Информация

В наши дни информационное пространство охватило всею сферу человеческой деятельности. Без информации шагу не ступишь. Да, именно так.  Человек без информации – это слепоглухонемой. Чтобы получить рубль, он должен проинформировать банкомат о себе карточкой.  Чтобы получить деньги в кассе – паспортом. Чтобы купить еду, тоже подчас использует карточку.
 
Чтобы шаг ступить, человек, как всякое живое существо, должен получить зрительную информацию, что его шаг будет безопасен. А если нужно пройти несколько шагов? Тогда уже информации требуется гораздо больше. И тогда нужно тщательнее сориентироваться в пространстве. Определить, где яма, где бордюр, где перед, где право, где лево. А если войти в незнакомый дом, отправиться за моря? А если нужно прожить исторический период?  Что там ждет? Как сориентироваться, в каком направлении двигаться обществу?

Тем более непросто в современной цивилизации среди цунами информации. Противоречивой. Когда ультраправые похожи на ультралевых, а призывающие вперед могут вести назад.  Как определиться, когда мир - это картинка из миллионов пикселей. Не тех пикселей, что видит твой глаз, а тех что дает информация. И задача человека сформировать себе логичную, осмысленную картинку.  И не просто осмысленную, а греющую душу. Пусть и абсолютно нелогичную.  Например, человек не хочет примириться с мыслью о том, что он умрет. И прекратит свое существование. И тогда появляется идея либо загробной жизни, либо реинкарнации. Ни на чем не основанная. Только на желании жить. Не имеющая никаких подтверждений. Но зато ублажающая. Опиум для народа. Или человеку приятна мысль, что он сильный и великий, его все любят и уважают. И как травмирует мысль, что его не так сильно любят.  Или его ублажает мысль, что пусть он не столь умен и велик, зато он велик принадлежностью к великой стране, «я счастлив, что я этой силы частица». И для того, чтобы доказать свою значимость и себе и другим, он тельняшку на груди рвет. И свою и, куда охотнее, чужую. Так он складывает из миллионов пикселей себе картинку. Как ребенок складывает пазлы. И ведь бывает так, что хочется сложить пазл попроще. Сложил себе и гордись что смог сложить. И внушай по сложенному пазлу остальным, как мир устроен. Гордись.

Один из величайших пороков человека – гордыня.  Где грань между гордыней и гордостью?  Но непомерная гордыня часто источник многих конфликтов.  Как род людской себя считает венцом творения, созданием господа, так же в том же векторе человек себя лично воображает самым-самым, во всем правым. «Мы почитаем всех нулями, а единицами себя». Мало того, что он с гордостью утверждает, что именно он обладает способностью верно фильтровать информацию, что именно он сформировал из пикселей самую верную картинку, важнее, что тех, кто, по его мнению, видит картинку неверную, – неверные, с которыми нужно поступать так, как поступают с неверными. И он может до последнего часа пребывать в уверенности собственной правоты, пока не выяснится, что забрел в болото. И что теперь? Выход - назвать это болото чистым озером. И весь сказ. И мы подходим к теме критического осмысления информации.
 
Генерация информации и ее критическое осмысление.

Информационные технологии древнее человека.  Как только появились на планете живые существа, то есть существа, способные воспринимать и осмысливать информацию, информация стала восприниматься и оцениваться. Умение выдать свою информацию и верно оценить чужую служило целям выживания вида. Иначе и быть не могло. Деревья цветут и испускают аромат. И это информация для опыляющих цветы насекомых. Если деревья не будут испускать аромат или пчелы потеряют нюх, и деревьям, и пчелам плохо.  Но аромат, или наоборот запах гнили, или запах гари явно ощутимы. Живые существа развили удивительные свойства, незнакомые человеку.  Животные, а особенно верблюды, на большом расстоянии нюхом чуют воду.  Как? ведь у воды нет запаха. А они чуют. Акула чует запах крови за километры.  Фрукты, плоды, созревая, меняют цвет. И это информация для тех животных и птиц, и даже человека, которые ими питаются.

  Животные и сами о себе оставляют информацию. Иногда не желая того. Жертва совсем не заинтересована, чтобы хищник почуял ее запах. В иных случаях животные дают о себе информацию намеренно, используя для этого собственные информационные технологии. Птицы поют, распускают хвосты, животные издают звуки, слоны трубят, животные оставляют запахи, метят территорию, львы встают на задние лапы и царапают деревья, пчелы исполняют свой танец, светлячки светятся, змеи шипят, лягушки квакают, собаки гавкают, скулят, юлят хвостом, кошки ластятся или выгибают спину, - все это информация.  Информация о приближении врага, о своих эмоциях, тревоге или любви, о том, где найти пропитание, о готовности спариваться. Достаточно примитивная, по сравнению с возможностями человеческой информации. Но необходимая и для них достаточная. Источником информации служит только тело животного или растения. Конечно, у животных информация по сравнению с той, которой пользуется человек, крайне бедная. Но нужно признать, что и мы не всегда способны прочитать ее.

