Прекрасная маркиза

В птичьем пароходстве Eagle Shipping кроме Орлов — ультрамаксов и супрамаксов*, ходят Журавль, Олуша, Поганка, Колибри… — всех пернатых не перечесть. Контракт, где нашему герою выпало странствовать на Филине, закончился. Капитан сдал дела, летел домой.

"31-го в ночь прилёт во Внуково. Вылет утром из Домодедова. Если возможности сообразны желаниям, встречай", — отстучал он депешу по Вотсапу.

Объёмный кэпа саквояж улёгся в Вольво фюзеляж. Час пути между аэропортами. Кэп напряжённо прижимал рюкзак на переднем сидении, — утомлённый, весь поглощённый в судовые заботы.

— Эй, капитан, какие вести? Почти пол года ты в отъезде, — тот, что за рулём, попытался настроить беседу на мажор.

— В Бразилии принял пароход. Груз — сахар — 60 тысяч тонн без копеек. Пересёк океан, иду в алжирский порт Беджая. Поставили, протянули в уголок причала, разгружаемся… Два трюма оставалось разгрузить, когда в пятом обнаружили воду. Озеро забортной воды в сахарных берегах. Миллион зелёных — стоимость испорченного груза. Трюмные системы проползли на брюхе, куда возможен был доступ — никаких дефектов их герметичности. Позже, когда балластные танки прессанули до перелива, Филин всё равно не раскрыл секрета, откуда вода в трюме.

Как известно, "удача" не приходит одна. Вечерело. Слышу грохот… Контейнеровоз, который разгружался у нас по корме, срывает со швартовов и его несёт в мой транец. Именно так: выбежал на палубу надстройки и наблюдаю это безобразие! Что, почему — понять невозможно, впрочем, как и предпринять! А контейнеровоз цепляет портальный кран, который перегружал контейнеры, валит его и входит в мою корму. Рвутся швартовы, и Филин, получив пендаль в зад, клюёт бульбом о причальную стенку.

PUBLISHED DEC 7, 2020 2:19 PM BY ТНЕ MARITIME EXECUTIVE. A maneuvering accident, possibly caused by an electrical failure or another mechanical issue, set off a chain reaction collision at the Algerian port of Bejaia on the evening of December 5. Some local media reports also suggested that there had been a strong wind blowing which might have contributed to the accident. At least one person working on the dock was injured and three ships were damaged while neighbors reported a loud noise that shook their homes. The Liberian-flagged container ship Vega Sigma, a 485-foot 13,668 DWT vessel, had begun a maneuver to depart when the vessel lost control. Unable to stop its maneuver, the Vega Sigma struck a second container ship which was docked at the time. The 18,400 DWT Atlantic North, a 518-foot container ship with a capacity of 1,129 TEU, was unloading. The force of the impact sent the Atlantic North into a third vessel, the 57,800 DWT bulk carrier Owl which was also on the dock. The bulker was unloading a shipment of sugar from Brazil. Also, a 64-ton crane truck unloading containers from the Atlantic North topped over on the dock with its boom hitting the container ship. Port officials credited the crane operator’s quick response with preventing more serious injuries. However, the crane operator himself was reportedly taken to a local hospital. Images on Algeria TV showed significant damage to the vessels involved in the accident.

Краткий перевод: цепная реакция столкновений. Контейнеровоз “Вега Сигма”, покидая порт, при маневрировании потерял управляемость, ударил другой контейнеровоз “Северная Атлантика”, который стоял под разгрузкой. Тот, опрокинув кран, ткнулся в балкер “Филин”. А балкер, в свою очередь, приплыл в причал. Все в результате инцидента получили повреждения.

У Филина транец разъехался, потроха наружу — конфуз! Палубу на корме вспучило, гидравлика течёт, кабели электропитания швартовной лебёдки передавило. Ни рулём, ни винтом до осмотра водолазов, ни-ни. Следим за водотёчностью корпуса. Швартовы срастили по кусочкам, они в клюзы не лезут, за роульсы киповых планок цепляют. Невзирая привязались.

За цепной реакцией столкновений последовала цепочка взаимных претензий. В обратном порядке: порт к нам: "пошто причал поломали?"; мы к контейнеровозу; те — к инициатору вереницы столкновений — Веге Сигме. Такова процедура…

Нас из порта не выпускают, не дают свободной практики. Страховая наконец внесла залог за испорченный сахар, освободили трюма. Поставили на нефтяной причал. Там тягун, приливы. У танкеров-то лебёдки автоматические, травят и выбирают швартовы по необходимости. А мы вручную, срощенными швартовами маемся…

Регистру предъявился в Скайпе по видеосвязи: валоповортка, винт вращается, перекладка руля (естественно после того, как водолазы нырнули), помпы в румпельном, матрасами корму заделали.

Там ещё бульб замят, а в форпик балласт нужен. Управляемость, ведь она где-то понятие расчётное. При определённой осадке она есть, а если меньше, то и нет её вроде, или меньше допустимой.

Так уж вышло: в Беджая отстрелялись по громкому, но самый жёсткий гемор начался потом. У арабов не отремонтироваться, надо зимой штурмовать Средиземку, идти в Гибралтар. Заходить в стеснённый порт, где много судов (и нормальных судов). Пришлёпали, гребным винтом по волнам. Я два буксира заказал на заход и баржу для откачки балласта. Ни того, ни другого, ни третьего…

Бульб-то повреждён, хоть внешней водотёчности нет, чтоб его ремонтировать, надо форпик откачать. Туда ж надо вовнутрь залезть… Стоим с задранной кормой, а откачаться в порту нельзя. Типа: “…это ж ваша вода, мы её взяли, а теперь откачали. — Ну, вы же через свои танки её качаете, вот запрещено!” А баржа, чтоб откачать балласт, это супер-дорого! Переливали из танка в танк, меняли посадку… Залатали транец, подкрепили бульб, получили временное Свидетельство о безопасности конструкций. Двинули в Барселону, где нас ждали Парижский меморандум в полном объёме и загрузка цементом.

Повезли цемент в Абиджан. Это пиратский район. Естественно, пиратские вахты… Африканский порт-контроль… Затем в Либерию за рудой. В общем, там свои "пенки"...

Как пел Леонид Утёсов: "...Ни одного печального сюрприза, за исключеньем пустяка…", — монолог кэпа прервался.

Приехали в аэропорт. Перед расставанием кэп закурил.

— Ты же бросал. Опять дымишь?

— Да как тут не закуришь, когда знамя дивизии украли! — вспомнил кэп старый анекдот про Василь Иваныча, Петьку и Фурманова. Оба улыбнулись. Один отправился на посадку в самолёт. Второй поехал на службу. Занимался новый день. Весёлый мотив упомянутой песни ещё долго оставался у них на слуху.

P.S. Данная история уже в прошлом. Нынче вот Message WatsApp: “Привет! Меня утвердили на панамах*. 230 метров, 7 трюмов, без кранов. Японец. Лечу. С борта отпишусь.” Посему новым историям о везучем капитане непременно быть!

_______________

* Панамакс, супрамакс, ультрамакс — ступени градации судов по грузовместимости — до 80 000 тонн, до 60 000 тонн, до 40 000 тонн соответственно.

24 мая 2023 года.


Рецензии