Набоков и Достоевский и Клише

Лолита сделала Набокова знаменитым известным в США и во всём мире.
В школьной программе изучают великого классика Достоевского Преступление и Наказание.
В Лолите эксплуатируется сексуальная тема, рассказанная главным героем педофилом. Сцены секса описаны в подробностях и так красочно. Никто не спорит, не будучи ханжой, что секс играет важнейшую роль в жизни людей и животных, он является не только источником наслаждения, но играет главенствующую роль в продолжении жизни.
Поэтому это всех трогает в какой нибудь степени. Порнобизнес расцвёл после успеха Лолиты в широком масштабе, принося огромные прибыли, улучшил ли он социальную жизнь, большой вопрос.
  Набоков считал, что он сломал клише.
Но на самом деле он создал клише,  когда главный герой отравляет маму Лолиты.
Убийство становится таким маленьким ничего не значащим эпизодом. Секс  с несовершёлетней  девочкой закрывает всё.
Тем более мамаша психически нездорова истерична, убийство выглядит не таким большим делом. Что сделало женщину нездоровой и не совсем нормальной это неважно, зачем разбираться в этом, это мелочь, женщина ничего из себя выдающегося ,поэтому зачем на этом останавливаться.
Из женщины сделали клише и убийство её выглядит как убийство клише.
У Достоевского в Преступлении и Наказании тот же приём, только главной сценой является сцена насилия, убийства двух неповинных беззащитных женщин. Сцена насилия написана красочно, ярко, во всех мельчайших деталях, помню когда в школе я должна была читать это произведение великого автора, меня физически тошнило и дальше этой сцены я не могла никак двинутся и только мечтала, когда же мы закончим проходить Достоевского.
Вторая половина книга расследование, раскаяние, встреча с проституткой Соней и уверовавшие в Христа.  Но никакого сожаления о загубленных жизнях старухи и её племянницы. Старуха изображена так, что это жадная до скупости тварь, выжимающая деньги с бедных студентов и эксплуатирующая нещадно свою племянницу сироту, которая делает всю домашнюю работу и у которой никакой личной жизни и даже может из-за старухи она осталась в девках и не устроила свою личную жизнь.
Достоевский делает из старухи клише и вроде убивают не живых людей, а клише и что об этом сожалеть об этих жалких ничтожествах.
 Племянница вроде тоже не заслуживает внимания.
А если посмотреть, что две женщины или даже женщина и ребёнок, остались без всякой помощи одни и пытаются как-то выжить в этом враждебном, жестоком мире, старуха когда была молодой тяжело работает, откладывает каждую копеечку, свободное время проводит со своей племянницей, кормит, одевает, учит грамоте, заботится о ней, пытается снять подходящее жильё, ни каких лишних трат. Всё таки племянница не идёт на панель, а выглядит вполне достойно. У них наконец своя квартирка, замуж племянница не стремится. замужество в то время -половина женщин умирала от родов, а сколько надо терпеть от мужа, поэтому её устраивает жизнь с тётушкой. Выбрались из нищеты, живут в чистенькой, уютной квартирке, питаются с базара, одеваются не роскошно, но прилично, племянница  выполняет всю домашнюю работу, поскольку тётенька постарела и ей уже это не под силу.
Наконец у них спокойствие и благодать и если тётушка скончается, то племянница не останется на улице, все сбережения достанутся племяннице. По вечерам они чаёвничают, болтают обсуждают своих посетителей и в мыслях у них нет, что какой-то приличный, культурный студент так зверски прервёт их трепетную жизнь, Но ни у Достоевского, не у Раскольникова никаких сожалений о них жалких, не талантливых, не гениальных, ничтожных,
не нарядных, не в лучшем шейпе.
Раскаяние о грехе, прощение в молитве , Христом всё покрывается. Как будто Христос помойное ведро, куда можно всё слить и он всё вынесет и сливают всё это на наши души, часто детские, вы должны понять почему.

Понять? Понять, что если кто-то  способен на зверские чудовищные поступки он становится главным героем пусть и  повествования .
А если не способен автор из тебя сделает клише, о смерти которого и жалеть то никому не стоит, что убийство простого человека-  это клише.
  Попробуй стащи сейчас с пьедестала писателей, воспевших киллеров , делающих из убийства -клише, ведь они тоже стали клише,
если ты их не читал и не знаком, тебя посчитают за некультурного, необразованного человека.


Рецензии