В царствование Всероссийскаго Императора

Восхождение 1829. В царствование Всероссийскаго Императора
Плитный вопрос.
Часть вторая


    Карачаевцы и Балкарцы, коренные жители Кавказа «навечно высланы» в 1943, 1944 гг., соответственно, в Казахстан и Среднюю Азию, без права возвращения. Их история и их земля начинает обретать новых хозяев. Идет переписывание их истории и культуры. Одним из таких фактов, который мы исследуем, как миф, созданный после выселения карачаевцев и балкарцев, это миф первовосходителя «кабардинца Киллара» на гору Эльборус в 1829 году.
    Достаточно указать на одну погрешность,  о которой мы скажем ниже и принятую во второй половине 50-х годов XX века, как идеологический ориентир в вопросе создания мифа, как истинной истории о восхождении на гору Эльборус в 1829 г., кабардинца Киллара, отмашка которой берет с публикации во Всесоюзном журнале «Огонек», К. Толстова: « Восхождение на Эльбрус». Огонек  №3, 1950 г.
   В 1951 г. выходит книга – очерков Ильи Трескова «В послевоенной Кабарде», где в очерке «Светильник жизни» карачаевец Киляр восходивший со своим князем, карачаевцем Магометом Дудовым и Эмилем Ленцем на Эльборус предстанет «кабардинцем Килларом». Киляру в это время создана история, по которой он родом из кабардинского поселения Кучмазукино. Потом, новые обстоятельства продиктуют новые версии и идеи, что «кабардинец  Киллар» с поселения «Вольный Аул», которое на самом деле, фактически, как аул Вольный появится в 1912 году.
 Кабардинское руководство не учло одно обстоятельство, что насильственно высланные из родных земель жившие под отрогами Кавказского хребта Беш Тау – Пяти Гор, куда  входил могучий Эльбрус, карачаевцы и балкарцы в скором времени будут возвращены на свою родную землю. Нужны были меры, которые бы закрепили  версии  о «кабардинских героях». В нашем исследовании мы коснемся только лишь исторических мифов созданных в отношении карачаевца Киляра, когда его история и его имя станут историей "кабардинца Киллара". В одно и то же время рождаются две версии и две истории: «Плита о восхождении на Эльбрус» от 1829 года и «Прошение от детей кабардинского Киллара»  от 1870 г. У каждой из этих версий своя история, свои курьезы, свои ошибки в создании мифа «первовосходителя кабардинца Киллара».
     Необходимо отметить те обстоятельства, что в пятидесятые годы идеологическая составляющая, что «царское самодержавие» было оплотом угнетения рабочего класса и крестьянства России, с которым неустанно необходимо было бороться.
    Советский народ, выигравший в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., жил  лозунгами: «Великая Страна СССР – Наша Родина; СССР, наша цель - социализм, наше будущее - коммунизм!»
Сам вождь Революции, Иосиф Сталин писал: «Вредительство буржуазной интеллигенции есть одна из самых опасных форм сопротивления против развивающегося социализма. Вредительство тем более опасно, что оно связано с международным капиталом. Буржуазное вредительство есть несомненный показатель того, что капиталистические элементы далеко еще не сложили оружия, что они накопляют силы для новых выступлений против Советской власти. ("О правом уклоне в ВКП(б)" т.12 стр.14.)»
     В таких обстоятельствах кабардинские партийные функционеры и нарождающиеся первые научные кадры Кабарды для создания своих версий «кабардинца Киллара» искали формулировки, которые не навлекли бы на них гнев Партийного Контроля, восхвалением царских титулов и званий.

     И вот на плите, которой предстояло начертать «кабардинскую версию о Килларе, восходившего в 1829 году, впервые на вершину горы Эльборус» первое предложение явило нам великие мысли чудодейственной фальсификации русской истории великих  царей.

     Итак, на железной плите перед Кабардино-Балкарским Институтом Гуманитарных Исследований на «памятнике кабардинцу Киллару» красуется надпись: «ВЪ ЦАРСТВОВАНIИЕ ВСЕРОССIЙСКАГО  ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ I.»

     Сегодня изучая эти мифы, мы можем только сказать, до чего же доходит человеческая глупость и зависть, только чтобы отнять у другого народа их героя, его имя, его историю.
    Как же на самом деле правильно пишется титулы русских царей. И как она была бы написана в 1829 году?!

В официальных памятниках надпись о титулах царей и императоров соответствует официальным формулировкам и правилам написания.

