженностью, т. к. намного позже, в 1914 году, в Справочно-литературном сборнике «Весь Кавказ» под ред. М.С. Шапсовича, в регионе всё ещё фиксировались некие «лезгины-терекемейцы». М.С. Шапсович сообщает, что в Нухинском уезде «татары-сунниты» известны как «татары-мугалы», «лезгины-таракуминцы», «гапутлинцы», «сейиды, населяющие селение Джунут Второй». Отметим также, что в лезгинском языке, лезгин занимавшихся отгонным овцеводством в народе называли «терекеме» (слово «терекеме» в лезгинском языке имеет также значение — «чабан»).
В собрании арабоязычных рукописей Научной библиотеки Дагестанского госуниверситета хранится сочинение по мусульманскому праву и богословию «Мухтасар мин кутуб ал-фикх ва гайрихи ‘ала мазхаб имам аш-Шафи‘и» («Компендий книг по мусульманскому праву и другим вопросам школы имама аш-Шафи‘и»). Автор сочинения — Али, сын Мухаммада ал-Газигумуки ад-Дагистани (умер в 935 г. х./ 1528–1529 г.). Переписчик — Султан, сын Агаджана. Дата переписки — 16-й день месяца раби аль-авваль 1029 г. хиджры, т. е. 20 февраля 1620 г. Владельческая запись сообщает, что книга прежде принадлежала Мухаммад-эфенди ал-Йараги.
В колофоне книги, которая переписана современником рассматриваемого исторического события, исследователь З.Ш. Закарияев прочитал следующую запись:
«Переписана эта книга во время шаха Аббаса. В Шемахе жил Йусуф-хан, в Дарбанде (Баб ал-абваб) — Бархудар-султан, в области (нахийа) Куба — Сайдум-султан. Йусуф-хан прибыл в плоскогорье Шабрана (наджд Шабран), жил там месяц или более, арестовал там жителей Ахты (джама‘ат ал-Ахди) и двух сыновей Далу Малика в Дагестане и убил их в Шемахе».
В тексте упоминаются двое сыновей Дели Мелика которые жили в Дагестане, и которые были убиты в Шемахе. Почти дословно эта запись воспроизводится в арабоязычном историческом хронографе, обнаруженном нами на полях рукописи из частной книжной коллекции в лезгинском селении Ашар. Хронограф составлен, судя по всему, в первой половине XIX в. и содержит следующую запись:
«Во времена шаха ‘Аббаса в Шемахе жил Йусуф-хан, в Дербенте (Баб ал-абваб) — Бархудар-султан, а в области (нахийа) Куба — Сайдум-султан. Йусуф-хан прибыл в плоскогорье Шабрана (наджд Шабран), жил там месяц или более, арестовал там ахтынских старейшин (кубара’ Ахди) и двух ахтынцев — сыновей Далу, а он правитель (малик) Дагестана, и убил их в Шемахе в 1029 г. х. (07.12.1619–25.11.1620 г.)».
Из этих исторических записей следует, что в конце 1619 — начале 1620 г., т. е. ещё примерно за год до разрушения селения Ахты сефевидскими войсками, прибыли Йусуф-хан с войсками в Шабранскую область (ныне на северо-востоке современного Азербайджана), где была задержана группа ахтынцев (согласно ашарскому хронографу — старшин), а также сыновья некоего Далу Малика, которые были доставлены в тогдашнюю столицу Ширвана Шемаху и казнены. Таким образом, можно говорить о том, что конфликт между ахтынцами и сефевидским наместником Ширвана имел место ещё до известного похода сефевидских войск в долину Самура и разрушения Ахты.
Можно говорить и о том, что руководителем восстания в Ширване в 1615–1616 гг. был лезгин-ахтынец по имени «Дели Мелик», «Дели Малик» и «Далу Малик», где «имя» [Малик] видимо выступает в качестве титулатуры. Также нам становится известно, что в восстании 1615–1616 гг. принимали участие и два сына упомянутого «Дели Малика». В связи с перечисленным, утверждение А.-К. Бакиханова, о том, что «Мелик Пири» был выходцем из «терекеме», является на наш взгляд ошибочным.
Автор: ‘Али Албанви
Примечание: О том, что Ареш представлял собой город-крепость во втором десятилетии века находим указание также у Искендера Мунши. В связи с восстанием ширванцев во главе с Дели Меликом в 1615—1616 гг. летописец сообщает, что повстанцы напали па крепость Ареш, где в это время правил Мухаммад ал-Хусайн-султан из знатного ширванского рода. К середине века Ареш описывает Эвлия Челеби. Проезжавший в начале XVIII в. по Ширвану Корнели дю Брюки, касаясь Ареша, отмечает, что от пего «остались одни развалины».
Литература
1. Бакиханов А.К. Гюлистан-и Ирам. — Баку: Элм, 1991. С. 60; 125. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/34b7pW, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 02.06.2023). — Яз. рус.
2. Закарияев З.Ш. К вопросу о содержании Ахтынской надписи 1030 г. хиджры (1629–1630 г.) в контексте сведений арабоязычных источников о походе сефевидских войск на Ахты в 1621 г. // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 2. Гуманитарные науки. 2021. Том 36. Вып. 2. С. 50–58. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/34pVbu, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 02.06.2023). — Яз. рус.
3. Комментарии [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/34b7mR, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 02.06.2023). — Яз. рус.
4. Рахмани А.А. Азербайджан в конце XVI и в XVII веке (1590–1700 годы). Баку: Элм, 1981. С. 193. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/34aWUG, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 02.06.2023). — Яз. рус.
5. Тхамокова И.Х. Дети боярские на службе в городе терки (конец XVI — первая половина XVII в.) // International Journal of Humanities and Natural Sciences, vol. 10–1 (73), 2022. С. 69–74. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/34b7dw, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 02.06.2023). — Яз. рус.
Свидетельство о публикации №223060901096