Геополитический контекст смещения турками-османами
В то время как Османская империя боролась против Сефевидов и русских, на Кавказе и на Каспийском побережье, она столкнулась с другой не менее значимой политической и военной силой в регионе, в лице лезгинского правителя Ширванского хана ал-Хаджжи Давуд ал-Мушкури (1680–1735/36). Его политическая значимость была настолько велика что её что с ней также считались российская и иранская сторона. Как и Османская администрация, они очень хотели, чтобы хан ал-Хаджжи Давуд-хан принял их собственную политику.
Однако молодое лезгинское государство во главе ал-Хаджжи Давуд-ханом, дабы не быть раздавленным между тремя соперничающими империями в регионе, вынужден был лавировать между ними, и в конце концов примкнуть к одной из них. Его выбор пал на Османскую империю, так как его цели отчасти совпадали с целями Османской империи. К тому же в отличии от неверных, в лице Российской империи и шиитов-исказителей ислама в лице Сефевидской империи, турки-османы были братьями единоверцами — суннитами. По этой причине и по некоторым другим причинам, лезгинский Ширван сначала попал под османский протекторат, а 1722 году Османская империя окончательно провозгласила свою власть над ханством Ширванского эялета.
Давуд-хан ал-Мушкури, получивший от османского султана Ахмада III (1703–1730 г.) титул «трёхбунчужного паши» (в конце декабря 1722 года), должность «бейлербея» (букв. «бек всех беков»), становился, таким образом, исполнителем решений Дивана (Совета), возглавляемого великим визирем. Если добавить, что в Османской империи в XVI–XVIII вв., в соответствии с традициями управления страной, бейлербей эялета (провинции) рассматривался, как глава местного аппарата управления, выполнявший поручения великого визира, и одновременно, отчитывающийся перед великим визирем о проделанной работе, то, бесспорно, что бейлербей был помощником великого визира в эялете, именно в значении «помощника» великого визира употребил ‘Али-бей Бадр ад-дин-заде слово «каим-макам» применительно к ал-Хаджжи Давуду. Таким образом Давуд-хан ал-Мушкури фактически был «каим-макам» — «беглярбек эялета» (букв. «глава провинции или области»), «глава местного аппарата управления», отчитывающийся перед великим визирем, т. е. перед главным министром султана Османской империи.
8 января 1723 года Ширванское ханство в качестве «Ширванского эялета» было официально передано ал-Хаджжи Давуд-беку ал-Мушкури в управление. Таким образом, ал-Хаджжи Давуд ал-Мушкури стал вассальным правителем, «на правах Крымского хана». Однако, уже совсем скоро, ал-Хаджжи Давуд-бек откажется признавать положения о Ширване, принятые в г. Константинополя (ныне г. Стамбул) с русскими 23 июня 1724 года т. н. «Константинопольский договор». Давуд-бек начал действовать независимо от османов, что конечно же противоречило политике Османской империи в регионе. Чтобы «уладить» этот вопрос, Османская империя «назначила» вероломного дагестанского правителя Сурхай-хана, на место ал-Хаджжи Давуд-бека, сместив последнего.
Константинопольский договор 1724 года — договор, разграничивающий сферы влияния Российской и Османской империй в Закавказье. Был подписан 12 (23) июня 1724 года в г. Константинополь. Согласно договору, Российская империя сохраняла территории на западном и южном побережье Каспия, полученные по Петербургскому договору 1723 года с Персией. Османской империи отходили Картли (Тифлис), Эриванское ханство, Карабахское беглербегство (Гянджа, Берда, Карабах), Нахичевань, Шамахи, Тебриз и североиранские земли (Казвин). Важное место в договоре занимал вопрос о лезгинском Ширване, который должен был представлять собой ханство во главе с ал-Хаджжи Давудом ал-Мушкури, находящееся в вассальной зависимости от Османской империи. Данный вопрос нашёл своё отражение в 1-й статье договора:
«Понеже лезгинцы, которые в Ширванской провинции будут Мусульманского закона, востребовали протекцию и быть в подданстве Высокой Порты, того ради и Высокая Порта в свою протекцию его приняла, и определила Ханом их называемого Дауда, которого снабдя дипломом на тот чин, назначила ему для управления места Шамаху вышеупомянутое Ханство, и подлежащая одному нация границы свои иметь будет по определению обеих сторон, а именно: надлежит имея добрые и исправные часы от Шамахи даже до Каспийского моря прямою дорогою среднею ездою ехать, и когда тамо приедут, надлежит смотря сколько часов езды от Шамахи до берега Каспийского моря будет, то на 3 равные части разделить или расположить, и зачав от моря на том месте, где к трети будут, знак поставлен быть имеет; а третья треть которая с Шемахинской стороны будет, да будет под властию Высокой Порты во владении помянутого Хана, а те трети, которые к Каспийскому морю под властию помянутого Царя быть имеют, также от города Дербента, которой под владением помянутого царя находится от берега моря внутрь по земле прямо и среднею ездою ехать 22 часа езды, и тамо знак надлежит поставить: от поставленного между Шамахою и Каспийским морем знак даже до знаку где Ширванская провинция окончается: означенная граница внутрь по земле в Ширванской провинции да будет под властию Высокой Порты: а сторона, которая к Каспийскому морю, да пребудет под властию помянутого Царя».
