Амира конец сказки

*The English text is at the end

Раньше я не увлекался исполнителями: мне важна была сама музыка. Амира Виллигхаген первая певица, которую я начал слушать ради неё самой, а не ради музыки, которую она исполняет. Я люблю саму Амиру - больше, чем то, что она исполняет.
Может быть, дело в моём опыте. Я педагог и знаю сотни несчастных детей. Которых никто не любил, которые были никому не нужны. Среди них были талантливые люди, в каком-то смысле не менее талантливые, чем Амира.
Судьба Амиры контрастна их судьбам. Её детство - это какая-то сказка. Любящие родители, любимый старший брат. Полное эмоциональное благополучие. И в 7 лет - В СЕМЬ ЛЕТ! - найденное любимое дело!
Её мама и папа - музыканты-любители, брат тоже учился играть на скрипке. В семье все обожали музыку, она отовсюду звучала, о ней постоянно говорили.
А Амиру не учили музыке.
Никто тогда ещё не догадывался, что у этой девочки на редкость сильный характер. На вид этого никак нельзя было сказать.
Как-то они с братом, Винсентом, решили, что на школьном концерте могли бы выступить вдвоём. Он будет играть, она петь. Амира стала слушать в Интернет разные музыкальные композиции, выбирая что-то, что бы ей понравилось. Оказалось, что ей больше всего нравились классические оперные арии. Особенно - "Нессан Дорма" Пуччини в исполнении Лючано Паваротти.
И так она начала петь. Она сначала стеснялась и пела в своей комнате. Для разучивания арий она использовала записи в Ю-Тьюб.
Мама удивилась, когда услышала её пение. У Амиры оказалось оперное сопрано.
Её увлечение поддержали. Взяли учителя по вокалу.
И она стала выступать, обычно с мамой и братом, в своём городе.
А потом, в 9 лет, приняла участие в конкурсе начинающих исполнителей "Холландс год талант" ("Голландские молодые таланты"). В этом конкурсе, кажется, есть ограничение по возрасту, но принимают в нём участие и взрослые. Амира выиграла конкурс, в 9 лет.
А вскоре известный голландский скрипач, дирижёр и шоумен Андре Рьё пригласил её выступать вместе с его оркестром (он называется Оркестр Иоганна Штрауса).
И с тех пор - с 9 лет - Амира популярная певица.
На конкурсе она исполнила сначала арию "О мио баббино каро" из оперы "Джанни Сакки" всё того же Пуччини. Эту арию до Амиры исполняли исключительно монстры оперного пения, вроде Монтсеррат Кабалье, Марии Каллас, Елены Образцовой и т.п. Когда Амира сообщила жюри (это был 1 тур: её видели впервые), что именно собирается петь, у председателя жюри, что называется, отвисла челюсть - он даже переспросил её, как будто не расслышал.
Потом, во 2-м туре, она пела "Аве Мария" Баха-Гуно, а добила всех в 3-м туре той самой "Нессан Дорма" из "Турандот", которую впервые услышала в исполнении Лючано Паваротти.
Как это стало возможным? Амира очень любит петь: это действительно её любимое дело, её призвание. Пение позволило ей приобщиться к семейному увлечению, и этим привлекало её с самого начала. Она заразилась любовью к музыке от родителей.
Она очень психологически устойчивая. Открытая, весёлая и уверенная в себе. Потому что счастливая. Она не боялась сцены, хотя, конечно, волновалась.
И у неё был невероятный голос. Потом я объясню, почему говорю "был".
Нежный-нежный, как лепесток розы, и в то же время сильный, мощный, как ураган. Действительно настоящий оперный голос.
Великолепный слух. Она очень работоспособная, уже в 12-13 лет пела на всех возможных языках (итальянском, латыни и пр., которых не знает, конечно).

Мои любимые её записи - "Нелла Фантазия" Эннио Морриконе (это запись 2016 г. или 2017 г., Амире было 12 или 13 лет: она родилась в 2004 г.) и "Аве Мария" Вавилова (которую иногда называют "Аве Марией" Каччини, хотя Каччини тут ни при чём, но Вавилов выдавал эту вещь за произведение Каччини).
В 12 лет она спела дуэтом с известным итальянским певцом Патрицио Буэнне "О соле мио" - и спела не хуже него.
Счастливая любящая семья. Любимое дело. Успех. Концерты по всему миру. Знакомство с выдающимися музыкантами, которые целовали ей руки, говорили о ней "Белиссимо!" и пр.
Какое детство! Она его заслужила, но сколько талантливых детей, которые никому не нужны. Их тысячи.
Но вот оно кончилось. Сейчас Амире 19 лет.