Другое дело человек с его информационными технологиями.  Он информацию, данную природой, не бросил на свалку истории.  Как животное, он оставляет свой запах, пользуется звуками, жестами. Но человек добавили к природной, звериной информационной технологии уже человеческую составляющую.
 
Разделим всю информацию на два пласта: получаемую от окружающей среды и отдельно информацию от себе подобных.
 

Информацию от животных человек считывает, аналогично тому, как это делает животное. Он понимает, что означает, когда собака скалит зубы, или кобра встает в стойку. Он понимает улыбку другого человека, или, когда тот нахмурится. Он понимает его жесты. А информацию от природы неодушевленной человек одушевил. Если на море шторм, Посейдон (Нептун) сердится.  Если вулкан извергается, Вулкан гневается.  Неурожай – не ублажили богиню плодородия.  Ну а где верят в единого бога, -  если потоп, и засуха, и болезни - это наказание за грехи.

А что касается обмена информацией с себе подобными, то тот метод информирования, который дан людям природой, остался, хотя, в измененном виде.  Танец -это наследие забытого языка поз и жестов. Язык запахов используют чаще женщины, душатся.  Визуальная информация – самая широкая.  Женщины красят глаза и волосы, делают завивку, красят губы. Одежда – информация о себе, о своем статусе в обществе и взглядах.  У одних женщин на каждом пальце по кольцу. У других на шее десять цепочек. У третьих в ушах по десять булавок, а то и в носу. У одних рваные джинсы, и не рваные не оденут. У других одежда с лейблами. Иногда носят майки с целыми посланиями.  А в других странах женщины носят паранджи. А кое-где носят только набедренные повязки. В качестве информации используют стеклянные бусы, диски в ушах, кольца на шее, татуировки. У шотландцев расцветка и полоски на килте показывают принадлежность к клану. Мужчины носят галстуки, фраки, смокинги, чалмы, кипы, военную или какую-либо другую форму. В качестве информации в ходу ордена и медали, погоны.  Страны и армии имеют свои гербы и штандарты и знамена. И иногда (на спортивных соревнованиях) мы видим не имя страны, а ее флаг.
 человек изощрен не только по методам выдачи информации, но и по методам считывания ее. и не только от живых предметов но от всей окружающей среды. Например, чтобы определить характер заболевания  человек изобрел термометр, фонендоскоп, прибор для кардиограммы, УЗИ,  гастроскопию, колоноскопию рентген, томографию, Холтер, разнообразные анализы крови, мочи, кала, и многое другое. но человеку нужно получать информацию о природе. и вот у него на вооружении приборы, которо=ые предупреждают о землетрясении, о похолодании. о дождях и засухе.  современная машина,  любая современная технологическая установка, любое современное средство связи  наполнено датчиками, дающим человеку информацию. человеку нужна информация из глубин веков - археологи ведут раскопки. Человеку нужна информация из глубин океана, из глубин земли. Человеку нужна информация и с далеких планет. Он запускает туда спутники.

И для того, чтобы работали изобретенные человеком датчики, ему предварительно нужно было изобрести систему мер и весов. Самые древние меры - расстояние ( площадь, объем) вес. каких только мер не было. сначала они были привязаны непосредственно к человеку.  Пядь, аршин, локоть, сажень, фут.  Потом были  изобретена две системы, существующие и по сей день: англо-американская и метрическая. и сейчас широко распространена система СИ. И все эти единицы: метр, ньютон, ампер, тесла, фарада - это системы количественной оценки величины определенного рода информации.    


Речь как средство передачи информации

Но это визуальная информация. А существенное отличие человека от животных в его способности разнообразить звуки так, чтобы передать огромную информацию звуком.  Хотя, во многих своих способностях человек проигрывает более зорким, чутким и обладающим куда лучшим нюхом животным, но речью он их превзошел. В передаче мыслей речью он всех обошел. Мозг человека – это великолепный инструмент генерации мыслей. А язык, горло и ухо - инструменты, освоивший технологию передачи информации.  А разные языки народов, речь, слово – это способ передачи.  А на то возражение, что у некоторых животных есть свой язык, например, язык птиц, или язык дельфинов, можно ответить так: только человек создал цивилизацию, основой которой является осмысленная речь, язык. 