Геополитический статус государства ал-Хаджжи Давуда определялся следующим образом:
«Понеже правление мест Высокой Порты в Ширванской провинции лежащих за особливое Ханство почитаеся, как выше изображено, того для Шамаха имеет быть место, в котором Ханы жить имеют для управления мест Высокой Порты, в Ширванской провинции лежащих, и оная Шамаха в прежнем своем состоянии да пребудет без всякой новой фортификации и для гарнизону того места со стороны Высокой Порты да не имеют быть определены и отправлены войска, ниже кто партикулярный Комендант, разве токмо всегда стороны Высокой Порты определенный там Хан погрeшение бунту подобное к Высокой Порте являть будет, или ежеле явится или произойдет между жителями той провинции какая конфузия или непорядки, противные соизволению Высокой Порты, или буде вознамерится нападениями своими разорять и обеспокоивать сущие места под владением помянутого Царя; тогда для отнятия и отдаления от таких непорядков перемен и наказания их, вознамерясь Высокая Порта с своей стороны потребное число войск туда отправить через реку Кур, то имеет прежде того объявлено и сообщено быть Российским Командирам и такие войска, по утишении случившихся конфузии и несогласия и по поправлении непорядков, имеют паки назад возвратиться, без умедления, не оставя там ниже одного человека хотя, из военных или гражданских».
Заметим, обе империи официально признали созданное ал-Хаджжи Давудом ал-Джабали лезгинское/ширванское государство («ханство ширванских лезгин»), как отдельное («особливое») ханство с чёткими границами, с предоставлением ему широкой внутренней автономии, а по существу, Ширванскому ханству отводилась роль буферного государства между двумя империями.
Ал-Хаджжи Давуд, стремившийся объединить под своей властью весь лезгинский Ширван, включая, находившиеся под русским контролем, Дербент и Баку, не признавал условий Договора и выступал против него. Сурхай-хан ал-Газигумуки также отказался признать Договор, согласно которому лезгинский Ширван переходил от Персии к Турции. Сурхай-хан требовал у Османской Турции передачи Ширвана под свои владения. Турция отказала, однако позднее передала Ширван Сурхай-хану в управление. Отправной точкой открытого конфликта между османами и лезгинами Ширвана стал 1725 год, когда турецкое войско под командованием Сары Мустафа-паши, вопреки условиям заключённого Константинопольского договора с Россией, вторглась в Ширван. В вооружённом столкновении с Сары Мустафа-паши, ал-Хаджжи Давуд нанёс поражение незваному гостю недалеко от реки Кура.
Внешнеполитическая деятельность ал-Хаджжи Давуд в этот период была всецело направлена на обуздание захватнических устремлений соседних держав и обретение независимости. Турки-османы всячески старались использовать его в собственных интересах. Россия также относилась к нему враждебно. Лишившись поддержки и со стороны дагестанских феодальных владетелей, ал-Хаджжи Давуд оказался в полной политической изоляции. Но и в таких условиях он продолжал проводить самостоятельную, ориентированную на интересы лезгин, политику.
