О причинах появления экзонима кюринец по П. Услару

О причинах появления экзонима «кюринец» по П. Услару (1872)

«Язык, условно названный нами кюринским, составляет особую лингвистическую единицу, которая менее дробится на расходящиеся наречия, чем напр. язык Maapyлов, или язык Даргуа. В отношении к однообразию, язык кюринский может быть уподоблен лакскому, не смотря на то что раскинулся на гораздо большее пространство. В нём встречается много видоизменении выговора, -едва-ли не в каждом ауле, но, не смотря на то, Кюринцы с самых противоположных концов края, подобно Лакам, свободно понимают друг друга, чего нельзя сказать о Маарулахъ пли Даргинцах.

Для отвращения недоумений весьма желательно, чтобы, как язык, так и народ, говорящий на нём, носили общее наименование. В этом отношении мы встречаем много затруднений. Ни язык в целости своей не называется кюринским, ни жители, на нём говорящее, не носят общего названия Кюринцев. Во всяком случае, общее название необходимо. Мы принимаем условно, для языка название кюринского, а для жителей название Кюринцев. Далее объясним, почему эти: названия предпочли другим.

1. Географическое положение Кюринцев в самых общих чертах обозначается течением реки Самура, Кулан-вац – срединная река как они её называют. Самур замыкает дагестанское прибрежье Каспия на юге, также как Сулак на севере. В нескольких вёрстах ниже Рутула Самур становится кюринскою рекою; кюринское народонаселение сопровождает оба берега его до самого впадения в море. Прорывается оно лишь немногими аулами с тюркским народонаселением, построенными на низовьях реки. Вместе с тем Самуром определяются и три главные части, на которые делится страна, обитаемая Кюринцами:

а) долина среднего Самура, б) левая сторона нижнего Самура и с) правая сторона нижнего Самура. Таковое естественное разделение соответствует, как нынешнему административному, так и бывшему политическому делению края.

Кюринская часть долины среднего Самура составляет восточную часть нынешнего Самурского округа и начинается не далее, как вёрстах в 20-ти вниз по реке от Рутула. Первый, встречающейся на Самуре аул, говорящий по-кюрински, есть Кюлитар (Кюлютль), который представляет крайнюю западную — оконечность распространения кюринского языка. От этого аула к вверху по Самуру до Казикумуха, равно как и в сторону запада, через главный хребет в Елису, идут языки михетъ и цахур, о которых до сих пор мы не имеем еще положительных сведений.

Ахтынцы уверяли меня, что эти языки не имеют ничего общего с языком кюринским; существуют и противоположные показания. Эти вопросы могут быть разрешены не иначе, как точными исследованиями.

2. Начиная от аула Кюлитар (Кюлютль), вниз по Самуру, по обе стороны реки, до восточной оконечности Самурского округа, исключительно господствует особое наречие языка кюринского, которое подвергается мелким видоизменениям по аулам. Говорящее на кюринском языке живут в 36 аулах и нескольких выселках, в числе 5796 дворов. При этом заметим, что жители сами себя не называют Кюринцами и никто их так не называет. С незапамятных времён делились, они на три отдельные независимые общества, которые сохранили не зависимость свою почти до позднейших времён. Общества эти назывались: Ахти-пара Алти-пара и Докуз-пара, названия, число тюркские; тюрко-адербиджанский язык весьма распространён в Самурской долине. Селение Мискискар (Мискинджа), 403 двора, населенное кюринцами-шиитами, находилось вне всех этих обществ. Сверх того, некоторые кюринские аулы причислялись к Рутульскому магалу, следовательно, находились в союзе с народом иноязычным.

Первенствующее место занимало и теперь еще занимает Ахцах, селение (около 1000 дворов), которое мы и тюрки называем обыкновенно Ахты, от арабского ухти (сестра), так-как, по преданию, арабский завоеватель Абу-Муслим отдал его в управление своей сестра и зятю. По названию этого селения, как внешние Кюринцы, так и соседние народы, называют Кюринцев долины среднего Самура, с лёгким изменением выговора, Ахц;вгю един., Ахцевгюяр множ. чис., в переводе: Ахтынец. Ахтинцы – не принимая в соображение различия обществ. Это название жители и сами себе придают, чтобы обозначить в общих чертах, откуда они родом. Но название это ни в каком случае не может быть распространено на совокупность всех Кюринцев. Из Самурского округа в Кюринский, язык переходит к югу через главный Кавказский хребет в пределы Нухинского узда нынешней Елисаветпольской губернии. По показанию ахтынцев, жители селении Шинар (Шин), Дашагуларь (Дашагиль) и Филифар (Филифли), говорят одинаковым с ними языком. Быть может, есть и еще несколько таковых селений в Нухинском уезде, но о них мы не имеем св;д;ній. Покуда можно принять селение Филифли за крайний предел распространения кюринского языка к югу. Это селение находится в близком расстоянии от Варташена, где уцелел ещё язык удинский.