В Библии бог дает Адаму привилегию давать имена животным и предметам. Таким образом информация из визуальной становится вербальной. Далеко не мелочь. С формированием языка параллельно развивается образное мышление.  Ведь некоторые домашние животные, лучше всех собаки, знают свое имя и команды. Но, если человек   развил мышление до формирования абстрактного образа, то у собаки это приобретенный рефлекс. Достаточно понаблюдать за детьми, как они постигают слова, понятия, соотнося то, что они уже видели с тем, что услышали. Человеку достаточно произнести слово. Например, чашка, не показывая этой чашки. И другой человек поймет, о чем речь.

Чуть коснемся взаимоотношения вещей и их понятий.  Имя вещи уже есть информация о ней. Причем информация, не присущая вещи, а чисто условная. Если бы она действительно отражала внутреннюю суть вещи, тогда в разных языках один и тот же предмет обозначался бы одинаково. Однако достаточно дать имя, которое будут понимать те, с кем ты общаешься на одном языке, и обмен информацией налажен.  Но только предметом дело не ограничивается. Речь, развиваясь, берет в копилку и качественные характеристики.  Например, цвета. Не было когда-то цвета хаки. Появился с тем, когда стали выпускать форму такого цвета от индийского слова пыльный. Так от красновато-коричневого цвета древесины махагона появился цвет махагони. Свою длинную этимологию имеет слово обозначающее цвет индиго. Можно привести примеры, как в русском языке появлялись слова обозначающие цвета. Слово красный когда-то означало красивый, а красный свет означало слово червоный.  Слово голубой происходит от слова голубь.  Русское слово сиреневый происходит от слова сирень. А слово сирень, от греческого слава сирена, издающий звук. Помните про Одиссея и сирен? А сирень, это куст, из полых веток которого можно сделать дудочку, то есть сирену.  Часто цветы и растения дают начало цвету.  Оливки – оливковый. Фиалка – фиалковый. Фисташки- фисташковый.   Но много есть и других качеств медленный, быстрый, резвый, высокий, глубокий. И на все нужно было свое слово. 


Они потребовались, когда нужно, например, чашку писать, какой она формы, какой вместительности, какого цвета, из какого материала.   

Очень важное качество языка, что он не только используется для прикладного обмена информацией с окружающими. Человеку достаточно подумать, например, синяя чашка, и он представляет себе синюю чашку. И тут берут слово философы. Как соотносится понятие, слово и материальный предмет. Библия говорит, что вначале было слово. То есть, вначале, когда не было самого предмета, например, чашки, было понятие. Образ этого предмета.  Материалисты, считающие, что материя первична, а сознание вторично, говорят, что вследствие увеличения мира вещей, предметов происходит увеличение количества образов.  И информация усложняется. Идеалисты, считающие, что сознание первично, утверждают, что за счет нематериального, мысленного совершенствования идеи возникает идея нового предмета, например, чашки новой формы, которая уже потом воплощается в предмет.  Который потом может получить и новое имя.  В любом случае, информация –  выходит за рамки прикладной категории. Она способствует развитию мира наряду с развитием материи.

 С древности сохранились легенды о чудесных методах получения информации. О сказочных информационных технологиях. Ева съела плод познания добра и зла и поняла многое. То есть, съела и информация вошла в нее. Откусил Адам информация вошла и в Адама.  Разгневался бог на людей за Вавилонскую башню смешал языки, информация застопорилась. И строительство застопорилось.  Моисей получил божественную информацию в виде скрижалей. Мухаммед получал божественную информацию от самого Аллаха, когда писал Коран. Евангелие само по себе означает – благая весть. То есть. информация.

Проблема доверия к информации

  Проблема взаимоотношений информации и человека в том, что человеку так просто информацию не понять. веками учены разгадывали и разгадывают тайны природы, выводя законы. Но хочется быстрых объяснений. Сколько оракулов, жрецов, пророков, волхвов указывало древним, что да как. Сколько астрологов черпало уникальнейшую информацию в расположении планет!  Сколько сильных мира их гороскопам верило! Сколько цыганок карты раскидывало! Сколько колдунов во всех частях света до сих пор гадает по костям! Сколько религиозных лидеров говорило, что именно их озарила с небес божественная правда.  Сколько политических лидеров говорило, что только они знают верный путь к общественному счастью.  Верящие покупаются на простоту.  Чем проще, доступней, тем лучше.  Не нужно штудировать предметы, применять знания, не нужно учитывать массу факторов.  Все просто – высшие силы возвестили истину. И точка.  И обскакали на лихом коне науку, плетущуюся тернистым путем. В наши дни научного прогресса подобных озаренных не меньше, чем в древности.  Правду поведают, и о том откуда кризисы, и том, откуда коронавирус. Легковерных хватает. Подкупает простота в два клика построить идеальную модель существования.

