Истории о Матильде

                Предисловие.
Сколько- ж за свою жизнь всяких историй услышишь, о людях, о событиях. Иногда просто интересно, хотя и не во все верится. А иногда так зацепит рассказ, даже хочется, что б это с его героем действительно так и было, пусть в чем- то и сомневаешься.
Так случилось и с этими рассказами- легендами. Пока не узнал в подробностях и не проникся настоящим чувством близкого человека к героям, о которых будут несколько этих коротких историй, когда- то произошедших с ними в наших родных краях. Эти рассказы хранились в памяти бабушек и дедушек, участниками событий которых они стали в своем раннем детстве, потом пересказывали их дети, дети их детей. Что-то забывалось, что-то добавлялось.
Последний раз случаи из жизни известной балерины Матильды Кшесинской были услышаны автором от известного журналиста А.Л. Елецких, который сам их перенял от старожилов-земляков.

                Шалость любимого пса.
Эту тайну хранил старинный сундук, что стоял в углу избы. Окованный железными полосами с мудреным, таким же старинным замком, он берег память о молодости  сгорбленной бабы Вали. Когда- то здесь хранилось ее приданое. Что- то из него потом переходило в другие руки, на память или по наследству, что- то обновлялось. Но на самом дне неизменно продолжала лежать необычная для деревенской жительницы, вещица-  расшитая бисером, удивительная по красоте и изяществу, словно только что снятая с ноги,  сафьяновая балетная тапочка- «пуанта». Одна- единственная.
Когда в теплый июньский день содержимое сундука выкладывалось за двором на просушку и доходила очередь и до этой сиротки, тут- то и связывалось узелочками памяти время, и передаваясь любопытным младшим, продолжало свой путь в их уже жизни.
Баба Валя, кряхтя, усаживалась на нагретое солнцем бревно и в очередной раз начинала рассказывать. 
Несколько дней отдыха и деревенских развлечений для молодых влюбленных Андрея и Матильды, прибывших в очередной раз в Борковский замок, конечно же, были заранее оговорены. Андрей с друзьями рвался порыскать с ружьем наперевес по полям и оврагам на орловском рысаке. Энергичная непоседа Матильда, не желая скучать без дела, и боясь хоть чуть потерять форму, после недолгих прогулок по прилегающим окрестностям, уединялась и работала «у станка». Так выражаются балетные танцоры, говоря о разминке и гимнастических упражнениях. Для этого в одной из зал, по ее требованию, сразу же по приезду, были установлены огромные зеркала.
Присутствовать в зале во время работы «барыни» ни кому не полагалось. Единственным свидетелем удивительных занятий Матильды дозволялось быть ее любимому псу, шалуну-фокстерьеру. Хозяйке хотелось постоянно видеть его веселость и игривость, что не давало ей скучать и помогало в работе.
Ближе к полудню, устав от множества своих «па» и «фуэтэ», барыня шла отвлечься и отдохнуть. Потом возвращались охотники, обветренные и разгоряченные, полные впечатлений о событиях на охоте, рассказывали занятные истории, раскладывали трофеи.
Теперь Матильде не приходилось скучать- она забывалась в компании любимого мужчины- с ним все было необыкновенно интересно. Не скучал и фокстерьер, кувыркаясь меж длинноногих уставших, но снисходительных к нему борзых и легавых.
И только теплый сентябрьский вечер всех успокаивал, предлагая подвести итоги нынешнего дня и распланировать день завтрашний.
Наутро же, когда отдохнувшая Матильда вернулась в залу продолжить работу, была немало удивлена, не найдя на привычном месте одной своей пуанты. У ног виновато вертелся любимый песик- шалун. Всем своим видом показывая, что он здесь, как бы, совсем ни при чем. Но все и так стало ясно.
Длительные поиски во дворе и в здании замка вызванными  работниками ни к чему не привели. Удрученной Матильде пришлось воспользоваться пуантами запасными, благо, уезжая из Питера, она, все таки их расчетливо прихватила в дорогу.
Покидая замок, она уже не помнила о потере. А спустя какое то время, девка- работница, проходя по аллее парка, под горкой опавших листьев заметила необычный предмет…
Возвращать его было уже не кому и незадачливая пуанта на долго улеглась на дно сундука.

