Книга Велеса и Аркаим

"...клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, какой нам Бог её дал".
Из письма А.С. Пушкина Чаадаеву, 1836 год.

Отличный может получиться сценарий для телесериала с элементами политического триллера. Кстати, прошлым летом автор этих строк снимался в сериале "Фандорин. Азазель" в массовой сцене и эпизодической роли. Съёмки проходили в Петербурге.
На моём "боевом счету" киносценариста уже есть один киносценарий, по триллеру Саши Южного "Короли улиц". Намерен поставить фильм по Саше Южному в возглавляемой мной кинокомпании "Вещий Олег", перед этим надо приобрести авторские  права.

ВЕЛЕСОВА КНИГА

Происхождение этой рукописи окутано тайной. «Велесова книга» (она же «Влесова книга» или «Книга Велеса») - один из наиболее спорных исторических документов в мире. 35 деревянных табличек толщиной около пяти миллиметров и размером примерно 22 на 38 сантиметров имели отверстия для скрепления ремнем.

Эти таблички содержали молитвы и рассказы о древнейшей славянской истории. Но оригинал книги видел лишь один человек, который в своё время и поведал о нём. Можно ли считать её подлинным историческим документом?

Военный трофей из неизвестной усадьбы

Все сведения об истории «Велесовой книги» исходят от эмигранта, автора художественных произведений и исследователя славянского фольклора Юрия Петровича Миролюбова.

Согласно его версии, в 1919 году, во время Гражданской войны полковник белой армии Федор (Али) Изенбек в разгромленной усадьбе князей Донских-Захаржевских (по другим сведениям от того же Миролюбова - Неклюдовых-Задонских или Куракиных), расположенной то ли в Орловской, то ли в Курской губернии, нашел старинные деревянные дощечки, покрытые неизвестными письменами.

Текст был чем-то процарапан или прорезан, затем натерт бурой краской, после чего покрыт лаком или маслом.

Изенбек забрал дощечки и не расставался с ними все годы войны. В эмиграции он поселился в Брюсселе, где показал рукопись Ю.П. Миролюбову.


Тот, поняв ценность находки, решил обязательно сохранить её для истории. Изенбек запретил выносить дощечки из дома даже на короткое время. Миролюбов приходил к нему, и хозяин для переписывания рукописи запирал его в доме. Работа растянулась на 15 лет.

13 августа 1941 года Изенбек умер от апоплексического удара. Бельгия к тому времени уже была оккупирована нацистами. По воспоминаниям Миролюбова, гестапо изъяло дощечки «Велесовой книги» и передало их организации «Наследие предков» («Аненербе»).

После 1945 года советское командование завладело частью архивов «Наследия предков», они были перевезены в Москву и засекречены. Доступа к этим документам нет до сих пор. Не исключено, что дощечки «Книги Велеса» уцелели и хранятся в этом архиве.

По утверждению Миролюбова, ему удалось скопировать около 75% текста табличек. Но, к сожалению, нет никаких документальных свидетельств того, что их, кроме Миролюбова, видел кто-нибудь ещё.

Удивляет тот факт, что ни Изенбек, ни Миролюбов не сделали фотографий рукописи - ведь фотокопирование заняло бы 15 минут вместо 15 лет (впоследствии Миролюбов представил единственный случайный снимок одной из табличек). Кроме того, о существовании «Книги Велеса» Миролюбов сообщил уже после смерти Изенбека, когда тот не мог ни подтвердить, ни опровергнуть данный факт.

Житие славян

Сохранившийся текст включает в себя шесть глав. Первая повествует о походе древнеславянских племен из Семиречья, вторая глава описывает путешествие славян в Сирию, где они попадают в плен к вавилонскому царю Навуходоносору.

Третья глава посвящена легендам о происхождении славянских племен, четвертая и пятая говорят о войнах с греками, римлянами, готами и гуннами, пришедшими на завоевание территории Руси. И наконец, шестая глава повествует о смутном времени, когда русичи находились под игом Хазарского каганата. Книга завершается приходом варягов, которые стали князьями в русских городах.

Изучение и первые публикации

В 1953 году Юрий Миролюбов переехал в США и познакомил с переписанными текстами издателя А.А. Кура (бывшего русского генерала Александра Александровича Куренкова), который стал печатать их в журнале «Жар-птица». Первая статья называлась «Колоссальная историческая сенсация».

