Африканский дракончик
И она же – один из многих ликов Ока Ра, чьим аватаром была и змея, самое что ни на есть хтоническое существо. И это не только кобра. На памятниках эпохи фараонов мы видим самых разных змей. А часто и жутких змеиных химер. В своё время интригу вызвал образ тонкого волосатого "червя" с раздвоенным вилкой хвостом. Он был добавлен в сюжеты виньеток Книги мёртвых с эпохи Третьего междуцарствия, а до нас дошло два примера. В погребальном папирусе жрицы Амона Тентосоркон (Брит. муз., ЕА9919,3) этот "червь" чёрный и очень лохматый, а у служителя некрополя Небхепета, сына Бутехамона (Турин, Эгизио, Cat. 1768), красный с редкой, но ровной щетиной по телу.
В обоих случаях тварь сидит в своём логове (оно показано в разрезе). Не стоит удивляться тому, что сперва её приняли за сколопендру. И сходство есть, и метафорический образ "сороконожки Хора" был включён ещё в Тексты пирамид. В свете этого как-то странно, что в искусстве Египта фараонов многоножка ("сепа") – не более чем иероглиф, и лишь иногда "уроборос" из сколопендры обрамляет каймой резное брюшко печати-скарабея. А ведь микромир был в фаворе у древних египетских искусников. Но в канон попадали не все его создания, и каких-то видишь всюду (к примеру, бабочек и кузнечиков), а каких-то от случая к случаю (муравьиные львы, богомолы).
А может, и были когда-то картины с участием в эпизодах тысяченожек, но до нас не дошли. Лишь можно упомянуть осколок коптской чаши (муз. Питри, UC19496), на которой две птицы делят червяка и жадно косятся на пробегающую мимо сколопендру. В то же время орнамент керамики набатеев, куда более древней, чем коптская, может кишеть сороконожками, сплетающимися в хитроумный узор. Такая посуда была связана с погребальным контекстом, при этом в ряде случаев сороконожкам придана антропоидная форма. Есть основания думать, что тут не обошлось без влияния египетской "миссии" – Сепа в образе многоножки защищал мумии и гробницы от полчищ паразитов.
У самих же египтян Сепа, как это ни странно, не был химерой, разве что иной раз носил на голове знак аватара – усики сороконожки. У иероглифа в виде неё мы всегда видим эту пару антенн. У загадочных же "червей" из Книги мёртвых головы змей, и притом вовсе не рогатых гадюк, которые бы только усилили аллюзию на многоножку. В наивном стиле, даже топорно, так можно было бы изобразить мохнатую гусеницу. А если была всё же задумана змея, то это может быть лишь колючая древесная гадюка (Atheris hispidus/Atheris hispida) с её уникальным типом чешуи. За оригинальный и экзотический вид её называют "африканским дракончиком", а также "волосатой" и даже "оперённой" змеёй.
В точности на существо из погребального манускрипта она не похожа, но не исключено, что создатель миниатюр за всю свою жизнь и не видел эту змею своими глазами, так как это ночной охотник и даже любителю игрищ на Ниле было бы трудно с ним столкнуться. У жрецов, и особенно составителей "дорожных карт" по Иному миру, был всегда под рукой полный свод змей Египта. Но не так-то просто лишь по тексту книги составить точный портрет. В уникальном, но без единой миниатюры папирусе Бруклин (№№ 47.218.48 - 47.218.85) VI века до н.э. о "дракончике” сообщает § 21:
«Что до змеи "нибад", то её длина как у змея "каэнам". Её бока и хребет зелёные, а живот очень светлый. От её укуса не умрёт никто. Она – знамение богини Хатхор. Там, где она живёт – нива бога Хора, что цветёт малахитовой зеленью. Не убивает её яд, будет спасён человек. Не будет нужна магия от яда её».
В этом каталоге с лакунами § 21 как раз не был задет разрывами. И всё же по ясной причине идентификация змеи "нибад" с самого начала вызвала споры. И, собственно, идею о "дракончике" в своё время выдвинул французский учёный Н.П. Брикс. А, к примеру, египтолог С. Сонерон и другие исследователи решили, что "нибад" – это уж (Natrix spp.). Но лишь одна змея из рода Natrix обитает в болотах Нила – это рыболов Natrix tessellate. У неё оливково-серое, а то и бурое тело с чётким кольчато-шахматным узором по телу. На "нибад" она не похожа ни разу. А зелёные африканские ужи (совсем из другого рода) слишком далеко на юге от Египта. К тому же, уж не ядовит, а "нибад" всё же жалит, но слабо, как оса или шершень.
А вот зелёную жабью гадюку (Causus resimus) и до сих пор ещё можно встретить в Судане, а значит в древности та вполне могла бы жить и в Египте. Её укус ещё более ядовит, чем окрас, поэтому если цветом она и подходит под описание змеи "нибад", то в остальном – не соответствует, ибо слишком опасна. Брикс в своих рассуждениях отталкивался от этимологии слова "нибад" – оно связано с глаголами "заплетать", "расчёсывать", "делать укладку". В парикмахерском искусстве слуги фараона знали толк, и в особенности любили сложные многоступенчатые парики, почти что фракталы из волос. А острые клинья чешуек шкуры древесной гадюки струятся "черепицей", как локоны парика вельможи.
