Пушкин и три его тайны для русских мыслителей
1. ТАЙНА ТВОРЧЕСТВА,
в котором Пушкин реализовался как Пушкин-демиург, который (В. Розанов), оказался создателем «совершенно закругленного мира с «безукоризненной сдержанностью и точностью выражений» (Д. Мережковский), «мерности» (П. Струве) и самопожертвования при даре «неустанной духовной активности», человеческого «самообуздания» (П. Струве), «самопреодоления», «самообладания» (С. Франк),
2. ТАЙНА ЛИЧНОСТИ,
которая есть личное воплощение России, или, по С. Булгакову, «откровение русского народа и русского гения», фактически «идеал русскости» или «выразитель духа нации» … Через «непосредственность» пушкинской поэзии просвечивает «невыразимое своеобразие русского духа”: простота, безыскусственность, самоотречение, смирение и почти безграничная широта духа, способного к сочувственному приятию чужой души и прошедших культур, к переливам и игре, «благостное примирение с жизнью через внутреннее реображение личности, преображающее мир и дающее ощутить его божественность».
3. ТАЙНА СМЕРТИ,
которая расценивается философами как «важнейшее событие и самооткровение, в особенности в такой трагической кончине», которая «жгуче, садняще записалась на скрижалях русского сердца» (Карташев) и через которую «читатель узнает (если он еще не знал), что в жизни действуют законы возмездия и воздаяния, жертвенного великодушия и просветления.»
В частности, Вл. Соловьев домыслился до такой версии:
«а что, если здесь, в линии жизни Пушкина, настойчиво дает о себе знать провиденция — ожидавшая от поэта искупительного акта и вынуждавшая к защите чести своей жены того, кто совершил когда-то поругание Жены пренепорочной, Невесты неневестной?»
***
Они что писем Пушкина к жене не читали, в которых он более 25 раз с октября 1832-го до мая 1836-го поднимал роковую для них с Натали проблему ее кокетства с царем и кавалергардами, стращая притчей о селедке, Фоме и Кузьме и предсказывая неотвратимую скорую погибель мужу-кокю?
Свидетельство о публикации №223061001053