Левое, прибрежье нижнего Самура, населенное Кюринцами, подвергалось, в течении веков многим переворотам. Вообще страна эта довольно доступна по всем направлениям и не носит на себе отпечатка сурового Нагорного Дагестана. Северные кюринские аулы входили в состав владения Ма’сума Табасаранского, - владельца, установленного арабскими завоевателями ещё в VIII-м веке по Р.Х. К югу от майсумства Табасаранского страна до самого Самура называется Кюре.

По преданию, название это произошло оттого, что арабский правитель страны жил в ауле Кюрахюр (Кюр-кент). Впрочем, это не подтверждается ничем положительным. Жители сами себя называют Кюр;гю-Кюринец, Кюрегюар-Кюринцы. Так называют их, с некоторыми видоизменениями выговора, и горные соседи. Язык свой называют они Кюредтчал. В продолжении длинного ряда веков Кюринцы, по-видимому, не имели у себя центрального правительства. По временам и частями они признавали власть, то Дербента, то Кубы, то Казикумуха. Во второй половине прошлого века, ветвью династии ханов казикумухских образовано было особое ханство Кюринское, которое с некоторыми перерывами существовало до 1864 года. Кюринский хан жил обыкновенно в сел. Кураъ (Курах), название которого не имеет ничего общего с, кюре, хотя русская транскрипция и может подать повод к сближению стоящее время из описываемого нами, края с присоединением Южной Табасарани, образован округ Кюринский, большинство жителей которого суть – Кюринцы и говорят кюринским языком, но, кроме того, встречаются и другие языки.

Самый северный кюринский аул есть Манкулдихюр (Имагды), на реке Куарчагь цаць (Карчагсу). Начиная от него вверх по реке, встречаются кюринские аулы в вперемежку с табасаранскими, числом девять (589 дворов). Не смотря на различие языка, они, всегда находились в бесспорном владении майсума табасаранского.

К югу от Куарчагъвацъ протекает Ситалъвуацъ (Чирахеу). Селение расположенных вдоль левой, верхней части реки, образуют Авиарарь (Ахмарлинскій) магал, в котором пять аулов (200 дворов) говорят на кюринском языке. Обладание этими селениями подавало повод к распрям между ханом кюринским и майсумом табасаранским. Выше, по левую сторону реки язык табасаранский (Хив, Ляка и пр.). Полоса земли между Ситалъ вацъ. (Чирахеу) и Куланъ вацъ (Самуром) составляет коренную кюринскую землю то собственно, что называется Кюре, бывшее неоспоримое владение хана кюринского. Здесь находится 111 аулов (6764 двора), которые говорят по-кюрински. К западу язык кюринский встречается с языком агульским. Вверх по Курах-чаю, на притоке его Хипедж-yaus (Хипеч), в аул Хинеджарь (Хипечь) говорят по-коривски, в следующем выше ауле Урсунар (Орсун) по-агульси, еще выше в Шимихюр (Химихер) – по-кюрински, далее в Хюпюкаръ (Хпинк) — по-агульски. Вверх по течению самого Кураьъ вацъ кюринский язык прекращается селением Галхенаръ (Кирханъ, Гялханъ). Выше идёт язык агульский до селения Хугуль (Чирах), где говорят одним из даргинских наречий.

Покуда все наши сведения о языке агульском ограничиваются записанными личными местоимениями и числительными, которые представляют некоторое сходство с кюринскими. К востоку кюринский язык доходить до моря: аул Фaphama хюрь (Фаргать) находится на самом устье южного рукава Самура. Здесь язык этот находится в тесном соприкосновении с языком тюрко- адербейджанским. Правое прибрежье Самура по самым условиям географического положения своего всегда входило в состав Кубинского ханства.

Под именем Кубинского ханства подразумеваем мы страну, находящуюся между нижним Самуром и главным Кавказских хребтом, который на этом протяжении все более и более понижается, становится удобопроходимым и, на конец, исчезает на Апшеронском полуострове. Впрочем, Куба, в виде центрально-административного пункта, сообщившего название свое целой страны, появляется не ранее середины прошлого века. Страна эта в прежние времена управлялась наследственными правителями, более или менее признававшими над собою власть правительства персидского: Резиденцией их было селение Худат родоначальником династии некто Лезги-Ахмед. По преданию, он был из фамилии Уцмиев, переселился в Карчаг, и потом в Персию, откуда возвратился в звании правителя края в Худат. В настоящее время бывшее Кубинское ханство составляет Кубинский уезд Бакинской губернии, который административно отделён от Дагестана.

