Глава 460. Бах. Четвертая Французская сюита
Французская сюита для клавесина №4 ми-бемоль мажор
Святослав Рихтер (фортепиано)
Yuriyauskiev: Сегодня у Святослава Теофиловича Рихтера день рождения. Поздравим друг друга с сегодняшним праздником! В жизни пишущих здесь участников Рихтер занимает особое место. Мне страшно подумать, что я жил бы в другом веке и не мог бы слушать музыку в той первозданной чистоте, которую я слышу у него, именно у него. Его искусство приносило и приносит не только эстетическое наслаждение, оно затрагивает этические проблемы, оно помогает взглянуть на мир, на события, на личные неурядицы и радости в другом ракурсе. Генрих Нейгауз писал, что, играя Баха, он благословляет мир. То же самое можно сказать, когда слушаешь Рихтера. Последнее время, после стольких лет слушания его записей, которых у меня огромное количество, я вновь и вновь открываю для себя что-то новое в его искусстве. Возможно, это как-то ложится на мое состояние, попадает в резонанс с какими-то мыслями, с чем-то в душе, чего я сам в себе не знаю. Примером тому является на днях прослушанная запись Четвертой Французской сюиты. Вслед за Бахом он создает такой мир, который не хочется покидать. Так, собственно, я и пытаюсь делать: находясь в сутолоке большого города, слышу внутри отголоски откровения, полученного от него, от его высокого и мудрого искусства, и мыслями уношусь в другое пространство. Высшая простота, которая не достигается упражнениями, но жизнью, «уходом в музыку, как в монастырь» — вот ее можно познать у него, как ни у кого другого. Мне очень понятно и близко написанное Сергеем Островым («Правда», 6 апреля 1981 г.):
Вот он тронул клавиши. И стало
Тихо в каждом доме. И светло.
Небо до земных камней достало.
Чью-то душу болью обожгло.
Свидетельство о публикации №223060900276