Под определённым углом зрения она может показаться колючей, как ёж, или же вычурно шипастой, как обычно рисуют драконов. Её стреловидная головка чем-то напоминает какую-то экзотическую шишку и резко контрастирует с тонким, особенно в области шеи, телом. У этой змеи необычайно очаровательные глаза – это огромные чёрные вишни. И автор поздней версии Книги мёртвых не забыл отметить этот факт. Но, правда, дивное создание вышло у него в остальном нелепо – будто ёрш для бутыли. В длину змея "нибад" равна "каэнэм" – эта змея, а точнее, змей (речь идёт о самце), описана в § 18, и, по мнению учёных, это ложнорогая гадюка (Pseudocerastes persicus).
О самке же "каэнэма" сказано, что она в длину один локоть и одну пядь (т.е. 78,75 см.), а это можно сравнить с длиной древесной гадюки. В основном укус её вызывает лишь местный отёк с нарывом, а всё потому, что она дорожит своим ядом и очень не любит выпускать его до последней капли, особенно если речь идёт об обороне, а не об охоте. Нашёл своё объяснение и хвост "уховёртки" у колючих змей из Книги мёртвых: часто дракончик обивается вокруг ветви или же крепкого стебля, а сам при этом легко может держать крепкое и упругое, как проволока, тело на весу. Кто-то мог бы при этом подумать, что у этой змеи есть на хвосте что-то вроде "клешни", но рассмотреть её вблизи или тем более схватить ни у кого не хватило духу.
В наше время ареал этого вида страны Восточной Африки. И можно было бы даже усомниться в том, что абориген тропического леса жил когда-то и у египетского Нила. В самом деле, ведь это же аватар Хатхор, а она, в числе многих других дел, правит дальними, экзотическими странами. И однажды змею могли просто доставить оттуда как одну из самых изысканных диковин для царского зверинца. Но о серпентариях в Египте нам мало что известно, разве что уж принять на веру анекдоты Элиана. А между тем в Тух эль-Карамус нашли в своё время золотой браслет в виде змейки поистине филигранной работы. Теперь он красуется в витрине Каирского музея (JE 38078).
И нет ни единого сомнения в том, что моделью у мастера был именно африканский дракончик! У золотой змеи лишь один глаз, выточенный из египетского карбункула, но он вставлен в ямку на темени, из-за чего вид с боков обращает его в два глаза. У живой змеи могла быть такая аномалия, но едва ли циклоп, заведомо обречённый на смерть мутант, стал бы объектом обожания. Уловка ювелира была, быть может, связана с тем, что ему было жаль раскалывать кристалл граната, или же с тем, что он желал так выразить эмблему Ока Ра. Работа датирована V веком до н.э. То есть, в то время древесную гадюку ещё можно было увидеть в болотах Египта, особенно же в Дельте, где папирус был высок и крепок, как дерево.
С исчезновением этой благодатной среды обитания змейка Хатхор вымерла в Египте и была забыта, как и сама богиня, чьи волосы сравнивали с султаном на макушке жезла из папируса, её знака власти. "Уадж" – так его называли, что связано с его зелёным цветом . Зелень – это и жизнь, и юность, и свежесть. Антитеза красного и зелёного – это два мира, в одном из которых пустыня и смерть, а в другом – вечно пульсирующая артерия животворящего потока. "Уджу" – это тени для век из изумрудно-зелёного малахитового порошка или же сине-зелёной хризоколлы. "Уджат" – то самое Око. "Уадж" – это ещё и "змеиный" в буквальном смысле этого слова цвет. У всех змей в Египте было одно на всех обозначение – "джет".
Джет – это "тело", а точнее, лишь его корпус. А что есть змея, как не вот такое, без рук и ног, тело? Но при этом ярко-зелёной шкуркой не каждая-то змея и обладает! Та же кобра, будучи в статусе царской и божественной инсигнии, ни разу же не зелёная. У многих змей Египта вообще не более чем оливковый тон в окрасе, и то не всегда. В мире геральдики, однако, свой спектр, и цвет в нём – идея, а не отражение взгляда на бренный мир. У Ока Ра двуликая суть, и богини, его олицетворявшие, были люты в гневе и даже опасны для самого Ра. В долгий миг умиротворения их могла вернуть лишь череда ежегодных ритуалов, свершавшихся без перерыва.
В свитке Бруклин, в параграфе о змее "нибад" не случайно, быть может, была дана отсылка к змею "каэнэм", ибо тот – знамение богини Нейт. И Нейт, и Хатхор – лики Ока, его инверсии. Но удел Хатхор – небо и земля, а удел Нейт – космос. В ярости первая едва не истребила всех людей, а вторая, плюнув в бездну Небытия, волей или неволей породила на свет мировое зло – змея Апопа. Но ни та, ни другая не утратили при этом своей сути как орудия созидающего начала. Так, Хатхор каждый год меняет гнев на милость, а Нейт каждую ночь обороняет Ра от Апопа. Каждый виток цикла – это толчок пульса живого Мира. Апоп – дитя парадокса: он хочет уничтожить всё сотворённое Ра, но бой с ним вращает Колесо вселенной.