Во всех своих действиях ал-Хаджжи Давуд опирался на широкую поддержку населения, причём не только лезгин, но и других суннитских народов Восточного Кавказа. Но в разорённой войной стране, в условиях разрухи и нищеты, поддержка населения не могла быть бесконечной. Ал-Хаджжи Давуд это понимал и делал всё возможное для облегчения тяжёлого положения народа. Для этого нужно было возродить экономику страны, основу которой составляло производство шёлка: восстанавливались шёлковые мануфактуры; возрождалась торговля, о чём свидетельствует И.Г. Гербер. Но на пути хозяйственного возрождения страны стояли немалые трудности: восточные прикаспийские районы Ширвана вместе с такими важнейшими торгово-экономическими центрами, как Баку и Дербент, а также богатыми хлебом провинциями, как Мушкур и Шабран, были заняты российскими войсками. Экономическому возрождению страны мешали некоторые экономические санкции со стороны русских, а также постоянные происки Турции и набеги со стороны некоторых дагестанских феодалов.
Известно, что с апреля 1721 года ал-Хаджжи Давуд ал-Джабали (1680–1735) неоднократно обращался к представителям русских властей в г. Астрахань с предложениями об взаимовыгодном сотрудничестве. Так в письме к И.В. Кикину — помощнику астраханского губернатора А.П. Волынского (1689–1740), ал-Хаджжи Давуд просил разрешить русским купцам привозить в его лезгинские владения свинец и железо в обмен на шёлк-сырец.
«Ныне я хочу с вашею милостию дружелюбие иметь и соседство и доноси мои слова великому государю, чтоб по своему государеву указу велел своим торговым людей свинцу и железа прочнее, что нам надобно, провозить, а мы сторанним людем продавать не будем и всем закажем, а от нас буде понадобитца шолк и иное что, то окроме государевых людей продавать не будем и будем заказывать, а ныне у нас шолк поспеет в скорых числех».
Уже через несколько месяцев после подписания вышеупомянутого соглашения, и с учётом того, что, что Приморский Дагестан стал частью Российского государства, прежний запрет на привоз и продажу железа, а также свинца и боеприпасов горцам, в т. ч. и лезгинам, был снят 6 ноября 1724 года. По прошению комиссара Демидова, указом Сената, было разрешено продавать сибирское железо в города Астрахань, Баку, Дербент и в другие места для личного пользования. Таким образом, поле частичного политического урегулирования обстановки в Ширване, мы стали свидетелями снятия аналога экономических санкций в позднем Средневековье, применительно к лезгинскому государству во главе ал-Хаджжи Давуду ал-Мушкури.
Параллельно с восстановлением экономики Ширвана ал-Хаджжи Давуд заботился и об укреплении своего политического влияния в стране. Суннизм был объявлен государственной религией. Предпринимались меры по созданию новых государственных структур. Россия на занятых ею прикаспийских территориях проводила ярко выраженную антисуннитскую политику, направленную на вытеснение суннитского населения из этих районов: из Баку, Дербента, Мушкура, Сальяна и других ширванских провинций, отошедших к России, сунниты уходили в западные внутренние районы Ширвана, находившиеся под властью ал-Хаджжи Давуда. В свою очередь шииты и армяне покидали Ширванское ханство и переселялись в районы, занятые Россией.
В тоже время, события в регионе развивались крайне динамично. Так, уже 20 октября 1726 года лезгинские старейшины Кубинской провинции во главе с малолетним лезгинским престолонаследником ал-Хусайн-‘Али-ханом (1709–1758) присягнули на подданство Российской империи. В 1727 году ал-Хаджжи Давуд второй раз инициировал переговоры с Российской империей [связаны ли эти события на прямую нам пока не известно, однако трудно представить, что ал-Хаджжи Давуд знал и не воспрепятствовал присяге русскому Царю кубинских старшин]. Однако русские снова отказали ал-Хаджжи Давуду в поддержке, мотивируя это нежеланием нарушать договор с Турцией.
Вскоре русские войска под командованием генерала А.В. Румянцева взяли штурмом крепость Тенге (Сабрум), основанную ал-Хаджжи Давудом в 1720 году на берегу реки Белбела, в 40 верстах (ок. 42,6 км.) от Каспийского моря (в настоящее время в современном Азербайджане, в Кубинском районе, существует село Тенгеалты [азерб. T;ng;alt;]). Обороной крепости руководил сын ал-Хаджжи Давуда — Сулайман-бек б. ал-Хаджжи Давуд-хан б. Мухаммад-хан ал-Мушкури ’ад-Дагистани (тур. S;leyman Bey D;vud H;nz;de, ум. до 23.02.1742 г.).