Не она первая прославилась в детском возрасте. Классический пример - Робертино (Роберто, на самом деле) Лоретти. В 14-15 лет он кумир, у него чуть не каждый день концерт, его пластинки слушает весь мир. Но потом дискант - очень редкий высокий голос, который почти не встречается у мужчин, - сменился обычным баритоном.
Робертино всё так же любил петь. Но слушать его уже никто не хотел.
Мы не знаем точно, как он это пережил. Он тоже сильный человек, с характером, с чувством собственного достоинства. Он никогда не ныл, не жаловался.
Но мы не знаем, что было у него в душе, - и что есть: он ведь жив и сейчас.
И вот у Амиры наступает этот переход.
Того удивительного прежнего серебряного сопрано - уже нет. Голос у неё уже обычный, намного лучше, чем у подавляющего большинства людей, даже профессиональных певцов, - но далеко не прежний. Исчезли и та детская нежность голоса, и прежняя сила.
На последней записи, какую мне удалось найти, Амира выступает в каком-то зальчике, типа актового зала школы, на голой сцене, где стоит только фортепиано - в Бергене, в Норвегии. И поёт уже далеко не так, совсем не так, как раньше.
Раньше были огромные, как стадионы, залы, великолепное исполнение, блестящий успех - зрители хлопали стоя, когда она кончала петь.
Всё это кончается или уже кончилось.
Сама Амира тоже изменилась. У неё от природы обычная внешность, очень типичная для её народа. Но в детстве она была неотразимо обаятельной.
Однако мама её напоминает бегемота. И у Амиры, видимо, тоже склонность к полноте. И она постепенно становится другой.
У неё по-прежнему всегда ровное хорошее настроение. Но того обаяния нет, оно ушло, как и прежний голос.
Из-за того, что уже нет её поразительного голоса, стали очевидны некоторые другие и прежде присущие ей особенности. Амира всегда очень добросовестно и старательно заучивала исполняемые музыкальные композиции, а слух у неё прекрасный.  Идеально  всё воспроизводила - но именно так, как её научили. Она не способна на оригинальную трактовку исполняемых произведений.
Ей нравилось петь, но она всё-таки не вносила в исполнение ничего нового. Да никто этого и не ждал. Ребёнок - и такой голос! Все её называли "ангелом, спустившимся на Землю".
Но Амира не ангел. Она человек.
И её детская сказка кончается. Или уже кончилась.
Впрочем, человеческая жизнь и не должна быть сказкой. Кроме репетиций и концертов, была ведь и другая жизнь у Амиры, но мы ничего о ней не знаем. Она тоже училась в школе, с кем-то дружила, с кем-то, может быть, и ссорилась. У ней есть молодой человек: кажется, уже давно.
Мы не знаем, как она будет внутри себя переживать изменения в своей жизни. То, что она уже больше не знаменитость.
Но человек может быть счастливым и без славы, без известности.
Только для слабого, ничтожного человека - это что-то вроде наркотика. И если он стал знаменитым, а потом утратил славу - он или уйдёт в запой, или покончит с собой.
Амире это не грозит. Как я уже писал, она психологически устойчивая, эмоционально благополучная и счастливая. Но гораздо более обыкновенная, чем о ней многие думали.
Её удивительное детство, я уверен, будет поддерживать её всю жизнь. Его свет, его тепло она будет ощущать даже в старости. Но жить будет иначе, не так, как в детстве.
Наверное, мы ничего о ней не узнаем. Но я верю, что она сможет быть не менее счастлива в своей взрослой жизни - без славы и успеха - чем была счастлива в детстве, в своей детской сказке.
Не менее - но по-другому.
Пусть это не будет сказкой, а обычной человеческой жизнью. У неё есть всё, чтобы сделать её осмысленной и счастливой.


*Верхнее фото: Амира в 9 лет. Нижнее фото: во время исполнения "Нелла Фантазия", 12 или 13 лет.

Amira. The end of the fairy tale

I wasn't interested in performers before: the music itself was important to me. Amira Villighagen is the first singer I started listening to for her own sake, and not for the music she performs. I love Amira herself - more than what she performs. Maybe it's my experience. I am a teacher and I know hundreds of unhappy children. Whom no one loved, who were not needed by anyone. There were talented people among them, in a sense no less talented than Amira. Amira's fate contrasts with their fates. Her childhood is some kind of fairy tale. Loving parents, beloved older brother. Complete emotional well-being. And at the age of 7 - AT the AGE of SEVEN! - found a favorite thing! Her mom and dad are amateur musicians, her brother also learned to play the violin. Everyone in the family adored music, it sounded everywhere, they were constantly talking about it. And Amir was not taught music. No one knew then that this girl had an extremely strong character. There was no way to tell from the look of it.

Somehow, he and his brother, Vincent, decided that they could perform together at a school concert. He will play, she will sing. Amira began to listen to various musical compositions on the Internet, choosing something that she would like. It turned out that she liked classical opera arias the most. Especially Puccini's "Nessan Dorma" performed by Luciano Pavarotti. And so she began to sing. She was shy at first and sang in her room. To learn arias, she used recordings in YouTube. Mom was surprised when she heard her singing. Amira turned out to have an operatic soprano. Her passion was supported. They took a vocal teacher. And she began to perform, usually with her mother and brother, in her city. And then, at the age of 9, she took part in the competition of novice performers "Hollands year talent" ("Dutch young talents"). There seems to be an age limit in this competition, but adults also take part in it. Amira won the contest at the age of 9.

