На пути познания Истины

Выставки 
Игорь Горбунов: «Это моя попытка передать свои мысли по поводу нашего бытия…»
В Ногинском муниципальном музейно-выставочном Центре на площади Бугрова в Богородском городской округе Подмосковья 3 июня открылась персональная выставка замечательного художника и дизайнера Игоря Васильевича Горбунова. Прекрасной экспозицией его произведений можно было полюбоваться в этом Центре до 26 июня.
Экспозиция расположена в одном из выставочных залов на втором этаже музейно-выставочного Центра. Она сразу привлекает зрителей своей продуманной и компактной композицией. А представленные художником произведения очаровывают не только опытных мастеров кисти, но и таких дилетантов в области искусства, как я.
Пришедшие на открытие выставки друзья и поклонники творчества Игоря Горбунова знают его, прежде всего, как вдумчивого и опытного дизайнера различных пространств и  интерьеров. Кстати, и залы музейно-выставочного Центра на площади Бугрова (ранее местного краеведческого музея) оформлены по дизайнерским проектам Игоря Горбунова.
На этот раз художник представил зрителям более сорока своих живописных произведений, которые можно отнести к философскому концептуальному искусству. Картины Горбунова, на мой непросвещённый взгляд, призваны не столько радовать эстетические воззрения зрителей, сколько заставляют нас задуматься над смыслом и природой человеческого бытия. Даже названия произведений художника дают нам возможность подумать о том, на постижение каких философских и вселенских вершин замахивался их вдохновлённый творец. Судите сами (я перечислю названия только нескольких пленительных работ Игоря Горбунова):  – «Истина», «Пасха», «Пробуждение», «Мираж», «Стресс», «Радуга надежды», «Молитва», «Фуга ре минор», «Рождение души», «Весенняя соната», «Тишина», «Тайна», «Сотворение», «Встреча», «Двое», «Скрипач», «Незнакомка», триптих «Парадигма творчества».
И вовсе не случайно выступившие на открытии выставки друзья и почитатели таланта Игоря Горбунова не могли скрыть своего восторженного состояния после предварительного знакомства с его живописными работами. Игорь Горбунов достиг высокого уровня профессионального мастерства как художник-философ,  художник-мыслитель. Об этом говорили на открытии выставки директор Ногинского музейно-выставочного Центра Ирина Баранова, мастера кисти из Ногинска и Электростали Валерий Болдырев, Владимир Диброва, Михаил Сотников, Сергей Михайлюк, мастер резьбы по дереву Владимир Аинцев, преподаватель Ногинской детской школы изобразительного искусства Юрий Исаев и другие.          
Пожалуй, стоить добавить несколько штрихов из  биографии многогранного художника. Игорь Горбунов родился 6 августа 1941 года в Ногинске. Со школьных лет стал посещать рисовальный кружок в местном Доме пионеров (ныне это Дворец детского и юношеского творчества). Основы изобразительного искусства в нём преподавали Александр Цинцевич и Виктор Гусев, которых Игорь Горбунов считает своими первыми учителями в художественной сфере.
Мальчонком Игорь любил  гонять мяч с пацанами со своего двора, купался с ними в Клязьме и ещё не помышлял о том, что станет профессиональным художником и дизайнером. В 1958 году он поступил учиться на вечернее отделение в Московский институт стали и сплавов, филиал которого тогда располагался в Электростали. Почему на вечернее отделение? Потому, что тогда он уже работал слесарем-сборщиком топливных насосов на конвейере в выпускном цехе НЗТА - Ногинском заводе топливной аппаратуры. Но вскоре Игорь стал понимать, что не тот он избрал путь для довольно краткого для любого человека мирского пребывания на планете Земля. Он задумался над своим «земным предначертанием». И чтобы это лучше понять, в 18-летнем возрасте он бросил учёбу и со второго курса ушёл служить в ряды советской армии. Трёхгодичную срочную службу Игорь проходил в танковых войсках в закрытом тогда городе Горьком (ныне Нижний Новгород). С удивлением он узнал от сослуживцев, что в этом сухопутном городе размещён секретный завод по производству советских подводных лодок.   
В 1962 году Игорь демобилизовался со срочной службы и возвратился в Ногинск. Он тогда так ещё и не определился до конца со своим «земным предначертанием». Он снова устроился работать на НЗТА и решил продолжить учёбу в Московском институте стали и сплавов. Уже будучи студентом, Горбунов успешно продвигался по служебной лестнице. Казалось, что карьера у него складывается вполне удачно. Он стал инженером-исследователем, затем руководил группой ускоренных испытаний в 21-ом экспериментальном цехе завода. Но на то нам и дано призвание, что оно настойчиво даёт о себе знать, если ты, как пел Владимир Высоцкий, «попал не в свою колею». 
В Электростали судьба свела Игоря Горбунова с руководителем художественной студии в городском Доме культуры Олегом Свирским. Тот возглавлял студию рисунка и живописи, которую посещали люди различного возраста. Стал её посещать и Игорь Горбунов, не прерывая учёбу в институте стали и сплавов, который он успешно окончил в 1968 году.
