Спектакли ушедшего мастера Резо Габриадзе

Март. Тбилиси. Русский театр Грибоедова. «Какая грусть. Конец аллеи…» по сценарию Резо Габриадзе. Спектакли, как люди, живут своей жизнью и со временем меняются. Двадцать первый прогон в Грибоедовском театре так не похож на первый. Актёров как будто подкрутили: играйте поэкспрессивнее, пошумнее, позаметнее! И та первая интонация премьеры  (литературная, балансирующая на грани комедии и трагедии) вдруг уходит. Правда, действие по-прежнему остается в контуре талантливого текста Мастера.

Апрель. Пятнадцатое. Театр марионеток Резо Габриадзе. Показывают «Рамону». Накануне Пасхи все жители покинули Тбилиси, уехали за город, а Резо Габриадзе остался, развлёк. Постановка нежная, воздушная… Но она как будто бы обрывается на несколько тактов раньше. И с ощущением незавершённости действия выходишь из театра на улицу, а там уже другие персонажи, и невольно ищешь железнодорожную станцию и безлюдный поезд, чтобы в нём, как в начале спектакля, подышать и помечтать…

Конец апреля. В том же театре Резо Габриадзе долгожданная тбилисская премьера «Бриллианта маршала де Фантье». В далёкой московской ретроспективе (его показывали в театральном центре «На Страстном») он казался другим: более умозрительным и прозрачным. Спектакль в тбилисском зале обретает плоть и цвет. Возникает детское ощущение: как будто бы держишь в руках панорамную книгу, совсем новенькую! И надо ещё немного размять её страницы, поиграть с разновысотными персонажами, открыть все окошки с их миниатюрными двойниками, чтобы дойти до конца истории, где на глазах удивлённой публики из княжеского бриллианта вдруг вырастает сверкающий символ Парижа - Эйфелева башня. Совершенство, завершённость и изящество финала создают такой объём впечатлений от французской истории Мастера, что до сих пор находишься в нём, как под куполом.


Рецензии