Информационные технологии в войне идей 
 
  Адам и Ева не знали общества. Пока не родили детей.  и уже появилось общество, появились разные интересы, появились конфликты, смертельные конфликты.  что же говорить о больших обществах?  Большое общество требует общественной дисциплины, а личность восстает против этого. Кто хвастается -  я послушный и дисциплинированный член общества? Нет, человек, ценит себя как личность, как личность, свободную от оков общества. И отвергает тезис, что свобода есть осознанная необходимость. А общество не может   быть идеальным, одинаковым ко всем: сильным и слабым, умным и глупым, старым и молодым. И поэтому не бывает справедливым. Люди, раздосадованные несправедливостью, удалялись от общества, уходили в пещеры, скиты, считая, что им достаточно связей с высшими силами. Но никуда им не деться. Живут-то на земле. Многие их писания – это и есть идеи, информация, наставления, как жить на земле. То есть рецепт организации общества.  Древние пророки обличали царей.


Борьба   между собой царей и бунтарей - это война информаций, и даже различных информационных технологий.  История Иисуса яркий тому пример.   Иисус перепробовал разные информационные технологии. То он мальчиком проповедовал в храме. А потом он ходил с апостолами поучал их и принародно совершал чудеса. А информационная технология от противоборствующей стороны: крестный ход, распятие с терновым венком и табличкой. Оказалось, в результате, что технология Иисуса эффективнее. Противостояние различных религий, различных социальных структур, различных режимов сводится к войне информаций.


Свобода информации.

Раз заходит речь о борьбе идей, а борьба эта «от Ромула до наших дней» следом станет вопрос о свободе информации. Одна из свобод человека – это свобода информации. Свобода получения информации. Свобода распространения информации. 


 
Недаром до свадьбы есть такой период помолвки. Чтобы присмотрелись друг к другу.    А сейчас в агентствах знакомств интересующиеся получают эти данные. Это в свободных обществах. В несвободных никто невесту не спрашивает.   При покупке машины, квартиры, холодильника и других вещей всегда интересуются их данными. Несвободный человек обходится минимум информации.  Свободный выбирает себе квартиру. В армии же солдат казарму не выбирает, БТР на котором его возят, не выбирает. Тем более в тюрьме заключенный камеру не выбирает. Каждое общество имеет чуть - чуть от тюрьмы или армии. вопрос в том, сколько этого чуть-чуть.  есть такие общества, где женщина не может выбрать себе мужа.   Ну это, скажете, исключения. Но есть такие общества, человек не может выбрать себе врача. Лечись у того, какой есть. Не может, фактически, выбрать себе одежду. Везде одинаково, знаменитый ширпотреб. «Цвет булыжный, ходовой.»  Ищи себе портного втридорога. Не сильно он может разогнаться, чтобы выбрать себе жилье. Оно все одинаковое. И человек его не покупает, а получает от государства. согласно норм. Поэтому, какое получил, такое получил.  Чтобы жить в кооперативных квартирах, нужно иметь кроме денег много еще чего.  В магазинах, куда ни придешь за едой, одна и та же колбаса и одни и те же макароны, одна и та же килька в томате, одна и та же сгущенка. Женщина не может выбрать себе роддом. Родители не могут выбрать детский сад, а потом школу. Не сильно ты можешь выбрать себе работу. Сначала должен отработать после вуза. А потом устроиться на работу можешь только, имея прописку.  То есть, если есть интересная работа в другом городе, и ты по всем статьям подходишь, это еще не значит, что тебя на работу возьмут. Я жил в такой стране, с самым читающим населением. Но эта страна просеивала информацию. Я уже не говорю о информации о мире вокруг.


