Глава 491. Шуман. Рейнская симфония
Симфония №3 ми-бемоль мажор «Рейнская»
Чикагский симфонический оркестр
Джон Элиот Гардинер (дирижер)
sir Grey: Вот мне это исполнение нравится. А почему? На Бетховена потому что похоже.
Andrew_Popoff: Ну, я не слышал, как Бетховен дирижировал.
По музыке — я бы не сказал. У него предельно все сконцентрировано и рационально — всегда, кроме Девятой. А тут полное сумасшествие, снос крыши и разрыв аорты.
Но мне Гардинер тоже с Третьей нравится. Хотя любимый — Тосканини. Послушайте, рекомендую.
sir Grey: Мне самое начало напомнило. В этом исполнении. А во Второй Тосканини почему-то не произвел впечатления.
Andrew_Popoff: Вторую он хорошо исполняет, но в Третьей, конечно, сильнее. Там еще важный момент — Вторую надо обязательно играть с натуральными валторнами, а у Тосканини — хроматические, это не то, увы.
sir Grey: А это так важно? Я прочитал в Интернете, что в 30-х гг. уже были хроматические валторны. И, вроде, они просто удобнее. Не надо руки никуда засовывать.
Andrew_Popoff: Уже в 30-х — XIX века. Но Шуман писал для натуральных. Возможностей у хроматических больше, но звук не тот.
abyrvalg: Кстати, я где-то слышал, что у Баха есть произведения, написанные как бы для хроматических труб, хотя в то время все трубы, понятное дело, были только натуральные. А как музыканты того времени воспроизводили эти ноты на трубах?
Andrew_Popoff: А Вы можете сказать о каком сочинении речь? Тут еще надо учитывать, что валторна играет вплоть до шестнадцатого обертона, то есть, с седьмого и выше она, при помощи руки в раструбе, уже может сыграть всю хроматическую гамму, не используя вентилей. В процессе игры также можно менять строй натуральной валторны при помощи крон — в паузах, когда не надо играть.
abyrvalg: В «Рождественской оратории» №1, где-то в последних номерах, по-моему, где труба играет виртуозные пассажи.
Andrew_Popoff: Вы кларино имеете в виду? Это такая маленькая труба, ее еще баховской называют. Да, очень виртуозный инструмент. При помощи губ там можно слегка изменять строй, а кроме того, верхние обертоны позволяют играть полноценные гаммы.
sir Grey: В какой части послушать эти валторны, скажите, пожалуйста.
Andrew_Popoff: В самом начале, вступление первой части. У них там тема наподобие cantus firmus с интонацией квинты. У Арнонкура слушайте.
sir Grey: Послушал. Результат непредвиденный.
Во-первых, я впервые вслушался в эти валторны, и все заиграло другими красками. Вот так. Толкую, сужу. А сколько процентов оркестровой музыки я вообще слышу?
Во-вторых, исполнение Тосканини начало нравиться. И валторны у него нравятся больше, чем у Арнонкура. Но у Арнонкура я слышу, что с валторнами что-то непривычно для моего современного слуха. Как будто фальшивят.
Andrew_Popoff: На самом деле фальшивят не валторны, а оркестр, который играет в темперированном строе.
Но да, это Вы верно подметили. И звук у натуральных валторн отличается — больше похож на такой мягкий округлый тромбон — объемный, красивый. А вообще, натуральная валторна очень многое может сыграть. Послушайте хоть моцартовские концерты.
Свидетельство о публикации №223061001434