    В нашем исследовании мы взяли за основу 1847 год, так как в этом году в Политической и Литературной Газете «Кавказ» издаваемой в Тифлисе.             В опубликованных номерах №№ 38 от 20 сентября, 39 от 27 сентября, 40 от 04 октября, 41 от 11 октября 1847 года, в статье «Три письма о Пятигорске» рассказывается о минеральных водах, о памятниках культуры и истории.
И здесь же отмечены  и  участники  восхождения 1829 г. на гору Эльборус  генерал Эммануель, упоминается архитектор Г. Бернардаци, который так же участвовал в этом восхождении. И ни одного слова о «чугунных или железных плитах» с именами Эммануеля, Бернардаци и других героев этого известного события. 
    В № 51 от 20 декабря газеты «Кавказ» на первой странице опубликован
«ВЫСОЧАЙШИЙ МАНИФЕСТ»: БОЖIЕЮ МИЛОСТIЮ
МЫ НИКОЛАЙ ПЕРВЫЙ.
ИМПЕРАТОР И САМОДЕРЖЕЦ ВСЕРОССIЙСКIЙ.»

В 1829 году на чугунной плите о восхождении на гору Эльборус по правилам следовало написать: «ВЪ ЦАРСТВОВАНIИЕ ИМПЕРАТОРА И САМОДЕРЖЦА ВСЕРОССIЙСКАГО  НИКОЛАЯ I.»

ИЛИ

 «НИКОЛАЮ 1 ИМПЕРАТОРУ ВСЕРОССIЙСКОМУ», как на
Памятнике  Николаю I,  установлен на Исаакиевской площади в Санкт-Петербурге. Расположен между Мариинским дворцом и Исаакиевским собором. Памятник начал строиться в 1856 году после смерти императора по проекту архитектора Огюста Монферрана и был открыт 25 июня (7 июля) 1859 года.

Титул имп. Николая I:

Божиею поспешествующею милостию, Мы, Николай Первый, Император и Самодержец Всероссийский, Московский, Киевский, Владимирский, Новгородский, Царь Казанский, Царь Астраханский, Царь Польский, Царь Сибирский, Царь Херсониса Таврического, Государь Псковский и Великий Князь Смоленский, Литовский, Волынский, Подольский и Финляндский, Князь Эстляндский, Лифляндский, Курляндский и Семигальский, Самогитский, Белостокский, Корельский, Тверский, Югорский, Пермский, Вятский. Болгарский и иных; Государь и Великий Князь Новагорода Низовския земли, Черниговский, Рязанский, Полоцкий, Ростовский, Ярославский, Белоозерский, Удорский, Обдорский, Кондийский, Витебский, Мстиславский и Государь Иверския, Карталинския, Грузинския и Кабардинския земли. Черкасских и Горских Князей и иных наследный Государь и Обладатель, Наследник Норвежский. Герцог Шлезвиг-Голстинский, Стормарнский, Дитмарсенский и Ольденбургский и прочая, и прочая, и прочая.

С учетом того, что «Император» пишется впереди «ВСЕРОССIЙСКАГО», то и следовало написать по правилам: ВЪ ЦАРСТВОВАНIИЕ ИМПЕРАТОРА  ВСЕРОССIЙСКАГО  НИКОЛАЯ I.»

Титул как формула именования

Титул, понимаемый как формула именования, фиксирует норму этически и ситуационно корректного публичного объявления данного лица или обращения к нему. Он состоит из одного или нескольких слов, которые должны быть поставлены перед фамилией человека или, реже, после неё. Обычно в титул включают официальные почётные и сословные звания, иногда также просто учёные звания и степени, указание высоких должностей.
Система титулов в царской России
В России до Петра I титулы имели только государи и потомки прежних удельных и владетельных князей. Иван III установил большой (с наименованием всех подвластных областей и употребляемый в дипломатических сношениях) и малый титулы. По мере расширения территории государства изменялся и титул:
Иван IV в 1547 году принял титул царя,
в 1721 году Сенат и Синод поднесли Петру I титул императора.
Сам Пётр I начал жаловать титулы графа и барона, а вместе с этим появились и соответствующие обращения: сиятельство и светлость. Последнее обращение в дальнейшем сохранилось лишь в некоторых княжеских родах (светлейшие князья).
При обращении к лицам императорской семьи следовало обратиться:

Ваше Императорское Величество» — к императору, императрице и вдовствующей императрице.


Но так, как надпись от якобы 1829 года и Прошение от 1870 г., писали в 50-е годы XX века, то и произошли многие ошибки несуразностей.
А пока, знакомьтесь с человеческой глупостью и тщеславием тех, кто хочет казаться впереди планеты всей. Текст на плите в честь «кабардинца Киллара» якобы первовосходителя начинается:
«ВЪ ЦАРСТВОВАНIИЕ ВСЕРОССIЙСКАГО  ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ I.»

И такие надписи, как подлог в исторические документы, нашпигованы в исследованиях от  XIX века, которые мы нашли и изучили. Рассказ о них впереди.

Продолжение следует.

Хадис Тетуев, историк, 10.06.2023 г.


Рецензии