Федя-1. Счастье Феди-Странника

  Дорога постепенно сужалась, превращаясь в узенькую тропинку. Деревья по сторонам становились всё выше, и их кроны уже почти смыкались над головой Феди-Странника, который уже год бродил по белу свету, искал Страну Счастья.
  О Стране Счастья он вычитал в старинной книге, которую нашёл в Алмазном Городе.
  Когда Федя-Странник впервые попал в Алмазный Город, увидел он, что вокруг города нет ни полей хлебных, ни садов, ни огородов, ни один кузнец молотом не гремел, да и вообще никто ничего не делал. Все только на крылечках посиживали да всякие сладости поедали. А дома у каждого были как палаты царские - из белого камня... Только пылью всё покрыто.
  Обратился Федя-Странник к первому встречному:
 - Скажи-ка мне, добрый человек...
 - Нам уже ничего не надо... Вези, купец, назад свой товар. Мы на год вперёд всем запаслись, - прервал его горожанин, не дослушав.
 - Да не купец я... - начал было Федя говорить, но его опять прервали:
 - А не купец - так тем более нечего тебе у нас делать.
  Но Федя начал у каждого встречного выспрашивать что да как, и чтоб отвязаться от него, всё же рассказали ему историю.
  Оказалось, что ещё сотню лет назад здесь был городок, как городок. Но однажды начал один житель себе погреб копать, да и выкопал алмаз с куриное яйцо. Оказалось, что город на алмазной жиле стоит. И с тех пор начали горожане алмазами торговать. Всё что надо - и еду, и питьё - им купцы завозили. За один камушек можно было целый обоз со всякой снедью закуить. В конце концов горожане все ремёсла забросили, хлеб сеять перестали, даже читать-писать разучились.
  И забрал оттуда Федя-Странник целую повозку книг. Ему ещё маленький алмазик дали за то, что мусор из города вывез, - самим-то, мол, и не выбросить было. А среди тех книг оказалась "География чудных мест", в которой описывалась Страна Счастья: "Земля эта лежит за Медвежьим Логом, лесами великими на севере, где ни городов, ни сёл не видно. Но прежде, чем ступить в Страну Счастья, знай, что счастья оттуда не вынесешь: либо там навеки оставайся, либо со счастьем расстаться придётся".
  А Федю за то и прозвали Странником, что он если о чём знает, то не успокоится, пока своими глазами не посмотрит. Собрал он котомку свою и отправился на север. Год почти шёл, пока не вышел на прямую дорогу.
  А дорога уже совсем узенькой стала, и кроны дубов вековых над ней склонились, солнце загораживая. Только темнее почему-то не стало. Сама тропинка под ногами его светилась - чем дальше, тем светлее. И вдруг увидел он перед собой каменную стену, высоченную, выше самых высоких деревьев, и видно было, что построили её раньше, чем этот лес вырос. А тропинка вела дальше, сквозь открытые ворота. А перед воротами стоял старичок, опираясь на берёзовый посох, и глядел туда, куда тропинка вела. Подошёл к нему Федя-Странник сзади и тихо на ухо шепнул: "Кого ждёшь, дедуля?". Старик от испугу так и присел, да как закричит:
 - Ты чего почтенного человека пугаешь, бездельник!
 - А ты что тут стоишь? Почему дальше-то не идёшь? - спросил Федя.
 - А я тут сорок лет стою... Думаю всё: идти туда или назад вернуться. Туда-то многие прошли, а обратно никто не вышел, - сказал старичок.
 - Дак ты обратно иди, - посоветовал Федя.
 - Это как это - обратно!? - старичок аж руками замахал. - Зря, что ли, шёл! До счастья моего пять саженей осталось, а ты говоришь - обратно!
 - Ну тогда со мной пойдём, - предложил Федя.
 - Э-э, нет. Я подожду, пока оттуда выйдет кто-нибудь и всё, как есть, мне расскажет, а потом уж подумаю... - заговорил старичок, но Федя его слушать не стал, а прошёл в ворота, и даже назад не оглянулся.
