Пилигрим

  Июнь 1975 год.

         Он был огромный, горячий и очень мощный. Я стоял и не отрываясь смотрел на паровоз, который остановился напротив нашего дома. Моя бабуля была занята по хозяйству и у меня появилась возможность свалить за пределы нашей «усадьбы». Мне уже давно исполнилось 4 года, и я считал себя вполне самостоятельным человеком, правда не очень большого роста.
На паровозе были люди, один из них заметив меня спросил: -"Интересно, пацан?"
Я закивал головой: - "Очень". "Хочешь прокатиться?" Я: - "Хочу".
Машинист или его помощник, не знаю точно, поднял меня в кабину железного монстра и усадил на откидной стульчик с права от топки. Паровоз дал гудок выпустил облако пара, и мы поехали.
          Не удивляйся мой дорогой читатель, что я запомнил все это с такой четкостью не смотря на прошедшее время и весьма юный возраст в момент всего происходившего. Происшествие это врезалось в мою память так сильно, что до сих пор, мне кажется, будто я помню даже запах дыма и раскаленного железа, исходящего от тех людей и самого «устройства» под названием паровоз.
Путешествие это продолжалось на мой взгляд не очень долго и пролетело за считанные минуты, настолько оно меня тогда захватило.
          Бригада наша (пишу, наша, потому что я исполнял очень важную функцию, по команде я тянул на себя шнурок и паровоз издавал дивный звук- он гудел) выполняла работы на строящемся втором мосту через реку Суру и занималась доставкой шпал или рельс, а может и того и другого к месту строительства. Наш паровоз доехал до Сергача (порядка 50 км. от нашей деревни) и встал на запасной путь в ожидании чего-то. Я сидел в кабине паровоза и чувствовал себя как дома или, наверное, даже лучше. Меня уже напоили чаем и угостили пряниками.
          На соседнем пути остановилась передвижная бригадная «летучка» с десятком рабочих в желтых жилетах. Один из рабочих прокричал: - «Нет ли на паровозе паренька из Княжихи?» И посоветовал быстрее везти его (то есть меня) обратно, так как в деревне переполох и похитителей хотят «поднять на вилы».
Паровоз остановился на том же самом месте, где я в него сел.
          Рядом с железнодорожным полотном меня поджидала моя бабуля с хворостиной в руке. Скажу, что данный «инструмент» воспитания она не применяла ни во время нашего с ней следования по улице ни уже дома. Она скорее всего его взяла для отчетности перед соседями, так как в деревне шуму было много из-за моей пропажи.
Это было мое первое самостоятельное путешествие и далеко не последнее.

          Ноябрь 1987 год Москва.

          Время часов 6 вечера, мы втроем стоим перед билетным киоском в одном из переходов московского метро и выбираем куда можно податься, чтобы скоротать время. Наше внимание привлекла афиша вечернего концерта с участием Валентины Толкуновой.
          Концерт, нам достались билеты в 5 ряд в самую его середину напротив сцены, во круг нас взрослые дяди и тети, сверкающие своим великолепием. У нас уже три раза проверяли билеты (последний раз не билетерши, а мужчины в деловых костюмах черного цвета суровой наружности) на соответствие и легальность нашего нахождения среди «фраков» и вечерних платьев, усыпанных бриллиантами. Я понимаю озабоченность нашего окружения, мы приехали в столицу сегодня утром и выглядим не совсем презентабельно, на нас потертые джинсы и видавшие виды джемпера. Да и возраст наш не для вечернего мероприятия мне и Владу по 16, Олегу 15 лет.
          В столице наша цель- Красная Площадь, задача простая пройти в праздничных колоннах и попробовать попасть на экраны телевизоров. Идея Влада, по моему мнению она безумная, но меня заинтересовала.
          На сцену вышла Валентина Толкунова, меня поразила красота этой женщины. Все ее выступление я не отрывал от нее глаз. В антракте Влад предложил мне пройти за кулисы и напросится к артистке на ночлег. Потому-что сказал он: -"Она на тебя одного смотрела, когда пела".
          Ночевать нам пришлось в подъезде московской 9-ти этажки где-то на окраине города на площадке возле лифтовой комнаты с подъёмниками.
          Утром 7 ноября в районе Курского вокзала, нам удалось втиснуться в колонну с транспарантами и флагами, идущую на Красную Площадь. У нас за ранее купленные маленькие бумажные флажки красного цвета и по шарику с символикой «Красного Октября» (почему-то он отмечался в ноябре).
До площади мы, конечно, не дошли нас вычислили буквально через 500 метров и вежливо выпроводили из колонны, шарики и флажки, однако, у нас остались, но ощущение праздника как-то померкло. Праздничный салют мы наблюдали со ступенек Ярославского вокзала.
          Из столицы я приехал с копченой колбасой в сумке и в куртке maid in Poland с отстегивающимися рукавами. Приобрел ее за 32 рубля в комиссионке в районе Нового Арбата.

