Глава 3 Церкви Украины Часть 1-45 Костёл св П и П

Каменец-Подольский, западная граница старого города. Автор фото: Filin
(октябрь 2012)
Кафедральный собор святых апостолов Петра и Павла в городе Каменец-Подольский
Петропавловский собор: общий вид с запада

ГЛАВА 3  ЦЕРКВИ УКРАИНЫ  ЧАСТЬ 1-45 КОСТЁЛ СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА ОБЩИЙ ВИД С ЗАПАДА

Я решила ещё раз вернуться к истории костёла свв. ПЕТРА и ПАВЛА в КАМЕНЕЦ_ПОДОЛЬСКОМ, находящемся в старом городе Каменца.

Этот сказочный город очень мне дорог. Я знаю, что никогда уже не побываю там - на могилках: моих дедушки и бабушки ВАРСОБИНЫХ (родителей моей мамы), маминой сестры - Маргариты Николаевны и её сына - Володи...

Но меня волнует ещё и другая тема, связанная с войной, в условиях которой сейчас живёт наша страна. Самими же украинскими войсками разрушаются многие города.
Я не допускаю даже мимолётной мысли о том, что может быть обстрелян или разрушен этот сказочный город.

И ещё - на западную часть Украины заглядывается Польша...
А Каменец-Подольский уже бывал под Польским правлением.

"1434 год. По итогам так называемой «тридцатилетней» войны между Великим княжеством Литовским и Польшей, Подолье перешло под контроль последней. С этого момента в городе начинается польский период правления. И хотя в Каменце долгое время сосуществовали три относительно независимые национальные общины – поляки, армяне и русины – постепенно поляки смогли перевести город под свой контроль, оттеснив конкурентов от рычагов управления Каменцем. С 1-ой половины 15 века позиции католиков в городе начинают упрочняться."...

Очень бы не хотелось повторения этих давних исторических событий.

Мне попался текст истории Костёла свв. Петра и Павла в Каменец-Подольском.
В текстах этой истории отражена судьба и всего города Каменца.
Решила и Вас - читателей познакомить с этой большой статьёй, опубликованной на сайте - zamki-kreposti.com.ua Кафедральный собор святых апостолов Петра и Павла.
Но сокращать её не хочется...

КАФЕДРАЛЬНЫЙ  СОБОР  СВЯТЫХ  АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА В ГОРОДЕ КАМЕНЕЦ-ПОДОЛЬСКЕ
Путь: Украина » Хмельницкая область » Каменец-Подольский район » г. Каменец-Подольский.

Тип сооружения: оборонный костёл  с отдельно стоящей оборонной башней-колокольней

Также известен как:
- Костёл Св. апостолов Петра и Павла (рус.)
- Петропавловский собор/костёл (рус.), Петропавлівська катедра (укр.)
- Katedra ;wi;tych Aposto;;w Piotra i Paw;a w Kamie;cu Podolskim (пол.)

Первый этап строительства: не позднее 15 века
Последний этап строительства: 1850-е годы

Историческое исповедание: католичество
Современная принадлежность: Римско-Католическая церковь (главный храм Каменецкой епархии)

Собор, один из самых старых храмов Каменца, находится в центральной части город и занимает территорию у северо-западного угла его главной рыночной площади. Территорию старого города практически со всех сторон окружает глубокий естественный «ров» - каньон реки Смотрич. Река омегообразным изгибом своего русла создала каменный остров, на котором под защитой замка-крепости, городских укреплений и оборонных храмов веками развивался Каменец.
 
12 – 13 века. На территории Каменца существовало древнерусское поселение, которое состояло из детинца, на месте которого позднее возвели каменный замок-крепость, и посада на «острове», защищённом собственными укреплениями.
К сожалению, письменные упоминания о Каменце княжьего периода либо не сохранились, либо ещё не получили известности, а информацию о поселении тех времён исследователи получают в основном благодаря археологическим раскопкам.

