Народное восстание удин-албанцев и мусульман под р
Борьба народных масс против феодальной эксплуатации и гнева шахских чиновников часто проявлялась и в форме религиозной ереси, порою дошедшей до вооруженного столкновения между «еретиками» и сторонниками правящих классов. Такая борьба в XVII в. наблюдалась в различных областях Сефевидской империи, в частности в лезгинском Ширване и албанском Арцахе. Заслуживает внимания еретическое движение христианского толка во главе с [вероятно омусульманившимся] удином, прозванным Мехлу [Мыхлу]-Баба, который появился в Арцахе [Карабахе], перекинулся на Эриван и затерялся в пределах Малой Азии (1625 г.).
Это движение явилось протестом, как указывает советский историк И.П. Петрушевский (1898–1977), против феодальной эксплуатации крестьян монастырями и против поддержки, оказанной армянским духовенством походам шаха Аббаса I, опустошившим Ширван, Армению и другие страны Закавказья. Об этом движении подробные сведения даёт историк Закарий [Саркаваг] Канакерци (1627–1699).
Так как Мехлу-Баба признавал Христа и пророка Мухаммада, к движению примкнули и крестьяне-мусульмане. Окруженный большой толпой из удин и ширванцев, он ходил из одной деревни в другую, проповедовал против богатства и роскоши. Когда он появлялся в селениях, по словам летописца, «невежественная чернь» валила к нему гурьбой и слушала его проповедь с жадностью. Несомненно, что «толпу» привлекала прежде всего социальная сущность проповеди. Согласно сообщению Закарийа Саркавага, против проповеди Мехлу-Баба выступили албанский патриарх, Эчмиадзинской патриарх и Эриванский хан.
Первоначально Мехлу-Баба пользовался некоторым покровительством беглярбека Карабаха Давуд-хана (правителя Гянджи). Видимо, последний усмотрел в сектантском движении фактор, ослабляющий влияние армянской церкви. Когда движение из областей Карабах и Гянджа докатилось до Армении, и странствующий проповедник с огромной толпой своих приверженцев подошел к Эривани, беглярбек Чухур-Саада Амиргуне-хан Каджар (ум. 1625) устроил между Мехлу-Баба и армянскими священниками диспут, а потом разогнал «толпу» и выдворил проповедника из пределов своей области в Малую Азию.
Заслуживающим внимания характерным моментом движения Мехлу-Баба являлось, то, что оно могло привлечь на свою сторону христиан-удин и мусульман-ширванцев.
Автор: ‘Али Албанви
Литература / источники
1. Мамедов С.А. Азербайджан по источникам XV — первой половины XVIII вв. — Баку, Элм, 1993. С. 11. [Электронный ресурс] Режим доступа https://clck.ru/34bLNk, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 31.05.2023). — Яз. рус.
2. Мамедова Ф. Кавказская Албания и албаны. Баку. 2005. С. 595. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/34aXed, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 31.05.2023). — Яз. рус.
3. Рахмани А.А. Азербайджан в конце XVI и в XVII веке (1590–1700 годы). Баку: Элм, 1981. С. 194. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/34aWUG, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 31.05.2023). — Яз. рус.
Свидетельство о публикации №223060901099