Портрет Сергея Михайловича Третьякова его брат Пав

Художник Валентин Серов написал портрет Сергея Михайловича Третьякова уже после его смерти. Вначале с просьбой исполнить посмертный портрет брата Павел Михайлович Третьяков обратился к Илье Репину.

Но Репин, который многим был обязан меценату, поставил условие: портрет Сергея Михайловича Третьякова он напишет только после портрета самого Павла Михайловича. Поскольку основатель галереи русского искусства наотрез отказывался позировать, заказ не состоялся. В итоге за работу взялся Валентин Серов.

В отделе рукописей Третьяковской галерее хранится очень редкая фотография Сергея Третьякова, происходящая из семьи известного московского доктора Алексея Васильевича Доброва (1831— 1896), врача Арнольдовского училища для глухонемых (сегодня это образовательный комплекс «Воробьёвы горы», — авт.). Алексей Васильевич был также общественным деятелем и бессменным главным доктором Александровской больницы Московского купеческого общества.

На обороте фотографии кто-то написал карандашом: «пациент доктора А.В. Доброва». С 1866 года доктор Добров состоял врачом при богадельне братьев Солодовниковых, а младший Третьяков с 1876 года являлся попечителем этой богадельни и членом совета Александровской больницы.

Портрет Сергея Михайловича Третьякова
Сергей Михайлович на этой фотографии выглядит  несколько утомлённым и болезненным. Заметен отрешённый взгляд, одутловатость лица, морщины, мешки под глазами… Не сложно уловить сходство этой фотографии и посмертного портрета кисти Серова. Разница лишь в том, что взгляд Третьякова на картине обращён к зрителю.

Даты на фотографии нет, однако специалистам удалось установить, что сделана она была приблизительно в мае 1883 года, т. е. почти за 10 лет до кончины Сергея Третьякова. И хотя портрет написан не с модели, представить, каким был герой при жизни не сложно. Балагур и душа компании, смех так и сверкает в его глазах! Он полная противоположность меланхоличному, хмурому, необщительному и задумчивому Павлу Михайловичу…

Братья
Сергей родился в 1834 году в родовом гнезде Третьяковых в 1-м Голутвинском переулке. Отец Михаил Захарович держал небольшие лавки в Гостином дворе, владел бумагокрасильной и отделочной фабриками. Разница между ним и старшим братом была всего год с небольшим. Родители им дали неплохое домашнее образование, потом отправили работать «мальчиком» в семейной лавке. Они выполняли указания приказчика, зазывали покупателей, делали уборку.

Не взирая на разницу в характерах, братья были очень дружны. Ранняя смерть отца сплотила их ещё крепче. После того, как мать Александра Даниловна отдала им права на ведение бизнеса, они довольно грамотно взялись за дело. Сделав компаньоном зятя, основали фирму «Магазин полотняных, бумажных, шерстяных товаров, русских и заграничных Торгового дома П. и С. братьев Третьяковых и В. Коншина в Москве».

Каждый из владельцев отвечал за свой участок. Владимир Дмитриевич работал непосредственно в магазине, Сергей курировал зарубежные торговые операции, Павел вёл всю бухгалтерию. Дела шли успешно. В 1866 году братья открыли в Костроме прядильную и ткацкую мануфактуру.

Делал всё искренне и от души
В 1863 году Сергей становится гласным Московской городской думы, через год — старшиной московского купечества. В 1868 году входит в комитет директоров Русского музыкального общества, затем в состав Славянского благотворительного комитета…

На собственные деньги младший Третьяков издавал «Художественный журнал» и был членом Московского художественного общества. Это благодаря Сергею Михайловичу состоялось открытие памятника Пушкину на Тверском бульваре.

Сейчас трудно поверить, но в те времена Павел Михайлович находился в тени младшего брата. «Замоскворецкий коллекционер, брат нашего городского головы», – говорили о нём современники.

А ещё они утверждали, что Сергей всё делал не ради почестей, а искренне и от души. Переводил средства Училищу живописи, ваяния и зодчества, Московской консерватории. Но самый крупный взнос – 50 000 рублей – сделал на строительство православного храма в болгарской деревне Шипка, в память о русских воинах, погибших за освобождение братской страны. Порой случалось, выступал перед старшим в роли адвоката рабочих их общих мануфактур. К примеру, в 1885 году он написал Павлу Михайловичу: «О 30-часовой работе на фабрике при 2-х сменах с малолетними детьми не может быть и речи».

Пик карьеры
Пик общественной карьеры Третьякова-младшего пришёлся на 1877 год. Именно тогда его избрали Московским городским головой. Камергер, князь Владимир Голицын писал: «Лучшего выбора сделать нельзя было. Умный, культурно-образованный, обладавший прекрасным, но очень твёрдым характером, он умел воодушевлять своих сотрудников и сотоварищей, внушать им любовь и преданность делу, которое сам он безгранично любил и которое знал до мельчайших подробностей…

Третьякову удалось собрать при Управе и воспитать целый ряд молодых деятелей – специалистов, инженеров, архитекторов, врачей, из которых многие заслужили громкое имя в городских летописях».

