Если бы...

    Если бы я вернулась в Тирасполь после развода, если б не моя гордыня «я справлюсь, я смогу», если бы я не написала вопреки всему диссертацию, если бы не уехала в Китай, оставив детей на молодого мужа, - что бы было, какова была бы моя жизнь, лучше бы было моим родителям и детям?.. Не знаю. И никто не скажет.

    Но та жизнь, что получилась, была богатой на впечатления, встречи, поездки. Я узнавала новое о себе, что-то теряла, больше находила.

    Мне повезло: меня оставили на стажировке в университете при кафедре русского языка как иностранного. Мы начали преподавать как ассистенты, мой французский сразу пригодился в алжирской группе студентов-геологов. Впереди были год-два стажировки, потом командировка на два-три года в какую-нибудь бывшую французскую колонию. Некоторым из наших довелось-таки поработать: Люде в Индии, Миле в Гвинее, Вале на Кубе, Саше в Заире... Но не мне.

    Если бы я не вышла замуж и не родила дочку, я бы тоже уехала в Африку, влюбилась в неё и потом мечтала хоть ненадолго вернуться.

    Если бы я не оказалась случайно на кафедре в тот момент, когда позвонили из ректората и спросили, не хочет ли кто из преподавателей поехать на два года в Китай, и я, не успев даже подумать, воскликнула "я хочу"...

    Если бы мой друг, маститый филолог, не написал мне, что я поэт, - мне бы и в голову не пришло начать публиковаться.

    Тем более ни о какой дальней поездке стихов я не писала - хватало прозы.   

    Много позже появились – Зарубки памяти. И не о долгих, а о коротких путешествиях.

ГЕЙ, СЛАВЯНЕ!
Дела разгребла с горем пополам,
Решив полететь в Черногорию,
Где вместо «Спасибо» скажут «Хвала»,
Где камни помнят историю…

Вонзается в небо штыком кипарис,
Спускается солнце в тихий залив -
Ливанские кедры, Ливан позабыв,
Рисуют на фоне свой абрис-каприз.

Беседки и арки увил виноград,
Колючий кустарник дворы стерёжет,
Но время вдруг словно уходит назад:
Средь древних камней кто-то просто живёт,

И крепость, где пушки на море глядят,
Ещё не забыла набег янычар,
А в домик, где куры, где вёдра бренчат,
Приходят тревожные сны по ночам.

Их утро прогонит. И день напролёт
Здесь солнце сияет и воздух, как мёд,
А вечером горы в тумане стоят,
И кто-то старинную песню поёт.

А в песне слова – так понятны, близки,
Так радостно слышать певучую речь!
Мы вместе, хотя и порой далеки,
И надо нам братство, славяне, сберечь!
--------
Это стихотворение написалось под плеск волн у старой крепости.
А потом ещё и ещё раз память возвращала туда, где мои любимые стажёры-югославы были ещё не разделены на разные страны, где все они для нас были братья-славяне.

Топчусь в своих воспоминаниях
И разгребаю впечатления.
Искать всё новое - не мания,
Не времени препровождение.

Я поднимаюсь в Черногории
На горы над волнами синими,
И знаю, что уеду вскоре я
И буду жить с своей Россиею,

С её бескрайними просторами,
Где чаще ручейки равнинные,
Где тоже есть, конечно, горы, но
Привычней степи нам полынные...


Рецензии