          Сентябрь 1990 Тянь-Шань.

          Наша группа остановилась на отдых неподалеку от бревенчатого пятистенного дома, срубленного в лапу. Хозяева муж и жена славяне, сам дом и его хозяева смотрелись необычно в горном ущелье рядом с долиной реки Чонг-Кемин. Очень общительные они рассказали нам, что переехали сюда жить 8 лет назад, дом построили сами. Сейчас живут втроем у них сын 16 лет, он в данное время, где-то выше по ущелью охотиться. Мы, нас семь человек, четыре девушки и три парня, идем пешим маршрутом из Алма-Аты на озеро Иссык-Куль, в пути мы уже пять дней.
          Первый раз я попал на сборы альпинистов по приглашению своей знакомой Татьяны Ф. еще в августе 1989 года. Они проходили неподалеку от станции Убежицы Горьковской области. И первый раз я попробовал спуск и подъём по веревке на вертикальной стене. Это было классно, я проникся духом альпинизма буквально за один день.
          Наш маршрут должен был пройти через перевал «Контрабандистов» максимальная высота 5000 метров, что должно было соответствовать 3 степени сложности, но у одной из девчонок случился приступ «горняшки» и мы, изменив маршрут стали медленно уходить вниз по долине Чонг-Кемин постепенно снижая высоту. Горы поразили меня буквально в самое сердце, после того похода они снились мне лет 15 к ряду.  Да и сейчас при воспоминаниях о тех событиях я «проваливаюсь во времени» в тот далекий 90-ый год.
          Мы прошли первый перевал Алма-Атинского Алатау, проехав половину пути до него на канатной дороге. Наш инструктор Галина, сказав, что это не спортивно приказала группе оставшиеся 500 метров до седла брать штурмом как положено- пешком. Сложив Тур и оставив информацию о нашей группе, мы уходим с него в сторону поляны «Альпинистов». Сделав несколько шагов вниз, я испытал необычное чувство, которому не сразу нашел объяснение – изменились звуки вокруг и запахи, произошло это практически мгновенно, так как будто за нами задернули тяжелые шторы.
         Поляна «Альпинистов» — это сосны, лесная земляника и камни с табличками. На каждой табличке несколько имен. Галина рассказала нам, что в этом месте когда то, было организовано соревнование по альпинистскому спорту. В разгар соревнований на лагерь сошла лавина, похоронив под собой не один десяток спортсменов. Только на одном из камушков мы насчитали 13 имен и таких камушков там предостаточное количество.
         Ледник высота 4135 метров, мы остановились на ночевку, не дотянув до намеченной точки стоянки порядка 200 метров. Часа в два ночи мы проснулись от жуткого грохота и тряски. Выше нас и немного в стороне сошла небольшая лавина, оставив за собой грязно черный след на сверкающем льду. Нам повезло, что мы заночевали ниже на краю ледника рядом с небольшим озерком, образовавшимся из-за схода марены. Место это не так сильно продувалось и показалось нам вечером довольно уютным.
        Мой рюкзак, набитый доверху Алма-Атинским Аппортом застрял в интроскопе аэропорта. Я не смог удержаться и купил на восточном рынке 20 кг яблок набив ими по самый клапан свой «Ермак», а вещи отправил в Горький посылкой. Мои коллеги по горному путешествию давно уже прошли регистрацию и пошли на посадку.
        Я жду техника, который должен снять крышку с досмотрового устройства и достать мой багаж. На регистрацию я успеваю, а вот рюкзак у меня брать отказываются предлагают мне лететь с ним держа его на коленях. Посадка на самолет окончена, я бегу по летному полю к своему самолету. Около него идет погрузка багажа.
        Договариваюсь с грузчиками за трешку, они вешают на рюкзак бирку с надписью «г. Горький» и закидывают его в чрево самолета. Поднимаюсь по траппу в самолет, занимаю свое место, стюардесса закрывает дверь. Опускаю веки и моментально проваливаюсь в дремоту.
Три дня после похода мы жили на оз. Иссык-Куль в пансионате. Купались, загорали объедались фруктами. По окончании на автобусе до г. Фрунзе (Бишкек), а там наняв видавший виды рафик за 15 рублей за всю команду из 7 человек с рюкзаками приехали в Алма-Ату.
        Мы бродили по городу весь день самолет вылетал в районе 10 часов вечера и у нас было достаточно времени для знакомства со столицей Казахстана. В центральном парке меня заинтересовала компания моих ровесников, расположившихся около закрытого православного храма. Они пели песни, даже не песни, а молитвы, только в современной аранжировке под электрогитары и клавишные Yamaha.
        Я сидел напротив и слушал их, а моя группа ушла дальше по аллее походу совсем забыв о моем существовании. Так я первый раз познакомился с христианами Протестантской Церкви. Гораздо позже, через несколько десятков лет в 2015 году, судьба сведет меня с женщиной членом Нижегородской Протестантской общины, и эта встреча разрушит мою жизнь.
        Но это в будущем, а сейчас, в Алма-Атинском парке ко мне подсела рыжая девчонка моего возраста и спросила: - "Знаю ли я про Бога?"