  За стеною лес кончался: деревья-то остались, но не лес это уже был. Росли деревья ровными рядами, а все дорожки - выложены каменной плиткой, а трава вся - ровненько подстрижена. Под горой впереди увидел он несколько домов, больших да красивых, а на горе - дворец белокаменный с золочёною крышей.
  Подошёл Федя к первому дому, почтучался. Вышел оттуда толстяк в красном кафтане, поклонился гостю, насколько живот позволил. Поздоровались.
 - Ну как, - спросил Федя, - нашёл ты счастье своё?
 - Да нашёл-то нашёл... - ответил толстяк. - Я ж там, за стеной, нищим был, всё о богатстве мечтал. А тут у меня золота полный амбар. Только за ворота его вынести никак не могу - в пыль рассыпается золото моё за воротами. Вот и сижу тут, денежки свои пересчитываю. Как покажется мне, что мало их - так прибавляется. Здесь это дело - без обману.
  Подошёл Федя к соседнему дому. Вышел на его стук мужичок в княжеском кафтане, вся одежда - в камнях самоцветных да в золотом шитье. Познакомились, поговорили.
 - Нашёл счастье своё? - спросил Федя.
 - А ты зайди ко мне, - сказал мужичок.
  Зашёл Федя в дом и видит перед собой площадь огромную с толпой народа, и все кричат: "Слава государю нашему! Благодетелю!". Протиснулся сквозь толпу боярин, да как начал поклоны бить. Феде всё это тут же надоело, и толкнул он боярина слегка, а тот упал и в пыль рассыпался.
 - Это что ж за куклы тебя славят? - спрсил Федя.
 - А хоть бы и куклы - лишь бы слушались меня да почитали! - ответил мужичок. - В этом счастье моё.
  Вышел Федя на улицу, а мужик вслед ему кричит: "А ты в другие дома лучше не стучись, всё равно не откроют. Они там до того счастливы, что наружу не выходят!".
  Походил Федя от дома к дому - и правда, никто не отозвался на его стук, - пожал плечами, да и пошёл обратно. И вдруг ворота дворца на горе распахнулись с грохотом, порыв ветра деревья пригнул, траву смял. Тёмный клубок из ворот вывалился, с горы скатился и развернулся перед Федей старушенцией в чёрном балахоне.
 - Ты куда, милок, уходишь? - зашепелявила старуха. -  и для тебя счастье подберу по вкусу.
 - Да нет, бабуля, тут у всех счастье не настоящее. Мне такого не надо, - сказал Федя и пошёл себе дальше.
 - Золота дам! Силушку! Почёт и уважение! Развлечения - как у царя вавилонского! Всё, что хочешь, получишь! - кричала вслед старуха.
 - Моё счастье - новые места видеть, - ответил Федя, - а что за удовольствие на одном месте сиднем сидеть.
 - Эй, милок, - всхлипнула старуха, - а ты знаешь, что если хоть один человек отсюда по доброй воле уйдёт, то вся Страна Счастья исчезнет. Ты знаешь, сколько людей счастья лишишь?
 - Знаю! - Федя пересчитал дома. - Семерых. Только не счастья лишу, а на волю выпущу.
  Вышел Федя на волю сквозь каменные ворота. Тут всё пропало - и дома, и ровные аллеи, и дворец на горе.
 - Вот и дождался я! - крикнул, встречая Федю, старичок, который так всё время за воротами и простоял. - Ну как там - счастье есть?
 - Было, да всё кончилось, - ответил Федя. - Я последнее забрал.
 - Дык что ж выходит, я тут сорок лет зря простоял! - простонал старичок.
 - Выходит, зря, - сказал Федя. - А ведь никто и не велел...
 - Врёшь ты всё! - закричал старик. - Всё равно отсюда не уйду... Дождусь, пока кто-нибудь ещё выйдет...
  Так и остался старичок стоять у каменных ворот, и ещё не известно, сколько лет простоял. А Федя-Странник тем временем ещё много где побывать успел.


Рецензии