На «Велесову книгу» обратили внимание историки и лингвисты. В 1957 году вышла в свет работа С. Лесного (псевдоним С.Я. Парамонова, русского эмигранта, жившего в Австралии) «История „руссов" в неизвращённом виде», где данной рукописи посвящены сразу несколько глав. Именно С. Лесной назвал находку «Велесовой книгой» (по первому слову «ВЛЕСКНИГО» на дощечке №16) и утверждал, что это подлинные тексты, написанные волхвами - служителями бога богатства и мудрости Велеса.

Из документальных свидетельств в распоряжении историков имеются только записи Миролюбова и представленная им фотография одной из дощечек. Тем не менее, если таблички настоящие, можно говорить, что у древних русичей была своя письменность ещё до прихода Кирилла и Мефодия.

Однако как раз в подлинности «Велесовой книги» официальная наука сомневается.

Экспертиза фотографии и текста

В 1959 году сотрудница Института русского языка АН СССР Л.П. Жуковская провела экспертизу фотографии дощечки. Её результаты были опубликованы в журнале «Вопросы языкознания». Выводы гласили: фотография на самом деле сделана не с дощечки, а с рисунка на бумаге… С помощью специального излучения на фото были обнаружены следы сгибов - а разве можно согнуть деревянную доску?

Невольно напрашивается вопрос: зачем Миролюбову понадобилось выдавать фото бумажной копии за снимок дощечки? И существовали ли эти дощечки на самом деле?

Аргументом против подлинности «Велесовой книги» может быть и приведенная в ней историческая информация, которая не подтверждается никакими другими источниками. Описание событий очень расплывчато, римские и византийские императоры или полководцы не названы по именам. Книге явно недостаёт точности и фактов.

Рукопись написана особым алфавитом, представляющим собой вариант кириллицы. Но при этом в ней присутствуют не свойственные ни кириллице, ни греческому алфавиту начертания отдельных букв. Сторонники подлинности текста называют такой алфавит «велесовицей».

Л.П. Жуковская, а позднее О.В. Творогов, А.А. Алексеев и А.А. Зализняк проводили лингвистический анализ текста рукописи - и независимо друг от друга пришли к общим выводам. Прежде всего, это, несомненно, славянская лексика, однако её фонетика, морфология и синтаксис хаотичны и не соотносятся с имеющимися данными о состоянии славянских языков в IX веке.

Причём различные лингвистические особенности настолько противоречат друг другу, что язык рукописи вряд ли вообще может быть каким-либо естественным языком. Это, скорее всего, результат деятельности фальсификатора, не слишком разбирающегося в структуре древнеславянских наречий и говоров. Некоторые особенности фонетики и морфологии текста (к примеру, отвердение шипящих) явно относятся к более поздним языковым процессам.

Есть и другие странности. Имена индоиранских богов представлены в их современной форме (в славянских языках Индра, например, выглядел бы как Ядръ, Сурья - как Сыль и т.п.). В текстах используются историко-географические термины, возникшие в более позднее время (это можно проверить по книгам греческих или восточных авторов).

То есть языковая экспертиза подтверждает выводы о фальсификации: тот, кто делал «Велесову книгу», целенаправленно ставил задачу создания эффекта малопонятной древности. Он произвольно добавлял или удалял окончания, выбрасывал и заменял гласные, а также производил фонетические замены по образцу польских, чешских и сербских слов, причём в значительной части случаев - с ошибками.

Автора!

Естественно, возникает вопрос: кто же мог оказаться создателем данной фальсификации?

Сам полковник Али Изенбек? Но он, как известно, был совершенно не заинтересован в опубликовании текстов, более того - не желал, чтобы их вообще выносили из дома. Да и способен ли не имеющий филологической подготовки боевой офицер придумать новый язык и написать произведение на высоком уровне народного эпоса?

Л.П. Жуковская связывает подделку с именем собирателя и фальсификатора славянских древностей А.И. Сулакадзева, жившего в начале XIX века (1771-1829 годы), знаменитого коллекционера рукописей и исторических документов, известного многочисленными фальшивками.

В каталоге своего собрания рукописей Сулакадзев упоминает некое «Сочинение на 45 буковых досках Ягипа, Гана, смерда IX века». Правда, «Велесова книга» состоит из меньшего числа дощечек, но время в обоих случаях совпадает. Известно, что после смерти коллекционера вдова распродала коллекцию поддельных рукописей по бросовым ценам.