And soon the famous violinist, conductor and showman Andre Rieu invited her to perform with his orchestra (it is called the Johann Strauss Orchestra). And since then - since the age of 9 - Amira is a popular singer. At the competition, she first performed the aria "O mio babbino caro" from the opera "Gianni Sacchi" by the same Puccini. This aria before Amira was performed exclusively by monsters of opera singing, like Montserrat Caballe, Maria Callas, Elena Obraztsova, etc. When Amira told the jury (it was round 1: she was seen for the first time) what exactly she was going to sing, the chairman of the jury, as they say, dropped his jaw - he even asked her again, as if he hadn't heard. Then, in the 2nd round, she sang "Ave Maria" by Bach-Gounod, and finished off everyone in the 3rd round with the very "Nessan Dorma" from "Troubadour", which she first heard performed by Luciano Pavarotti. How did this become possible? Amira loves to sing very much: this is really her favorite thing, her vocation. Singing allowed her to join the family hobby, and this attracted her from the very beginning.


My favorite of her recordings is "Nella Fantasia" by Ennio Morricone (this is a 2016 or 2017 recording, Amira was 12 or 13 years old: she was born in 2004) and "Ave Maria" by Vavilov (which is sometimes called "Ave Maria" by Caccini, although Caccini had nothing to do with it, but Vavilov passed this thing off as a work by Caccini). At the age of 12, she sang a duet with the famous Italian singer Patrizio Buenne "O sole mio" - and sang no worse than him. Happy loving family. My favorite thing. Success. Concerts all over the world. Acquaintance with outstanding musicians who kissed her hands, said about her "Belissimo!" etc . What a childhood! She deserved it, but how many talented children that no one needs. There are thousands of them. But now it's over. Amira is now 19 years old.


She was not the first to become famous as a child. A classic example is Robertino (Roberto, actually) Loretti. At the age of 14-15, he is an idol, he has a concert almost every day, the whole world listens to his records. But then the treble - a very rare high-pitched voice that is almost not found in men - was replaced by an ordinary baritone. Robertino still loved to sing. But no one wanted to listen to him anymore. We don't know exactly how he survived it. He is also a strong man, with character, with a sense of self-worth. He never whined, never complained. But we do not know what was in his soul - and what is: he is still alive now. And now Amira has this transition. That amazing former silver soprano is no longer there. Her voice is already ordinary, much better than that of the vast majority of people, even professional singers - but far from the same. Both the childish tenderness of the voice and the former strength have disappeared.


On the last recording I was able to find, Amira performs in some kind of hall, like the assembly hall of the school, on a bare stage, where there is only a piano - in Bergen, in Norway. And she sings far from the same, not at all the same as before. There used to be huge halls like stadiums, a great performance, a brilliant success - the audience clapped standing up when she finished singing. It's all coming to an end, or it's already over. Amira herself has also changed. She has a naturally ordinary appearance, very typical of her people. But as a child, she was irresistibly charming. However, her mother resembles a hippo. And Amira, apparently, also has a tendency to fatness. And she gradually becomes different. She still always has an even good mood. But that charm is gone, it's gone, just like the old voice.

Due to the fact that her amazing voice is no longer there, some other and previously inherent features have become apparent. Amira has always very conscientiously and diligently memorized the musical compositions performed, and her hearing is excellent. She reproduced everything perfectly - but exactly as she was taught. She is not capable of an original interpretation of the performed works. She liked to sing, but she still didn't bring anything new to the performance. No one expected it. A child-and such a voice! Everyone called her "the angel who descended to Earth." But Amira is not an angel. She's human. And her children's fairy tale ends. Or it's already over.


However, human life should not be a fairy tale. Besides rehearsals and concerts, Amira had another life, but we don't know anything about her. She also went to school, was friends with someone, maybe quarreled with someone. She has a young man: it seems a long time ago. We do not know how she will experience changes in her life inside herself. The fact that she is no longer a celebrity. But a person can be happy without fame, without fame. Only for a weak, insignificant person - it's something like a drug. And if he became famous and then lost his fame, he will either go on a binge or commit suicide. Amira is not in danger. As I have already written, she is psychologically stable, emotionally prosperous and happy. But much more ordinary than many people thought about it. Her amazing childhood, I am sure, will support her all her life. His light, his warmth, she will feel even in old age. But life will be different, not like in childhood. We probably won't know anything about her.

But I believe that she can be no less happy in her adult life - without fame and success - than she was happy in her childhood, in her children's fairy tale. No less - but in a different way. Let it not be a fairy tale, but an ordinary human life. She has everything to make her meaningful and happy.


Рецензии