Сергей, как всегда, берётся за дело с жаром и азартом. При его активном участии в городе прошли Всероссийская художественно-промышленная выставка и торжества по случаю открытия на Страстном бульваре памятника Пушкину. Он инициировал сбор средств, выкупил у казны за триста тысяч золотом и присоединил к городу Сокольничью и Оленью рощи. Сейчас это всем любимый парк «Сокольники» и недавно у его входа был установлен памятник меценату Сергею Михайловичу Третьякову. Кроме того, он приобрёл землю для строительства новой городской думы, возвёл постоянные мосты через Москву-реку.

Много внимания он уделяет благоустройству Москвы. При нём замостили множество улиц, проложили дренаж и каменные водостоки, устроили новые бульвары: на Девичьем поле, в Сокольниках, у Александровских казарм, создали Екатерининский парк и обширные скверы — Самотечный, Яблочный, у храма Христа Спасителя. Ещё он увеличил финансирование гимназий и училищ…

Отставка
В 1881 году Третьяков-младший был избран на второй срок, но через год ушёл в отставку. Виной тому стала уже упоминавшаяся Сокольническая роща. Якобы под его предводительством была незаконно вырублена и продана часть этой самой рощи. Факт имел место быть, только Сергей Михайлович не имел к этой махинации никакого отношения. Для него проще было подарить, а не украсть. Все, кто знал его лично, говорили: «Человек он пресимпатичный, весь пропитан порядочностью».

Именно на таких людей обычно вешают растраты и прочие экономические преступления. Поэтому для Третьякова было проще уйти, чем доказывать свою невиновность. К тому же, он ничего не терял. При нём оставался его бизнес, он по-прежнему мог заниматься благотворительностью, путешествовать по заграницам, бывать в свете. В общем, заниматься всем, чем занимался прежде.

Сергей Третьяков — коллекционер
Коллекционированием Сергей Михайлович увлёкся в начале 1870-х годов. А чтобы не мешать старшему брату, направил свой взор на современную западную живопись. Довольно скоро выяснилось, что он неплохо разбирается в искусстве и обладает тонким вкусом. «У него, как и у старшего брата, имелся «нюх» на хорошую вещь, — писал художник Боголюбов, — он часто не ел и не спал, думая купить или не купить такого-то мастера».

Собирателем он оказался азартным. Самое интересное, что не боялся покупать, расставаться с картинами или же менять их на новые. Коллекция Сергея Третьякова, в которой были картины Коро, Руссо, Милле, Добиньи, располагалась в особняке на Пречистенском бульваре. Посмотреть её можно было только «по рекомендации знакомых». Однако видели её довольно многие.

Надо сказать, что Сергей Михайлович любил светскую жизнь, общение, обожал ездить по гостям. Его особняк был культурным салоном, где собирался весь цвет. Там можно было встретить Ивана Тургенева, Александра Гончарова, Петра Чайковского, братьев Рубинштейн…

Городская художественная галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых
Двадцать пятого июля 1892 года Сергей Михайлович скоропостижно скончался от разрыва сердца на даче в Старом Петергофе. Ему было всего пятьдесят восемь лет. Наследников у него не осталось. Смерть Сергея стала сильным ударом для старшего брата. Тело перевезли в Москву и похоронили на Даниловском кладбище рядом с родителями.

Через месяц после смерти брата Павел Михайлович обратился в Московскую думу с просьбой принять в дар его картинную галерею. На тот момент собрание включало 1276 картин, 471 рисунок, десять скульптур русских художников, а также 84 полотна иностранных мастеров из собрания Сергея Михайловича Третьякова.

На обслуживание галереи, поддержание коллекции и зарплату сотрудников были выделены значительные средства. Тогда же было выставлено условие, что вход в галерею станет свободным и общедоступным, а сам Павел Михайлович останется пожизненным попечителем музея, официально получившего название «Городская художественная галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых». Отдельно Третьяков просил, чтобы никаких наград ему не вручали и торжественных мероприятий не проводили.

Интересные факты
Для картины Ивана Крамского «Лунная ночь» художнику позировала вторая жена Сергея Михайловича Третьякова — Елена Андреевна.

Брак Третьяковых был бездетным. После смерти мужа Е.А. Третьякова жила в Санкт-Петербурге. В 1911 году она передала Николаю II ценное собрание изобразительных материалов и документов по истории русских войн, что стало основой коллекции музея «Государева Ратная палата» в Царском Селе.

Согласно описи, стоимость коллекции Сергея Третьякова превышала 500 000 рублей.

В 1948 году прах братьев Третьяковых был перезахоронен на Новодевичьем кладбище.


Рецензии