Большинство учёных (О.В. Творогов, А.А. Алексеев и др.) сходятся во мнении, что текст «Велесовой книги» подделан самим Ю.П. Миролюбовым в 1950-е годы - тем более что он был единственным, кто якобы видел вышеупомянутые дощечки. И он-то как раз использовал рукопись и для денег, и для признания собственной славы.

А если не подделка?

Сторонники подлинности «Книги Велеса» (Б.И. Яценко, Ю.К. Бегунов и др.) утверждают, что она писалась несколькими авторами на протяжении от двух до пяти веков - и была завершена в Киеве примерно в 880 году (до завоевания города Олегом, о котором в книге ничего не говорится).

Эти учёные считают, что по своему значению дощечки не только сравнимы с известной летописью «Повесть временных лет», но и превосходят её. Ведь «Велесова книга» излагает события с начала I тысячелетия до нашей эры. Таким образом, русская история становится богаче примерно на 1500 лет!

Любой исследователь рукописей знает, что почти все они дошли до нас в более поздних копиях и отражают языковые наслоения времен переписывания. Та же «Повесть временных лет» существует в списке XIV века - и также содержит некоторые лингвистические изменения этого временного периода. И «Книгу Велеса» не следует оценивать только в языковом контексте IX века.

Главное это то, что она даёт учёным возможность проследить раннюю историю русского народа. И если будет доказана подлинность дощечек, эта история поднимется на новый, более высокий уровень.
Юрий Шутилин
http://proza.ru/2019/12/20/2023

Рукописи интересовали Гиммлера и Розенберга.
«Влесовы дощечки» представляли собой потемневшие от времени деревянные странички размером 38 на 32 см, толщиной по полсантиметра, скреплённые, как отрывной календарь. Края были неровными, текст нацарапан чем-то острым с одной стороны.
Текст был написан на неизвестной разновидности древнеславянского языка, без точек, без разделения на слова, да и сами знаки во многом являлись загадкой. Любопытно, что так были устроены книги в Древней Индии и некоторые до настоящего времени – в Тибете.

Шумеры царапали заострёнными палочками на глиняных табличках задолго до возникновения Израиля. Потоп живописуется в шумерских, вавилонских, финикийских, индусских, китайских, индийских и прочих легендах. Безусловно, такой факт был в древнейшей истории Земли. Чем был он вызван? Никто толком не знает. Был, и всё!
На глиняных халдейских табличках XXI века до н.э. записано сказание о Гильгамеше, о том, что ассириец Унтапештим спас на ковчеге всю свою семью, свой род и животных. Ной – только свою семью и животных. Полностью совпадают строительство корабля, злоключения и так далее, разница только в деталях и сроках.
И так далее. Есть ещё один спаситель рода человеческого и всего живого на Земле – строитель вавилонского ковчега Консутроса.

А может быть, миф о Потопе ко всем пересказчикам пришёл из одного источника? Где-то ведь должен быть ключ, из которого однажды вытекла студёная река, разлившаяся по Земле? Причём первые сведения, как ни странно, совпадают со временем исхода ариев из Аркаима. Одно накладывается на другое.
«Влесова книга» претендует на то, чтобы быть связующим звеном между Потопом и появлением, так сказать, фиксированной истории. Но как этому верить в связи с вышесказанным? «Никуда больше не пойдём, а станем любить и беречь эту страну – Русь!». Выходит, что книга отодвигает границу истории Руси на тысячелетия? Значит, Рюрики были приглашены на службу в земли, где существовали высокая культура, письменность, вера, более древняя, чем христианство?
М.И. Демиденко

В славянской мифологии Велес это покровитель магов, пророков, учителей, мудрецов и поэтов, а так же охотников, скотоводов и животноводов. В буквальном смысле «ВЕЛЕ-С» – Великий Свет (как источник жизни), Ипостась Воли Рода в лике Творца Волшбы (ибо Род воплощает собой Земную Жизнь).


На скалистом острове Рюген, в Русских легендах известном как остров Буян, находящемся у южного побережья Балтийского (Варяжского) моря, располагались ещё два могущественных по тому времени Славянских города - Ретра и Аркона. Островитяне на протяжение веков успешно боролись с немцами и датчанами, отбиваясь от христианизации, ибо Рюгеновские храмы (от Славянского «храны» - хранилища (были посвещены Всевышнему Богу - Сварогу и Сварожичам - Богам Солнца, Света и Огня. Сварожичи носили разные имена: Хорс, Дажьбог, Свентовит, Радегаст, Белбог, Перун, но представляли, в сущности, одну светоносную силу - Единого Всевышнего Бога. Особенно прославились два храма, посвященные Радегасту (Рад гостю) и Свентовиту (Свету - победителю). Храм Радегаста в Ретре описан Дитмаром Мерзебургским и Адамом Бременским, а храм Свентовита в Арконе пространно описан Саксоном Грамматиком.