 Я имею в виду ту информацию, которую человек получает не из книг и музеев, а из обыденной жизни, которая его окружает постоянно. Человек от Львова до Владивостока видел на прилавках одну и ту же докторскую колбасу, седланную согласно ГОСТу, одни и те же диваны и шкафы, одни и те же школьные классы, одни и те же учебники, одни и те же костюмы, одни и те же «Жигули» и так далее.  Во что превращал его такой минимум информации?  Узнать, как живут за кордом он, конечно, желал. Даже очень. Но от привычки пользоваться в быту минимумом информации, у него отпадала внутренняя охота делать что-либо новое. Отсутствовала частная инициатива, которая связана не только с желанием обогатиться, а и со сладким желанием творить, чувствовать себя значительным не потому, что ты с утра до ночи трубишь на заводе, а предложил что-то новое. Поэтому основная волна рационализации накрывала дачные участки.  А не на дачах вся выдумка, как изобретательнее украсть. Слава богу, не оскудела земля талантами. Есть у нас и Чичиков, и Остап Бендер. А для родины - если родина прикажет. Как в армии, если командир прикажет: упал –отжался», упаду и отожмусь. Не прикажет- не сделаю. И выходит, что не только торговля двигатель прогресса. Двигатель прогресса и   частная инициатива. А она зависит от свободы информации.


Средства информации


Информация проникает в голову человека разными путями.  Часто обращение к другому начинается словом СМОТРИТЕ. Иногда словом ПОСЛУШАЙТЕ. И иногда слово ПОНИМАЕТЕ. Зрение людям дает большую часть информации. Лучше один раз услышать, чем сто раз увидеть. Но вербальная информация, тем и уникальна, что ей нет преград для распространения. Иисус говорил свои речи в древней Иудее. А его учения придерживаются многие, кто и не видел его и не слышал.

По мере того, как человек переставал быть зверем, нагрузка на   природные информационные механизмы, менялась. Обоняние, столь важное для зверей уходило на третий план. Самым важным становилось зрение. Но развивался язык. И для члена большого общества на первое место выступает вербальная информация.   Человеку не нужно быть свидетелем. Все информацию ему донесут слова.

Однако слова коварны.  Глаз редко обманет.  А говорящие, проповедующие, агитирующие могут и обмануть. И проверить невозможно. «Слово, сказанное есть ложь.

Один из парадоксов информации - парадокс Фомы неверующего. Насколько, до какого предела допустимо верить. Если не верить, пока не увидишь своими глазами, тогда бы люди ничему не научились.  Мы верим родителям. Мы верим авторитетам.  Мы верим учебникам.  А почему мы должны верить тем учебникам, и не верить этим?  Кто прав? Где граница веры?


 Способы фиксации и накопления информации

Противоречия зрительной и вербальной информацией выходит на новый уровень с появлением и развитием письменности. И особенно при переходе от иероглифического письма к фонетическому, записью звуков особыми значками буквами. Теперь можно не только произносить, но и записывать. И это очень важно для государства. Потому что государство, даже рабовладельческое – это учет. Поэтому среди древнеегипетских иероглифов появляется фигурка писца. Писец, знающий иероглифы, умеющий их записывать – был важной должностью в древнем Египте.   Благодаря их записям и жизни царей, их судебным протоколам, их денежным подсчетам, их учету деятельности различных групп населения, и просто бытовым записям мы знаем, как жили в древности египтяне.

Евреи древности, например, решали этот вопрос, собираясь на религиозные праздники в Иерусалимском храме. И для этих целей, целей объединения иудеев перед лицом их общего бога, были написаны псалмы. Древние греки имели на вооружении мифы. А информационной технологией их был театр. Он появился еще с тех времен, когда письменность только зарождалась и сложно было что-либо записать. А если даже можно было записать, далеко не все могли прочитать. А вот слышать и произносить, заучивать мог любой. Пьесы древнегреческих драматургов ставили в театре, чтобы объединить, закрепить в гражданах важную информацию, откуда есть и пошла эллинская земля. Поэтому театр был не столько местом развлечения, сколько одним из важнейших мест, где древний грек познавал свою историю и превращался в гражданина. 

И вот в древних цивилизациях появилась письменность. Новый шаг в накоплении информации. Революционный для своего времени способ. Но папирусы, остраконы, глиняные таблички, начатки книг могли передаваться только, как эстафета, от одного человека к другому. И то существовали для тех, кто мог прочитать. А как довести информацию до народа?   Для этого существовали гонцы, глашатаи на площадях, и информация, высеченная на камнях. Таких камней с времен античной древности осталось немало.

В конце концов появилось то, что можно назвать первыми книгами.  Пока рукописными.   Не обязательно написанными на пергаменте.  Известна древняя библиотека глиняных табличек с клинописью.

