Наследие реформ Петра I Великого

Ни один правитель Российской империи в Новейшей истории не может сравниться с кардинальным преобразованием всех сфер жизни общества, как это сделал Петр I. Многие явления культурной жизни были им привнесены, созданы по его воле и внедрены не всегда гуманным с современной точки зрения способом. И все тектонические изменения произошли всего за четверть века.

1 С. А. Кириллов. Пётр Великий. (1982–1984)
Историк XIX века Михаил Погодин писал: «Мы просыпаемся. Какой нынче день? — 18 сентября 1840 года. Петр велел считать годы от Рождества Христова, Петр Великий велел считать месяцы от января. Пора одеваться — наше платье сшито по фасону, данному первоначально Петром, мундир по его форме. Сукно выткано на фабрике, которую завел он, шерсть настрижена с овец, которых он развел. Попадается на глаза книга — Петр Великий ввел в употребление этот шрифт и сам вырезал буквы. Вы начнете читать ее — этот язык при Петре сделался письменным, литературным, вытеснив прежний, церковный. Приносят вам газеты — Петр Великий начал их издание. Вам нужно купить разные вещи — все они, от шейного платка до сапожной подошвы, будут напоминать вам о Петре Великом. Одни выписаны им, другие введены им в употребление, улучшены, привезены на его корабле, в его гавань, по его каналу, по его дороге. За обедом, от соленых сельдей до картофеля, который сенатским указом указал он сеять, до виноградного вина, им разведенного, все блюда будут говорить вам о Петре Великом. После обеда вы едете в гости — это ассамблея Петра Великого. Встречаете там дам, допущенных до мужской компании по требованию Петра Великого. Пойдем в университет — первое светское училище учреждено Петром Великим. <...> Мы не можем открыть своих глаз, не можем сдвинуться, не можем оборотиться ни в одну из сторон без того, чтобы не встретился с нами Петр: дома, на улице, в церкви, в училище, в суде, в полку, на гулянье, все он, всякий день, всякую минуту, на всяком шагу!»

В культурной ориентации на Запад и отрицании традиционного порядка Петр I видел будущее России и возможность быстрого преодоления отставание от стран Европы. Все его начинания были основаны на европейской философии рационализма. Например, Петр I для алфавита убрал сложные варианты написания, оставив простые и удобные для ежедневного использования. Рационализм и системность противопоставлялись традиционному «московский авось» и «московский тотчас».

Не было слепого восприятия — как рационалист и даже циник, Петр I не идеализировал западную демократию. Он отбирал те культурные и интеллектуальные ценности, что по его мнению, подходило для России. Это были и приобретения произведений искусства, и отправка молодых людей за границу для получения образования и стажировки, и приглашение иностранных мастеров и учёных. И в Россию ехали, как когда-то в Америку. Математик Леонард Эйлер признавал, что если бы не Петербургская академия наук, где он работал по приглашению, то он так и остался бы рядовым и безвестным.

2 Станислав Хлебовский. Ассамблея при Петре I
Усилия Петра I в обучении молодых и приглашении мастеров с Запада сформировали питательную среду для русской культуры и науки. Можно привезти книги, готовые приборы и орудия труда, но без квалифицированных кадров на месте они останутся бесполезным хламом, на которые потрачены деньги. Проникнутые идеями новой культуры люди распространяли свое влияние по всей Российской империи. Но у этого была и обратная сторона.

Благодаря реформам, Петр I заложил культурный разлом между властью с интеллектуальной элитой и простым народом. До реформ народная культура была широко распространена во всех слоях общества. С введением Петром западных праздников, обычаев вместе с искоренением старых и традиционных, элитарная часть общества все больше становилось чуждой, вызывала неприятие своим видом, немецким и французским выговором. Разобщение и непонимание реальной ситуации хорошо видно по сборнику Вехи начала XX века и серии революций.

Видео ОШИБКИ РУССКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ на ПРИМЕРЕ АВТОРОВ СБОРНИКА «ВЕХИ»

https://youtu.be/fWe5kJbaiQk

Помимо раскола в обществе, произошла консервация многих явлений Средневековья — резкое усиление крепостного права, жесткая политическая система на основе ничем не ограниченной самодержавной власти вместо опоры на закон и парламентаризм, как это сложилось в Европе. Петр I резко сузил иные варианты развития и возможные альтернативы, оставив только одно направление.

Автор: Алексей Александрович Морозов

Интересно? Еще можно почитать
1) «...введение Табели о рангах означало для представителей всех социальных слоев появление возможности проникнуть в российский господствующий класс, а также то, что заслуги (а не происхождение, как прежде) стали выступать в качестве основного критерия при определении статуса отдельного лица и необходимости его продвижения по службе. В результате имело место нивелирование, или „демократизация“ дворянства, что шло вразрез с интересами старой родовитой аристократии»

Этот и еще 113 материалов VIKENT.RU по теме Теория элит

2) Видео: ДЕЛО ЖИЗНИ: ПОИСК и ДОСТИЖЕНИЯ

https://youtu.be/WJPQiw5Y7nA

Ваши новые вопросы по более чем 400-м направлениям творческой деятельности — на онлайн-консультацию третье воскресенье каждого месяца в 19:59 (мск) Вы свободно можете здесь: https://vikent.ru/w0/ Это принципиально бесплатный формат.

3) Видео: Как создавать социальные инновации и изобретения? / Интервью с И. Л. Викентьевым для проекта АПОРОН

https://youtu.be/wmyCrvi2evI

4) Видео: Как внедрять социальные инновации и изобретения? / Интервью с И. Л. Викентьевым для проекта АПОРОН

https://youtu.be/RZj7v24_BKc

5) Видео: Как разрабатывать социальные инновации и изобретения? / Интервью с И. Викентьевым для проекта АПОРОН

https://youtu.be/bZ5iq8oSOEM

Источники
Петр I Алексеевич Великий https://vikent.ru/author/57/ на портале VIKENT.RU
Культурные реформы Петра Великого https://arzamas.academy/materials/1497
Благодарю И.Л. Викентьева за присланный фрагмент

Фото:

С. А. Кириллов. Пётр Великий. (1982–1984)
Станислав Хлебовский. Ассамблея при Петре I
#vikent_ru #Петр #великиеличности #великиелюди #творческиелюди #творческиеличности #деньрождения


Рецензии