В борьбе с немцами и датчанами в XI веке Ретра ослабела, а Аркона возвысилась, особенно при короле Курко (1066-1105), когда Аркона стал политическим и духовным центром всех островитян. Саксон Грамматик, датский летописец XII в., нарисовал следующую картину.
Посреди городской площади Арконы возвышался великолепный деревянный храм, искусно украшенный резьбой и лепниной. Внутри храма, увешанного до самого пола коврами, стояло большое, выше человеческого роста, мурти - скульптурное изображение Свентовита с четырьмя головами. В правой руке он держал рог, сделанный из различных металлов, наполненный вином, а левая рука упиралась в бок. Он был одет в длинные одежды, ниспадающие до бёдер, которые были составлены из различных пород деревьев и так искусно были соединены с коленами, что только при пристальном рассматривании можно было различить соединения; ступни находились наравне с землёй и опирались на скрытое под полом основание здания. Подле мурти лежали узда, седло и меч огромной величины с отличной серебряной отделкой. Скульптуру охраняла гвардия из трёхсот конных воинов и стольких же пеших стрелков. При мурти хранились большие сокровища и находился белый конь,за которым ухаживал жрец. Славяне считали, что на этом коне ездит в неурочное время сам Свентовит и сражается со своими неприятелями. Конь служил также для прорицаний. Рюгенцы верили, что через священного коня Свентовит выражает свою волю. Если конь, перешагивая через копья, поднимал прежде правую ногу, то считалось, что Свентовит благословляет на то или иное задуманное предприятие, например, начало военных действий. Если же конь ступал левой ногою, то предприятие откладывалось.
При храме хранились воинские знамена. Свентовит был покровителем искусства и торговли, и любой заезжий купец мог приступить к торгам, заплатив жрецам Свентовита определённую плату.
Жрецы храма обладали большими сокровищами и пользовались исключительным влиянием. Вся общественная власть находилась под их наблюдением, и никто не осмеливался предпринять ни одного шага, не испросив на то божественного благословения.
В честь Свентовита ежегодно совершался торжественный праздник. Вскоре после жатвы перед храмом собирались жители острова и приносили благодарственные жертвы.
...
На этом празднике пекли круглый сладкий необыкновенной величины пирог. Жрец ставил его между собой и народом и спрашивал, видят ли его присутствующие, и если ему отвечали, что видят, жрец говорил, что хотел бы, чтобы следующий год был так плодороден, чтобы его за пирогом совсем не было бы видно.
В заключение верховный жрец приветствовал народ именем Творца, убеждал всех ревностно приносить жертвы и обещал за это непреложную победу на суше и на море.
Богослужение завершалось свещенным пиром, на котором ели и пили без всякой меры, так как умеренность на этом пиру, по словам Саксона Грамматика, принималась за обиду божеству.
Для содержания храма каждый житель давал монету. Кроме того, храму выделялась третья часть военной добычи. Приносили дары Свентовиту и жители других Славянских земель. Так, например, король по имени Свенон преподнес мурти золотую чашу. Свентовиту предназначались и богатства, добытые на войне личной охраной мурти, и богатства эти, по свидетельству Саксона, были немалые.
Саксон Грамматик высказал предположение, что поклонение Светому Виту происходит от Свентовита. Это предположение поддерживал знаток Славянских древностей Шафарик. Слово «Вит» означает достоинство человеческой природы. Отсюда - витязь, витяжество (победа), Вития (красноречие, мудрость). Следовательно, Свентовит буквально означает «Свет-Победитель», а если учесть, что слово «Вит» имеет ещё одно значение - такое же, как и санскритское viti, означающее «Свет», то выходит «Свет-Светов», что напоминает известные словосочетания Светлым-Светло.