  Развитие письменности, как системы записи появлялось одновременно с усложнением связей в обществе. С появлением городов, различных профессий, торговли, торговли, контактов с иноязычным населением, развитием торговых путей, требовалось совершенствование письменности как информационной технологии.  А это развитие в свою очередь способствовало прогрессу. Записать можно не только сказания, но сведения о современной жизни, создавать школы, учить детей, писать учебники. Появляется все больше умеющих читать.  И жизнь, особенно в городах меняется. Например, на стенах Помпеи есть агитационные надписи за того или иного кандидата в городское управление. А это значит, что многие из проходивших по улице могли их прочитать.  То есть чтение уже не было уделом патрициев. Аналогичный пример дает и появление Евангелия.  Множество вариантов этой книги говорит о том, что ее написал не какой-нибудь редкостный книжник. И по содержанию видно, что книга обращена к населению. К небогатому населению. То есть, немалое количество в Израиле тех времен могло это прочитать.

Шли годы, информационные технологии совершенствовались. Первым делом совершенствовалась система записи в языках.   Красная строка, пробелы между абзацами, знаки препинания, кавычки, увеличенные расстояния между словами, большие буквы, разного вида шрифты – все это появилось не в одночасье.  Кроме шрифтов совершенствовалась технология записи. Совершенствовались чернила. Их задача не выцветать и не расплываться от воды. Совершенствовалась техника изготовления поля для письма: папирус и глиняные таблички, пергамент. Появляется бумага.


Тайна информации


Информация имела важное значение.  Вот, например, Авраам пошел не абы куда, а в землю обетованную. Бог ему дал информацию, что там хорошо. Но когда Моисей ведет свой народ в землю обетованную, то при приближении к ней, посылает разведчиков.  Известна история, как китайцы охраняли тайну шелка. Да, собственно, любая уникальная технология представляет собой тайну.  Мы читали о тайнах фарфора, тайне булатной стали и прочем. Информацию охраняли. Поэтому издавна на земле были разведчики, шпионы
 
Охраняли и дипломатическую переписку. Шифровали. Мы даже учили в школе стихотворение про Теодора Нетте. История имеет много примеров искусных шифров, созданных специально для хранения информации, переписки.  Например, еще древние использовали такой шифр как атбаш, в котором применяется зеркальная замена букв. То есть первые по алфавиту становятся последними.
Насчет такого метода шифрования, как скитала ничего не буду от себя писать, а приведу цитату из интернета.

«Скитала, также известная как «шифр древней Спарты», также является одним из древнейших известных криптографических устройств. Бесспорно, известно, что скитала использовалась в войне Спарты против Афин в конце V века до н. э. Слово «скитала» использовано в своём первичном значении «посох». Принцип её действия изложили Аполлоний Родосский и Плутарх


Скитала представляла собой длинный стержень, на который наматывалась лента из пергамента (или две абсолютно идентичные палки (одна давалась полководцу, вторая оставалась у Совета) с наматываемой корой). На ленту наносился текст вдоль оси скиталы, так, что после разматывания текст становился нечитаемым. Для его восстановления требовалась скитала такого же диаметра.
Считается, что автором способа взлома шифра скиталы является Аристотель, который наматывал ленту на конусообразную палку до тех пор, пока не появлялись читаемые куски текста.»


Или такой способ шифрования как «Диск Энея», придуманный Энеем Тактиком в IV веке до н. э. Устройство представляло собой диск диаметром 13—15 см и толщиной 1—2 см с проделанными в нём отверстиями, количество которых равнялось числу букв в алфавите. Каждому отверстию ставилась в соответствие конкретная буква. В центре диска находилась катушка с намотанной на неё ниткой. Механизм шифрования был очень прост. Для того, чтобы зашифровать послание, необходимо было поочерёдно протягивать свободный конец нити через отверстия, обозначающие буквы исходного незашифрованного сообщения. В итоге, сам диск, с продетой в его отверстия ниткой, и являлся зашифрованным посланием.

 Шифр Цезаря. Также известный как шифр сдвига, один из самых простых и наиболее широко известных методов шифрования. Это подстановка, в которой каждый символ в открытом тексте заменяется символом, находящимся на некотором постоянном числе позиций левее или правее него в алфавите. Например, в шифре со сдвигом вправо на 3, А была бы заменена на Г, Б станет Д, и так далее. Шифр назван в честь Гая Юлия Цезаря, использовавшего его для секретной переписки со своими генералами.


  Широко известно, что Мария Стюарт, сидевшая в заточении у англичан, пользовалась в переписке тем шифром, который ей коварно предложили ее же тюремщики. За что и поплатилась.
 