Уроборос – плод учения о двух видах времени: "джет" (оно линейно и его иероглиф – зигзаг из змеи) и "нехех" (цикл – иероглифы в виде двух кос и солнечной орбиты очень красноречивы). Их союз – это спираль вечности, подобную змеиному браслету с руки богини.
Источники:
Брикс Николь Пьеретт. Изучение змеиной фауны Древнего Египта. Том 2: Монографическое исследование змеиной фауны. BoD - Books on Demand Франция, 18 января 2011г./Brix Nicole Pierrette. ;tude de la faune ophidienne de l';gypte ancienne - Tome 2: Les monographies ophidiennes. BoD - Books on Demand France, 18 Janvier 2011;г.
Андреоцци Риккардо. Классификация рептилий в Древнем Египте: обзор методов/Andreozzi Riccardo. Categorizing reptiles in Ancient Egypt: an overview of methods. Department of Civilization and Forms of Knowledge, University of Pisa, Via Pasquale Paoli, 15, I-56126 Pisa (Italy). Anthropozoologica, art. 55 (9). © Publications scientifiques du Mus;um national d’Histoire naturelle, Paris, 26 June 2020
Мустафа Майрна Х. Человек или сороконожка? Влияние Египта на набатейскую культуру/Human or centipede? Egyptian influence on the Nabatean culture. Mairna H. Mustafa. Mediterranean Archaeology and Archaeometry, Vol. 19, No 2, (2019), pp. 39-50. Department of Sustainable Tourism, Queen Rania Faculty of Tourism & Heritage Hashemite University; P.O. Box 330127, Postal Code 13115 Zarqa, Jordan, (mairna@hu.edu.jo)
Орехов Р.А. Становление культа древнеегипетской богини Хатхор в Древнем царстве. Диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук. Научный руководитель: д.и.н. Белова Г.А. Институт востоковедения РАН. Москва, 2001 г.
Голдинг В.Р.Дж. Бруклинский папирус №№ 47.218.48 и 47.218.85 и методы лечения от укусов змей в нём/The Brooklyn papyrus (47.218.48 and 47.218.85) and its snakebite treatments. By Wendy Rebecca Jennifer Golding. Submitted in accordance with the requirements for the degree of Doctor of literature and philosophy in the subject Ancient Near Eastern studies at the University of South Africa. Supervisor: Professor Magdel le Roux. January 2020
Голдинг В.Р.Дж. Взгляды на змею на Древнем Ближнем Востоке: её роль в апотропной магии, целительстве и защите в эпоху бронзового века/Perspections of the serpent in the Ancient Near East: its Bronze Age role in apotropaic magic, healing and protection. By By Wendy Rebecca Jennifer Golding. Submitted in accordance with the requirements for the degree of Master of Arts in the subject Ancient Near Eastern studies at the University of South Africa. Supervisor: Professor Magdel le Roux. November 2013
Назари Вазрик, Эванс Линда. Бабочки Древнего Египта. Научная статья в журнале «Общество лепидоптеристов»./Butterflies of ancient Egypt, Journal of the Lepidopterists’ Society 69.4 (2015), 242-267 by Vazrick Nazari and Linda Evans
Эванс Линда. Богомол в Древнем Египте. Статья в научном журнале “Вестник Австралийского центра Египтологии». Университет Маккуори, Сидней, Австралия./ Linda Evans. The praying mantis in Ancient Egypt Journal The Bulletin of the Australian Centre for Egyptology Macquarie University, Department of Ancient History, Sydney StatePublished – 2004 LanguageEnglish Pages7-18 Number of pages12
Scalation and Skull Morphology of a Cyclopian Natrix maura. H.A.J. in den Bosch and C.J.M. Musters. Journal of Herpetology. Vol. 21, No. 2 (Jun., 1987), pp. 107-114 (8 pages). Published By: Society for the Study of Amphibians and Reptiles
Рихтер Барбара А. Книга Амдуат и её связь с архитектурой камер царских гробниц начала XVIII династии. Январь 2008 г. Журнал Американского исследовательского центра в Египте 44: 73-104/Barbara A. Richter. The Amduat and Its Relationship to the Architecture of Early 18th Dynasty Royal Burial Chambers January 2008. Journal of the American Research Center in Egypt 44:73-104
Аллен Джеймс П. Тексты Пирамид Древнего Египта. Под редакцией Питера Мануэлиана. Ассоциация Библейской литературы, Атланта. © 2005 г./ The Ancient Egyptian Pyramid Texts by James P. Allen Edited by Peter Der Manuelian. Society of Biblical Literature Atlanta. © 2005
Перепёлкин Ю.Я. Хозяйство староегипетских вельмож. Монография. М.: Наука, 1988 г.
Уилкинсон Р. «Символ и магия в египетском искусстве»/Symbol and Magic In Egyptian Art Wilkinson, Richard H by Wilkinson, Richard H. New York, N.Y. : Thames and Hudson, 1994.
Свидетельство о публикации №223061001111