Дитмар Мерзебургский, как уже упоминалось, описал храм Радегаста в городе Ретре. В этом храме, по его свидетельству, стояли вооружённые Боги, исчерченные таинственными письменами. Посреди всех стояло главное мурти Радегаста, которого немецкий летописец прямо называет Сварожичем. Обряды, связанные с почитанием Радегаста-Сварожича, мало чем отличаются от Арконских. Здесь также хранились воинские знамёна, богатства и дары, и был Свещенный конь-прорицатель. Как и Арконцы, Ретари в затруднительных случаях прибегали к волхованию и жребию (от слова «жеребец»), выводя на круг свещенного коня и внимательно следили, как он пройдёт сквозь воткнутые в землю копья.
О красоте и великолепии Славянских храмов в те времена ходили по миру легенды. Одну из них поведал нам знаменитый арабский путешественник и писатель X века Абуль-Хасан Али ибн-Хусейн, известный как Аль-Масуди. В одном из своих сочинений под названием «Золотые луга» он описывает Славянские культовые сооружения, расположенные, как правило, на возвышенных местах среди живописной природы и отличающиеся как снаружи, так и изнутри необыкновенной красотой. Фасады Славянских храмов украшались резными образами, а внутренние стены - пурпурными коврами искусной работы. В храме хранилось много рогов, покрытых резьбою, золотая и серебряная утварь, жертвенные чаши, тарелки, ножи, колокола и прочее. Описывая храмы, Аль-Масуди сообщает:
«В Славянских краях были здания, почитаемые ими. Между другими было у них одно здание на горе, о которой писали философы, что она одна из самых высоких гор в мире. Об этом здании существует рассказ о качестве его постройки, о расположении разнородных его камней и различных их цветах, об отверстиях, сделанных в верхней его части, о том, что построено в этих отверстиях для наблюдения над восходом солнца, о положенных туда драгоценных камнях и знаках, отмеченных в нем, которые указывают на будущие события и предостерегают от происшествий пред их осуществлением, о раздающихся в верхней его части звуках и о том, что постигается при слушании этих звуков... Ещё другое здание имели они на горе, окружённое морским рукавом; оно было построено из красного коралла и зелёного смарагда. В его середине находится большой купол, под которым находится идол, коего члены сделаны из драгоценных камней четырёх родов: зеленого хризолита, красного яхонта, жёлтого сердолика и белого хрусталя; голова же его из червонного золота. Насупротив его находится другой идол в образе девицы, которая приносит ему жертвы и ладан» (Гаркави А.Я. «Сказания мусульманских писателей о Славянах и Русских». СПб, 1870).

https://vk.com/wall160604085_3060

С середины XIX века большое значение в науке стало придаваться археологическим открытиям. Археологические данные VI - XIII веков свидетельствуют о распространённости определённых типов капищ, идолов, сакральных предметов по всей восточнославянской территории, а , следовательно, можно полагать и стоящее за этим единство основ верований и обрядов.
Одно из самых ярких событий в этой области - обнаружение на Урале древнейшего протогородского комплекса Иранских, Арийских и Славянских племён - Аркаима.
Специалисты, изучившие планировку протогорода, утверждают, что его геометрия совершенна (См. - "Аркаим. Исследования. Поиски. Открытия."/под ред. Зданович Г.Б./. Челябинск, 1995).
Сохранность руин позволяет измерить с точностью до сантиметра и минуты дуги большинства деталей. Ключ к расшифровке и пониманию этих деталей, к тайне и замыслу строителей Аркаима дал Стоунхендж. Стоунхендж расположен на 51 градусе 11 минутах с.ш., Аркаим - на 52 градусе 39 минутах с.ш. Оба сооружения - геометрические круги, а радиус кольца лунок Стоунхенджа до сантиметра равен радиусу внутреннего кольца Аркаима. Точно совпадают и главные оси, и ряд более мелких деталей. Обсерваторным инструментарием Аркаима служат стена внутреннего круга и его горизонт , где до сих пор сохранилось не менее тридцати восьми геодезических и астрономических объектов.

...
Ещё один предрассудок о том, что Славяне - идолопоклонники. Славяне никогда не поклонялись идолам, вернее, вообще никому не поклонялись - они славили своих богов, потому и назывались Славянами. Идолы же - точнее - кумиры, были только вещественным отображением богов, почитаемых Славянами, как предков, или пращуров.
...
В древней Руси крепких спиртных напитков не было в принципе. Был квас, было несколько разновидностей питейного мёда - от безалкогольного до слабоалкогольного с душистыми добавками, была медовая сурья.

"Словарь славянских символов" (Издательский Дом "Бия". - 2009.), Алтайский край, город Бийск.
Станислав Свиридов


Рецензии