                Неудачная охота.
Напрямую же, с событиями на охоте, связана и вот эта история.
 Известно, охотничье занятие дело рисковое и азартное, что игра в карты. Однако, заманчивые рассказы возвращавшихся охотников, будили воображение романтичной Матильды. Музыка ветра и топота копыт в ошеломляющей погоне, выстрелы и возбужденный близостью добычи, дикий лай оравы гончих псов, все это ей хотелось испытать самой. Увидеть, услышать и почувствовать. И как же упустить эту возможность, если она так близко. Тем более, рядом с такими прекрасными, опекающими во всех мелочах, мужчинами.
Правда, не хватает опыта скачек по пересеченной местности, но, как считала она, это дело наживное. К тому же, в гостях у них в эти дни присутствовали князья Ольденбургские, и Матильда вместе с княгиней, тем более не чувствуя себя одинокой в обществе мужчин, ожидала от этой охоты только положительного заряда.
И хотя утро было хмурое, настроение это охотникам не испортило. Мужчины обсудив план предстоящей охоты и распределив обязанности рассыпались по округе.
Женщины же неспеша трусили в сторону небольшого леска, весело делясь впечатлениями от забавной, как им казалось, прогулки.
Но вот вдалеке возник нарастающий лай псов, видно собаки взяли след, и пошел гон. Лошади, что были под дамами, приученные к правилам охоты, поняли это как сигнал к погоне. Удержать их теперь ни что не могло, кроме опытной руки. Только вот, в самый разгар охоты, эти руки держали пальцы на спусковых крючках ружей, а их обладатели, забыв обо всем на свете, помнили только о прицеле и мельтешащей точке рядом с «мушкой» ружья. Таковы требования этого сугубо мужского дела.
Дамы, поняв безуспешность попыток призвать своих мужчин на помощь, пытались сами справиться с ошалевшими лошадьми. Через какое то время, наконец, у них это получилось. Только когда лошади после разгоряченной гонки приостановились и Матильда осмотрела себя, то не увидела на руке браслет, «подарок Мале от Николя» (Матильде от Николая- 2). Не трудно представить себе состояние Матильды на тот момент, поскольку этим подарком царя она, конечно же, очень дорожила.
О дальнейшей охоте уже не было речи. Тут же были организованы поиски пропавшего браслета. Однако, потратив остаток дня на поиски, уставшие и огорченные, охотники в замок возвратились ни с чем.
Почти сразу же было объявлено по округе о потере ценного подарка. За находку и возврат его назначалась огромная по тем временам сумма. Получить названную сумму желали многие, только тогда везение не улыбнулось никому.
Потом были революционные события, где, как известно, Матильда потеряла на много больше своих драгоценностей, чем этот браслет, в том числе и самого покровителя Николая-2.
Но пастушку, что пас стадо в этих местах уже после Великой Отечественной войны все таки повезло. На перепаханном снарядами бугру, у самой опушки леса ковырнул кнутовищем из пожухлой травы непонятный предмет серебристого цвета. И вот она лежит у него, тяжеленькая, на заскорузлой ладони. Вещица из белого металла, украшенная цветными камушками, о чем рассказывали старики ему еще в детстве. Та, что будоражила голову не одному искателю, желающему в один миг несказанно разбогатеть. Только время было не подходящее для таких находок. Пастух рассудил трезво- спрячу до лучших времен. К худшему ли, к лучшему, времена изменились. Только воды тоже утекло много за это время.
Говорили, что видели когда- то этот браслет, правда уже без двух камешков, а иные приписывали ему необычайную способность- всегда быть теплым, словно сохранять тепло руки Матильды.
               
                Серебряная чаша.
От Борок до Захаровки всего то несколько верст. Езды на лошадях меньше часа. Дорога то падает в лощину, то лезет на бугор, а где- то ползет мимо тощего леска. Взобравшись на очередную возвышенность, лошади мимо леса идут шагом. Матильде не часто приходилось бывать в этих местах и  потому они ей не успели надоесть. Хотя вообщем-  то эта поездка мало отличалась от предыдущей. Но ей приятно было ехать с любимым человеком, слушать его затейливые рассказы и рассматривать уходящие назад кусты и деревья. Вдруг Андрей показал рукой на небольшую полянку:
-Смотри туда…
На невысоком пне то делала стойку, то снова опускалась на четвереньки небольшая белка. Попросили кучера остановиться. Белка ни сколько не испугалась. Матильда тут же соскочила с коляски и осторожно пошла к полянке. К ее несказанному удивлению белка и не попыталась убежать . Только движения ее были до странного вялы и не спешны.
-Больная- определил сзади подошедший кучер.
Расстроенной сердобольной Матильде захотелось хоть чем-то помочь зверьку. Вернувшись к коляске вспомнила, в дорожном ящике, на запятках есть и вода и ковшик, надо белку напоить. Андрей не стал перечить прихотям возлюбленной, тем более навстречу приближался солидный дилижанс и оттуда уже приветствуя, размахивал рукой старый знакомый.
Матильда тоже обрадовалась этой неожиданной встрече- пусть пообщаются, не мешая общаться ей с белкой.
Воду она нашла на прежнем месте, а вот вместо привычного ковшика, в коробке, обтянутой ярким бархатом лежала серебряная чаша. Не раздумывая, Матильда отлила в чашу воды и осторожно поднеся, поставила ее на пенек. Ей очень хотелось увидеть как белка будет пить. Может это и в самом деле поможет бедняге. Только не дали ей долго общаться - сзади позвали. У дилижанса стояла пышная красавица широко улыбаясь и раскинув в ожидании руки- соседка князя Андрея по имению. Несколько огорченной Матильде пришлось вернуться .
Привычные светские разговоры- восхищения талантом, приглашение в гости, обещания самим побывать в гостях. Расцеловались, уселись по коляскам и отдохнувшие лошади с места перешли на рысь.
О серебряной чаше вспомнили уже по прибытию в Захаровку. Тут же отправили за ковшом кучера. Вернулся тот назад- лукаво жмет плечами, дескать, всю поляну изъелозил, ни чего не нашел.
Больше всех переживал утрату управляющий имения:
-Лучше б тот старый ковш положил.
Ходили о нем разговоры, что чашу ему, эту отписали в Воронежском ордене колдунов, куда он отсылал большие пожертвования. А сам он, будучи тайным поклонником Матильды, и веря в необычные, магические свойства  чаши имел свои,, тайные виды на красавицу- балерину. К сожалению, последствия влияния этой чаши и ее дальнейшее местонахождение остались неизвестными.