Сулайман-бек попытался поднять на оборону крепости всё местное население, но, несмотря на это, ему не удалось отстоять крепость. Она была захвачена русскими войсками. В том же 1727 году шах Тахмасп II, через муганского султана Рамазана, обратился к ал-Хаджжи Давуду с предложением вступить в союзнические отношения. Ал-Хаджжи Давуд, хотя и нуждался в союзниках, ответил шаху отказом. Вскоре о попытке шаха привлечь на свою сторону ал-Хаджжи Давуда стало известно командованию русских войск.
В мае 1728 года ал-Хаджжи Давуд был приглашён турецким султаном на переговоры в г. Гянджа (ныне город в современном Азербайджане), на свадьбу. Ал-Хаджжи Давуд принял это приглашение и прибыл туда вместе семьёй, включая четырёх сыновей и двух братьев, и приближёнными. Однако его стремление к самостоятельности и неуправляемость пугали турецкие власти, посему по прибытии в г. Гянджа он был взят под стражу, вместе со семьёй и приближёнными, вывезен в г. Эрзерум. Далее, как известно, ал-Хаджжи Давуд ал-Мушкури в месяце «Ev;il-i Reb;;’l-Evvel» 1141 г. по х. (начинается с 04.10. — по 02.11.1728 г.) вместе со своими четырьмя сыновьями (Мухаммад-Карим-бек, Сулайман-бек, Тахир-бек, ‘Абд ал-Карим-бек; пятый сын Ибрахим-бек вероятно родился уже в изгнании), двумя дочерями (Пейкар, Зайнаб; третья дочь — Рукийа, также вероятно родилась уже в изгнании) двумя братьями (Ахмад-бек и Мухаммад-хан) и всей семьей был сослан на Родос. На остров Родос (маршрут пролегал через Эрзурум) ал-Хаджжи Давуд прибывает в мае-июне 1729 года («Ev;s;t Zilkade 1142»), а затем [но не ранее июня 1730 года], в апреле 1735 года, перевезен на полуостров Галлиполи, и предположительно позже там и скончался в 1148 г. х. (год начинается с 23.05.1735 г. — 11.05.1736 г.) Несмотря на жизнь в изгнании, его расходы были покрыты османской стороной. После его смерти членам его семьи по-прежнему выплачивалась ежемесячная субсидия на аренду дома.
Далее события развивались следующим образом. Если по Константинопольскому договору 1724 года между Османской империей и Россией Ширван был разделён на две части. Внутренняя часть с центром в Шамаха осталась за Османской империей, а прибрежная часть с центром в Баку была оставлена русским. То, позже, по Договору 1732 года, река Кура была признана границей, и юг реки был передан Османской империи, а север — русским. При Надир-шахе Ширван полностью перешел под власть Ирана, но эта ситуация длилась недолго. После смерти Надир-шаха Ширванское ханство со столицей в г. Шамаха также получило независимость вместе с другими ширванским ханствами. Лезгинский правитель Фатх-‘Али-хан ал-Кубали (1736–1789) во время своего правления (1758–1789 г.) взял под свое управление регион Шамахи.
Лезгинский правитель Фатх-‘Али-хан, отрекшийся от шиизма в пользу суннизма (см. Рапорт астраханского купца М. Князева консулу М.Е. Сулякову от 29 ноября 1770 г.), является самым известным кубинским ханом и одним из самых успешных правителей в лезгинской истории. Получив от своего отца ал-Хусайн-‘Али-хана (1709–1758) небольшой удел, состоявший из одной Куба, Фатх-‘Али-хан объединил вокруг него прилегающие прикаспийские территории, образовав обширное владение, куда вошли Табасаран, Дербентское, Бакинское и Ширванское ханства, вплоть до г. Ардебиль на севере Персии. Фактически Фатх-‘Али-хану ал-Кубали удалось восстановить на всей бывшей территории Кавказской Албании единое государство — Лезгистан.
Автор: ‘Али Албанви
Литература / источники
1. Абдусаламов М.-П.Б., Чекулаев Н.Д. Комендант Дербента: права и полномочия как представителя российской императорской власти в Дагестане (1722–1735 гг.) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики Тамбов: Грамота, 2014. №2(40): в 2-х ч. Ч. II. С. 16. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/gvAK3, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 04.06.2023). — Яз. рус.
2. АВПРИ. Ф.77: Сношения России с Персией. 1725. Оп. 1. Д.5. Л. 238.