И снова перед Игорем возникла развилка: что выбрать инженерную карьеру или уйти в манящую его «художественную даль»? В 1968 году он покинул перспективную должность старшего инженера в экспериментальном цехе НЗТА и ушёл на ниже оплачиваемую работу во Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики. В этом НИИ в то время трудились художниками-конструкторами архитекторы, скульпторы, музыканты и другие одарённые люди. Игорь Горбунов попал в такую сгущённую интеллектуальную среду, в которой было очень интересно жить, работать, обсуждать свои творческие замыслы. И, пожалуй, не будет преувеличением сказать, что Игорь Горбунов со своими соратниками стоял у истоков советского дизайна. Они с удовольствием увлечённо занимались художественным проектированием городских  площадей и улиц, промышленных зданий, средств транспорта, графическим дизайном городской среды и так далее.
В 1972 году Игорь Горбунов окончил Московское высшее художественно-промышленное училище (Строгановское). С 1975 по 1978 годы учился в Сенежской студии  в ЦУЭС Союза художников СССР.  Основателями этой студии являлись Евгений Роземблюм (автор книги «Художник в дизайне») и его ученик Марк Коник, которых Игорь Горбунов  считает своими учителями. К тому же лекции в этой студии читали профессиональные искусствоведы, историки, философы, кинорежиссёры, теоретики советского дизайна.
    Началом своей творческой работы в качестве художника-дизайнера Игорь Горбунов считает 1971 год. Он занимается художественным конструированием и проектированием интерьеров общественных объектов. В его проектах гармонично сочетаются архитектура и монументально-оформительское искусство.
    В 1973 году Игорь Горбунов становится членом Союза художников СССР. В 2001 году получает звание Заслуженного художника России.  Он был делегатом VII съезда СХ СССР и V съезда СХ России. С 1989 года он -  председатель секции художественного проектирования и оформительского искусства МООСХ. В период работы в системе Художественного фонда Союза художников России он выполнял различные проекты средовых объектов в центральных областях России, в Азербайджане, Якутии, в Прибалтике, Узбекистане, Москве и Московской области. Во многих из созданных им  проектах  Игорь Васильевич участвовал как реальный исполнитель работ в технике настенной росписи, гобелена, резьбы по гипсу и прочих.
С 2006 году Игорь Горбунов получил профессорское звание и преподавал на  кафедре «Дизайн и визуальное искусство» МГГУ имени Михаила Шолохова. В 2009 году он стал доцентом кафедры «Дизайн и изобразительное искусство» в Новом гуманитарном институте (НГИ) в Москве. Там он преподавал курс «Основы теории и методологии проектирования среды». Игорь Горбунов - автор ряда научных и научно-методических трудов по проблемам дизайна. Он награждён Почётными грамотами МГГУ имени Шолохова и МООСХ России. Некоторые руководимые им студенты стали участниками Международного конкурса «Музы мира» и Всероссийского конкурса по дизайну. По итогам Всероссийского конкурса дизайна средовых объектов в городе Сочи Игорь Горбунов в 2009 году был награждён дипломом «Лучший руководитель проекта».
В одной из своих статей («О методах подхода к средовому проектированию») Игорь Горбунов писал: «Следуя социальным преобразованиям, происходящим в человеческом обществе, изменяется сущность личных качеств индивидуума, взгляды на жизнь, его потребности. А поскольку человек и окружающая его среда находятся в постоянном взаимодействии, то, соответственно, меняются характер и свойства этого взаимодействия. Дизайн средовых объектов предусматривает широкий охват взаимоотношений человека с природой, предметно-пространственным и социально-культурным окружением. Дизайн призван гуманизировать среду, наделить её способностью отражения смыслов, характеристиками образа жизни…Современный дизайнер, как человек сам являющийся творением природы, преобразует видимую структуру мира по своему образу и подобию, привнося личностное начало в своё произведение. Есть основания предположить, что именно художник-дизайнер, являясь неотторжимой частью человеческого общества, обладая творческой интуицией и нетрадиционным мышлением, при условии духовной и профессиональной подготовленности, способен предвосхищать истинные потребности каждого конкретного человека при проектировании пространства его обитания. При этом условии, созданное им пространство среды, будет обладать культурными полномочиями и воспитательными возможностями. А также будет образным, содержательным, контактным к человеку, соответствовать многообразию его жизни, культурным ценностям данной эпохи и данного региона». Этим постулатам всегда следовал сам Игорь Горбунов и этому он учил своих студентов.   
В 80-х годах ещё советских времён заведующий отделом культуры исполкома горсовета Ногинского района Борис Хусаинов предложил Игорю Горбунову «взять под свою опеку» заброшенное здание сельского клуба в деревне Карабаново на живописном берегу реки Шерна. В этом отремонтированном им клубе Игорь Васильевич обустроил свою художественную мастерскую и достроил веранду, где всегда было можно попить из самовара вкусно заваренный чай и побеседовать с друзьями и поклонниками его многогранного таланта. Здесь он и творил в свободное от преподавательской работы время. По его проектам в деревне Карабаново восстановлена местная часовня и сделан памятник погибшим в годы Великой Отечественной войны землякам (смотрите фото).
Остаётся добавить, что друзья и поклонники таланта Игоря Горбунова на открытии его персональной выставки могли получить от автора прекрасно изданный каталог его произведений и статей художника по мастерству дизайна и живописному искусству. Дизайн и вёрстку каталога осуществил ногинский художник Сергей Михайлюк. Фото для каталога предоставила корреспондент газеты «Богородские вести» Анастасия Агафонова.   
На снимке: фрагмент экспозиции выставки Игоря Васильевича Горбунова в Ногинском музейно-выставочном Центре на площади Бугрова.    
Фото Евгении КУДРЯВЦЕВОЙ
5.06.2023


Рецензии