 
Расшифровка шифра бывает так интересна, что писатели создавали произведения об этом. Там повествование было построено так, что читатель и сам мог расшифровать послание. Но конечно, в результате расшифровывал детектив, герой рассказа. Таковы рассказы «пляшущие человечки» Конан Дойля и «Золотой жук» Эдгара По.

 
Древние языки иногда представляют собой шифр просто потому, что не так просто понять логику построения слов и предложений. Широко известна история с Розетским камнем и имя француза Шампольона, расшифровавшего египетские иероглифы. Благодаря этому ученые узнали о том, как жило то общество. часто рассказывают о том, как англичане во время второй мировой войны, используя прототип компьютера, расшифровали язык, на котором обменивались информацией немецкие подлодки. Да и сейчас мы шифруем свою частную информацию в компьютерах.


Маршруты распространения информации.
 

Отдельно нужно сказать о том, как информации преодолевала расстояний от источника к потребителю.  В память о древнем греке, без остановки пробежавшем сорок два километра, чтобы сообщить о победе в сражении при Марафоне, учрежден был марафонский бег. Этот человек нес важную информацию. Упомянуто, что он не принимал участия в бое. Его силы берегли специально для доставки информации, радостной или грустной. Но как говорит поговорка, предупрежден, значит вооружен. 


Такую важную информацию, как королевские послания, договоры, везли специальные посланники, гонцы.


А частную информацию, письма? Можно их передать с оказией. Существовала и голубиная почта. Голубь летит быстро и далеко. Но он мог переносить только легкие короткие записки. И аналогично советским глушилкам для вражеских голосов, на голубя имелся сокол. И если из осажденной крепости вылетал голубь, осаждавшие выпускали сокола.


Государственная почта в древнем Риме, «курсус публикус» —была подчинена непосредственно императору и не разрешалась для частных посланий. Благодаря единой почтовой сети существовала связь между отдельными частями Римской империи. Связь столицы с удалёнными провинциями стала для Рима насущной необходимостью. Для этого была построена, невиданная ранее, сеть добротных, вымощенных камнем, дорог. Их общая протяжённость уже во времена Гая Юлия Цезаря составила 150 тысяч километров.

В средние века в Европе Представители дворянского семейства Турн-и-Таксис основали и владели почтовым учреждением, просуществовавшим с 1490 по 1867 год. С 1615 года его представители были наследственными генерал-оберпочтмейстерами империи.

  В России для государственной информации служила фельдъегерская служба со специальными почтовыми каретами. Станционный смотритель держал для фельдъегеря в запасе свежих лошадей, а то и карету.

  Параллельно с развитием способов передачи информации в средневековой в Европе появляется новая информационная технология – печатный станок. Годом изобретения книгопечатания Иоганном Гутенбергом считается 1445 г. И с того времени не только книга приходит в каждый дом, а постепенно завоевывают информационное пространство журналы и газеты.  В больших городах их развозят по появляющимся специальным книжным магазинам. Государство заинтересовано, чтобы и в маленькие города регулярно поступала официальная информация. И соответственно передача информации -  почта выходит на новый уровень.

Почтой развозят не только письма и посылки, а официальную информацию. Журналы, газеты. «Новости со всего света, узнаешь, листая журнал и газету». В городах появляется специальная вечерняя газета, «вечерка», в которой пишут о новостях текущего дня.  Вот как Маяковский пишет в своем стихотворении «Война объявлена»: «Вечернюю, вечернюю, вечернюю. Италия, Германия, Австрия…»

Появляется телеграф, радио. Телевидение. Менялась скорость передачи информации и меняется взгляд человека на мир. И сам человек. Как он меняется? Все больше и больше сведений в его голове. И все больше и больше он становится зависимым от информации.

  Информация и время

И вот настало такое время, какое в истории называется Новым временем. Действительно, Новое, потому что с Великой французской революцией появляется новый порядок жизни и новый человек, гражданин. И большая нагрузка ложится на информацию. Если раньше король мог требовать подчинения подданных ссылаясь на свое августейшее право. То теперь подданных требовалось убедить. (Собственно говоря, это новое было забытым старым. Республики существовали и в древней Греции, и в древнем Риме, и в средневековой Италии. Но это были в основном небольшие города-республики, где не было особых проблем с распространением информации, по сравнению с Францией времен великой революции.)

  Какова же была роль информации в начале Нового времени? Ленин перечисляет три источника марксизма: диалектический материализм, экономическую теорию и теорию научного социализма (коммунизма). И нужно заметить, что каждый из трех источников, как и сам марксизм, родился не путем призывов к толпе на площадях, а явился плодом кропотливого написания книг. Книги французских гуманистов, написанные до событий Великой революции, явились источником информации, способным просветить, воодушевить и повести за собой массу.