 

                Конфетка с секретом.
На дощатой перегородке старинной уютной избы в больших рамах за стеклом множество фотографий. В нижнем уголке два выцветших до коричневого цвета изображения. То, что покрупнее, явно, фотография на картонной подложке с изображением достаточно крупной крестьянской семьи. Гордое, слегка щеголеватое лицо еще не старого отца семейства с буденовскими усами, умное, смиренное в беленьком платке- матери и внимательные до озорства, а то и напуганные множество детских глаз.
Тот листок, что поменьше, несколько выпадает из общей массы и по теме и по стилю. Кажется даже странноватым, зачем здесь, среди строгих памятных семейных реликвий оказалась фотооткрытка начала прошлого века, с изображением танцующей балерины. Читателю почти все станет ясно, когда узнает, что домик этот стоит на одной из улиц Борок, а танцующая дама- ни кто другая, как прима- балерина Мариинского императорского театра легендарная Матильда Кшесинская.
Но, какая может быть связь между ней и теми, чьи фотографии находятся рядом с ее? Побродив по сельским улицам Борок- старинного русского села и сегодня можно найти старожилов, которые не мало расскажут о приезде князя с барыней в замок, хотя с той поры прошло немало лет. В рассказе многое из деталей могут упустить, но почти все вспомнят о том, как веселая и добродушная барыня одаривала деревенскую малышню «конфектами». Вот одной малолетней дамочке с той, старинной картонки по этой причине и выпало связать судьбу ее семьи с именем великой балерины.
Князь Андрей, зная об этой маленькой слабости своей возлюбленной- раздавать крестьянам и их детям конфеты, вручая очередной подарок, предупредил Матильду, что б конфеты на этот раз достались только ей. Но, посчитав это замечание как очередную шутку, и не приняв ее во внимание, «барыня» по привычке раскрыла коробку при встрече с очередной толпой ребятни.
  Каковы же были сначала обида, а затем сменившее ее удивление той самой малолетней дамочки, когда она прибежав домой со «сладким» подарком стала разворачивать обертку, а под ней оказались еще несколько таких же, и вдруг из последней бумажки выскользнул и упал на пол сияющий резной перстенек.
Вошедший в избу вслед за обрадованной дочерью отец перехватил оброненную побрякушку, но разогнувшись, обмер…
-Где ты это взяла?
-Барыня подарила…
На грубой ладони простого крестьянина красовался золотой узорчатый перстень с бриллиантом.
Что сюрприза для любимой не получилось,  князь Андрей понял лишь в вагоне поезда, на обратном пути в Питер. Поогорчались, поохали, на том дело и закончилось.
Красавец- перстенек же пролежал за божничкой несколько лет. Но, к несчастью, в одно из засушливых лет случился мор. Двор хозяина, как и у половины села остался без скотины. Тут- то и вспомнили о подарке барыни. Придя пешком в Елец, хозяин семейства обратился к знакомому купцу. Денег бы за перстень хватило на табун, но мужик , видно экономный был, купил на первый случай пока одну конягу. Только подзабыл в одночасье разбогатевший бедняга, что Елец- всем ворам отец. Возьми да и зайди по оплошности в кабак. Вышел из него обобранный до нитки. Хорошо, что хоть купленную лошадь не увели. Да дома были рады и этому подарку. С тех пор и висят на стене две фотографии рядом.

       А. В. Колесник


Рецензии