3. Агацарский Г.Г. История Мискинджи (до 1922 года). — Махачкала: ООО «Издательство «Лотос», 2023. С. 197–198.
4. Алиев Ф.М. Антииранские выступления и борьба против турецкой оккупации в Азербайджане в первой половине XVIII в. Баку: Элм. 1975. С.77.
5. Бутаев А.А. Заключительный период борьбы народов Восточного Кавказа под руководством Хаджи-Давуда против иноземного владычества (1726–1728 гг.) [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/34YBU5, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 04.06.2023). — Яз. рус.
6. Бутков П.Г. Материалы для новой истории Кавказа с 1722 по 1803 год. СПб.: Тип. Императорской АН, 1869. Ч. 1.
7. Гаджиев В.Г. Роль России в истории Дагестана. — Москва: Наука, 1965. С. 108. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/gvAK9, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 04.06.2023). — Яз. рус.
8. Гербер И.Г. Описание стран и народов вдоль западного берега Каспийского моря // История, география и этнография Дагестана XVIII–XIX вв. Архивные материалы. М.: Изд. вост. лит-ры, 1958.
9. История Дагестана. 8 класс. Учебное пособие для учителей 8 класс Исалабдулаев М. А. История Дагестана. Электронное учебнометодическое пособие для учителей. Дагестанский НИИ педагогики. Махачкала, 2016 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/34ZsnS, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 04.06.2023). — Яз. рус.
10. Кидирниязов Д.С. Константинопольский (Стамбульский) договор 1724 г. и его роль для политики России на Северо-Восточном Кавказе. С. 38–47. // Вестник Института ИАЭ. 2014. №3. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/gvAsf, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 04.06.2023). — Яз. рус.
11. К вопросу об усилении русской ориентации в Азербайджане (20-е — нач. 30-х гг. XVIII в.). // Известия АН АзССР. Сер. Истор., филос. и права, №2. — Баку, 1978. С. 34–35.
12. Мамедов Г.М. «Кайме» Бедредди заде Али-Бея (статья 1) // Известия АН АзССР. Серия истории, философии и права, №3. 1988. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/hCLSm, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 04.06.2023). — Яз. рус.
13. Махмудова К.З., Кидирниязов Д.С. Стамбульский договор 1724 г. и его значение для кавказской политики России [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/gvAsf, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 04.06.2023). — Яз. рус.
14. Мустафаев Т.Т. К вопросу об усилении русской ориентации в Азербайджане (20-е - начало 30х годов XVIII в.) // Известия АН АзССР. Серия истории, философии и права, № 2. 1978. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/34ZJRX, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 04.06.2023). — Яз. рус.
15. Рапорт астраханского купца М. Князева консулу М.Е. Сулякову от 29 ноября 1770 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/h7itY, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 04.06.2023). — Яз. рус.
16. Соловьёв С.М. История России. Кн. IX. Т. 17–18. С. 362.
17. Сотавов Н.А. Северный Кавказ в русско-иранских и русско-турецких отношениях в XVIII в. М.: Наука, 1991. С. 76. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/34ZscE, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 04.06.2023). — Яз. рус.
18. Ya;ar BA;. ;irvan Hani Haci Davud, Siyasi M;cadelesi, S;rg;n Hayati Ve Ailesi // Ekev Akademi dergisi. Yil 18, sayi 58, kis 2014. С. 642. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://dergipark.org.tr/en/download/article-file/2565971, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 04.06.2023). — Яз. тур.
19. T.C. Ba;bakanlik. Devlet Ar;ivleri Genel M;d;rl;;;. Osmanl; Ar;ivi Daire Ba;kanl;;;. Yay;n Nu: 9. // Osmanli Devleti ;le Azerbaycan T;rk Hanliklari Arasindaki M;n;sebetlere D;ir Ar;iv Belgeleri (Karaba;-;u;a, Nah;;van, Bak;, Gence, ;irvan, ;eki, Revan, Kuba, Hoy) I (1575–1918). Ankara. — 1993. P. 46–50; 100–103. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/34XwNZ, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 04.06.2023). — Яз. тур.
20. Dr. M. M;nir Aktepe. Patrona isyani (1730) // ;stanbul ;niversitesi Edebiyat Fak;ltesi Yayinlari. No. 808. ;stanbul Edebiyat Fak;ltesi Basimevi. 1958. С. 75. [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 04.06.2023). — Яз. тур.
Свидетельство о публикации №223060901108