И вот массы принимают активное участие в творении своей истории. А книги, газеты, журналы, становятся важным инструментом политической информации, агитации, политической борьбы. Такие книги могут быть написаны в виде классических романов. Например, в России роман Чернышевского «Что делать». Но это уже не просто литература для сведения, для простого чтения. Это не спокойная энциклопедия жизни. Такие книги выходят в первые ряды политической борьбы, обосновывая право человека влиять на свою жизнь и преобразовывать жизнь.

  Ленин замечает «Газета — не только коллективный пропагандист и коллективный агитатор, но также и коллективный организатор» Он же обращается к тем современным ему технологиям, которые максимально широко могут охватить массы. «Из всех искусств для нас важнейшим является кино» В 1927 году Сталин сказал: «Кино есть величайшее средство массовой агитации. Задача — взять это дело в свои руки.»   Лидеры, склоняющиеся к силовым методам руководства, такие как Сталин, наряду с пропагандой уделяли большое внимание и борьбе с вредной для них информацией, то есть цензуре. СССР в конце концов становится страной тотальной цензуры.

  Примерно в это же время в 1933 году в Германии, по другую сторону идеологической баррикады Геббельс обстоятельно пишет о том, какой должна быть пропаганда. Одним из принципов был такой, что пропаганда должна быть настолько искусной, чтобы человек находящийся внутри ее, ее не замечал, думая, что он питается независимой и объективной информацией. Пропаганда работает эффективней, когда она вползает в людей незаметно, постепенно, как змей. Не травмируя. Человек должен привыкнуть к вползанию. Если постепенно уменьшать освещение, глаз привыкает к темноте. А нос привыкает к вони. Даже к боли постепенно привыкают. И тогда в стране живет поколение привыкших. И не замечающих ни вони, ни тьмы.

 Я хорошо помню брежневский Советский Союз. Основная масса людей, включая меня, не замечала тотальности пропаганды. Привыкли, что «Ленин всегда во мне, в каждом счастливом дне».  Плакаты и барельефы с ним повсюду.  Его лицо на деньгах, на первых страницах газет, на значках, орденах, на тарелках, на чашках, на марках, на открытках. (Сталина к годам моей юности уже вынесли из Мавзолея.)  Цитаты из его речей, куда только ни кинешь взгляд. Монументальная пропаганда внесла свой вклад. Его памятники в каждом городе. В каждом городе улицы его имени, районы. Премии его имени. Заводы и колхозы его имени. Но постепенно внедрялся и культ Брежнева. На стенах домов строки из его речей. Его портреты. Он на экранах телевизоров. Он в киножурналах перед фильмом. Он – великий полководец, великий писатель. великий мыслитель.  Приезжаешь за границу – ничего подобного нет. Другие люди? Наверное. Как сказал Леонид Ильич, в стране вырос новый тип людей.  Некоторые остряки назвали его «хомо советикус».
 
Теперь мы живем в постиндустриальном обществе. Прогресс изменил человека, создал свой новый тип. Если раньше в электричке или метро читали книги или газеты, и то далеко не все, то теперь почти поголовно глядят в экраны своих телефонов. В цивилизованном мире.  если в автобусе где-нибудь в глубинке такой картины нет, это точно, что минули границу цивилизации. С изобретением айфонов информация максимально приблизилась к человеку. Можно, даже сидя в туалете, переписываться с родными и друзьями, получать и пересылать все, что гуляет по интернету, читать новости. А новости немного изменились. Если когда-то была желтая бульварная пресса, а были серьезные издания, то теперь человек завален информацией, которую он не может проверить. 
И как вишенку на торте, приведу пример из отечественной информации. Информационное агентство «Версия». Сообщение за 12.09.2019.

«37-й президент США Ричард Никсон встретился с Леонидом Брежневым, а спустя месяц пилотируемый космический корабль «Аполлон 11» отправился на Луну. На борту и был Ленин…. Его тело и мозг могут быть использованы для создания новой высокоразвитой нации на Луне,» Точно по заветам Геббельса «Пропаганда всегда обращена только к массам, а не к интеллигенции, поэтому её уровень должен ориентироваться на способности восприятия самых ограниченных среди тех, на кого она должна повлиять.» А помимо этого старая нацистская идея выведения новой высокоразвитой нации, чистой расы вновь обрела крылья в современной России. Теперь для площадки выведения выбрана Луна. Но исходный материал - мозг Ленин.»


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.