В полосе страны, сопровождающей справа точение Самура, шириною почти до самого города Куба, господствующее народонаселение есть кюринское, говорящее тем самым языком, которым говорят в бывшем Кюринском ханстве. Г. Зейдлиц, составивший весьма веское в этнографии Кавказа описание Бакинской губернии, насчитал в Кубинском уезде 50 аулов и 21 выселков, жители которых целиком, или, частью говорят по-кюрински. В некоторых селениях природный язык одной части обитателей есть кюринский, а другой адербейджанский. Для числа жителей обоего пола, говорящих на кюринском языке в Кубинском уезде, г. Зейдлиц полагает цифру 28,641. Показания его заслуживают высокой степени доверия. В южной части Кубинского уезда существуют языки: Хиналуг, Будух, Крыз, о которых мы пишем понаслышке, не имея о них положительных сведений. Кюринцы уверяют, что эти языки не имеют ничего общего с их языком, но и это показание требует подтверждения.

В отношении к Кубинским Кюринцам повторим замечание, сделанное уже нами о Кюринцах долины среднего Самура, т. е. [то, что, не только они сами себя не называют кюринцами, но и никто их так не называют. Единоязычные соседи называют их обыкновенно купатгю (кубинец), Купатгюяр (кубинцы) — название не имеющее никакого лингвистического значенія.

Впрочем, существует общее название, которым называют себя все Кюринцы, откуда бы они ни были родом. Это название есть столь знакомое нам «лезги» (в един. ч.), лезгияр (в мн. ч.). Заметим, притом, что это название Кюринцы присваивают себе в исключительную собственность; лезги чалъ есть Кюринский язык. Лезгинами не называют они ни Хайдаков, ни Табасаранцев, ни лаков, никакой-либо другой из горских народов. Происхождение этого названая не имеет корней в языке, и сами Кюринцы полагают, что принято оно ими только потому что так прозвали их соседи их Тюрки. С другой стороны, ни один из горских народов не называет Кюринцев Лезгинами. Во всяком случае, это название, которым весь народ себя объединяет, было-бы хорошо, если бы мы имели возможность в настоящее время придать ему требуемую определённость. Но, как тюрки, так и мы, привыкли уже без разбора называть Лезгинами всех дагестанских горцев. Специализирование этого названия повело-бы только к большей запутанности. Мы предпочитаем для народа название Кюринцев, а для языка — название кюринского. Так называет себя теперь большая часть народа; к этому, названию мы уже привыкли, и оно имеет для нас определённое значение.

Цифры, — на которые мы ссылались при исчислении земцев, говорящих на кюринском языке, — представляют неодинаковую степень достоверности. Вообще можно положить, что число всех Кюринцев простирается до 80 т. душ обоего пола. Язык Кюринцев по числу говорящих на нём занимает, третье, место в Дагестане после языка Маарулов и языка Даргинцев, но, как мы уже сказали, он представляет гораздо более единства. Главных наречий только два: кюринское и ахтынское, но и те мало различествуют между собою. Предлагаемое нами исследование относится до кюринского наречия; об ахтынском сообщено лишь несколько замечаний. Кюринский язык, как в лексическом, так и в грамматическом отношениях, представляет сходные черты с чеченским и теми дагестанскими, которые уже исследованы. Нельзя не причислить этот язык к обширной семье языков восточно-кавказских.

С другой стороны, с первого же разу, встречаем мы особенность, которая ставить кюринский язык поодаль от означенной семьи. Эта особенность заключается в полном отсутствии категорий, или родов, которые играют столь великую роль в языках восточного Кавказа и обусловливают многосложные изменения иных букв в начале, середине и конце слов. Таковые изменения насквозь проникают грамматики этих языков и предварительным объяснением этих изменений начина ли мы все наши грамматические очерки. Как мы сказали, чего подобного нет в кюринском языке, который, по-видимому, обнаруживает существование особого юго-восточного подразделения кавказских языков. Г. Шифнер уже исследовал один из таковых безродных языков, а именно, удинский. Известно также, что все языки иверского семейства не имеют родов. Впрочем, таковые сближения покуда еще преждевременны».

Автор: ‘Али Албанви

Литература / источник

1. Ковалевский Д.И. Записки Кавказского отдела Императорского Русского Географического общества. Книга 8. Тифлис. 1873. С. 105–111 (785–791). [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/34cWjn, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 09.06.2023). — Яз. рус.

2. Этнографія Кавказа. Языкознаніе. Кюринскій языкъ. Литограф. in-4° писчей бумаги. Стр. 850. (Вышло въ конц; 1872 года) // Матеріалъ для этнографій Восточнаго Кавказа. Посл;дніе труды бар. П.К. Услара: «Хюркилинскій и Кюринскій языки». С. 1–8 (5–12). [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/34f6jf, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 09.06.2023). — Яз. рус.


Рецензии