         Время 4: 15 утра первый автобус из аэропорта я единственный пассажир, в салоне пахнет соляркой и выхлопными газами из-за прогоревшего глушителя. Мы подъезжаем к моей остановке, водитель, остановив Пазик, спрашивает меня: - "Что в рюкзаке?" Не говоря ни слова откидываю клапан «Ермака», чудесный аромат заполняет весь салон старого «лупоглазого» автобуса производства ПАЗ.
         Запах горных трав, цветов, мёда, горных рек уничтожает до последней молекулы вонь солярки и старого пропахшего гарью железа. "Дети есть?"-, спрашиваю водилу. "Двое"-, отвечает он. Вынимаю три яблока, каждое размером с голову младенца. Сквозь тонкую кожицу в них можно увидеть все до единого семечка, от них исходит легкое свечение, как будто они из сказки. Да так оно и есть, по сути, эти яблоки прибыли в Горький по воздуху из сказочной и удивительной страны Казахстан.
         В моей походной куртке, во внутреннем кармане еще один «артефакт» из этой страны, — это Евангеле, подарок рыжеволосой девчонки из Протестантской общины Алма-Аты.

         Ноябрь 1990 год Черная речка Ветлужский район.

         Белая «анорачка» в очередной раз пропала из видимости, Андрюха идущий впереди меня метрах 20 опять провалился в метровую колею, накатанную лесовозами. Время около часу ночи, фонаря у нас нет, спички после нескольких купаний в ледяной воде превратились в кашу. Мы вдвоем добиваем пешеходный маршрут по северу нашей области. До ст. Ветлуга по моим подсчетам примерно 15 км., во круг тьма и лес.
        Я измотан до предела и мало по малу начинаю отставать от своего напарника, в конце концов его спина совсем исчезает в кромешной тьме. И я остаюсь один, иду вслепую практически на ощупь постоянно простукивая дорогу перед собой срезанной осиновой палкой.
        Моя надежда только на приближающийся рассвет. Сделав несколько шагов, останавливаюсь перед полутораметровой ямой и отчетливо слышу с права в нескольких метрах от себя громкий шепот из темноты: - "Алееексееей!" 

        Январь 1991 год

        Наша группа из 6 человек остановилась на ночлег в окрестностях деревни Ежово Нижегородской области.
        Мы в тренировочном 3-х дневном походе на выживание. У нас нет палаток, нет воды и нет большого запаса еды, только сухпай. Ночуем мы прямо на снегу накидав во круг костровища еловый лапник.Я рассказываю о нашем ноябрьском путешествии с Андрюхой по северу области. Когда рассказ доходит до жуткого шепота из темноты. Все начинают дико ржать надомной, не смеется только Саня М. руководитель группы. Дослушав мой рассказ, он произносит: - "Это с тобой духи леса говорили". Все смотрят на него. "Кстати"-, говорит он: - "в тех местах куда мы пойдем и для чего этот тренировочный поход может произойти что-то подобное".
        Мы готовимся к экспедиции на Алтай.
 
        Эпилог

На Алтай я так и не попал. Причина в том, что вес рюкзака со снаряжением составил порядка 65 килограмм. Мой собственный вес в то время был 63 килограмма и мое место в группе занял Андрюха с которым путешествовали вдвоем в ноябре 90 года. Таинственный шепот преследовал меня тогда до самого рассвета, как только наступили утренние сумерки все встало на свои места. Андрюха ждал меня на краю поселка сидя на обочине покуривая свою вонючую «Приму», и мы тогда успели на первую электричку до Нижнего.
      


Рецензии
Путешествие, это не каждому дано. Понравилось.

Валентина Забайкальская   23.10.2023 11:15     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.