Согласно одной из самых смелых гипотез, существующий в наши дни собор могли построить на месте древнерусского храма. Учитывая тот факт, что в ранний период истории Каменца подавляющее большинство населения города было православным, а их храмы занимали хорошее положение в старом городе, можно допустить, что главный православный храм мог находиться на месте ныне существующего католического собора. В истории сохранилось множество примеров ситуаций, когда представители одного религиозного течения возводили свои храмы на месте храмов подавленных конкурентов, или же перестраивали и приспосабливали их культовые сооружения для своих нужд. Противники этой гипотезы утверждают, что структура площади, в углу которой расположен храм, была в своих основных чертах сформирована только в 15 веке, в результате чего костёл и занял такое выгодное положение, а, следовательно, нет оснований предполагать, что именно на этом месте ранее 15 века мог находиться более старый храм. Доступные исследователям письменные источники не проливают свет на вопрос, что находилось на месте собора до 15 века. К сожалению, ранняя история собора практически не изучена, а на храмовом участке никаких значительных исследований не проводилось, потому гипотезы о существовании на месте собора храма 14 века (будь то костёл или церковь) или более раннего периода не доказана, но и не опровергнута.

В описании храма 1880 года значится: «… построен издавна… когда и кем именно, по причине частых нападений на город Каменец татар и турок, достоверных сведений найти невозможно, поскольку турки, будучи некоторое время властителями Каменца, вандальской своей дикостью уничтожили все следы исторических документов, растапливая ими бани…
В городе Каменец 1320 года был приходской костёл, который пребывал в юрисдикции Епископа Краковского; был ли это теперешний кафедральный костёл, или другой, из-за недостатка исторических документов неизвестно, но не подлежит сомнению, что после ходатайства польского короля Людовика Венгерского, и согласия папы римского Григория XI, в Каменце был основан приход и построен теперешний кафедральный костёл, первым епископом которого был назначен Вильгельм Доминик…».
Отдельные историки допускали, что именно по воле упомянутого Людвига Венгерского в Каменце был построен деревянный костёл, хотя никакой прочной основы у этой гипотезы нет. 

1351 год. Король Польши Казимир III Великий, сблизившийся к тому времени с Кориатовичами, сообщал папе Клименту VI, что занял на Руси обширную территорию, на которой можно основать митрополию, и что один из влиятельных русских князей вместе со всей семьёй принял католичество. Некоторые историки рассматривают этот период, как вероятный начальный этап католической экспансии, выражавшийся в появлении первых католических костёлов на Подолье и развёртывании миссионерской деятельности. Если гипотеза верна, то в указанный период каменецкая провинция, вероятно, находилась под контролем Краковского епископства.

Очевидно, что к моменту официального основания Каменецкого епископства, в Каменце некоторое время уже должен был находиться католический храм.

1361 год. Принято считать, что Казимир III Великий, заручившись поддержкой папы Урбана V, в этом году основал на Подолье католическое епископство (диоцез), но есть и другие датировки этого события. Отдельные исследователи считают, что уже в 1361 году в Каменце мог пребывать епископ. Ряд исследователей появление первого деревянного костёла в городе относят к 1361 или 1364 году. Этой версии противоречат взгляды некоторых польских историков, которые считают, что в начале правления Кориатовичей не только в Каменце, но на подольских землях в целом не было католических приходов. Отдельные исследователи полагают, что первые костёлы для общественной пастырской деятельности появились на Подолье только после 1434 года, т.е. после окончательного присоединения этих земель к Польше. Если принять за аксиому последнее утверждение, то гипотеза о существовании в конце 14 или начале 15 века деревянного костела выглядит нежизнеспособной.

Около 1370 года. Официальная католическая версия истории храма утверждает, что деревянный костёл был построен в этот период. Возможно, об этом упоминалось в одном из актов визитации Петропавловского собора, но поскольку большинство подобных актов было составлено спустя много веков после правления Кориатовичей, то сложно считать эти источники надёжными. На самом деле нет ни одного 2-ой половины 14 века, где бы упоминался Петропавловский костёл.

1375 год. Первое письменное упоминание города, относящееся к периоду, когда Каменец, как и всё Подолье, находился под властью литовских князей Кориатовичей. Отдельные источники сообщают, что в 1375 году в городе появляется католический епископ, а это даёт основание предполагать, что в последней четверти 14 века в городе мог существовать католический храм. Большинство историков, склоняющихся к мнению, что история собора началась во 2-ой половине 14 века, считают его основателем Фёдора Кориатовича. Так, в реляции епископа Павла II Пясецкого, отправленной в Рим в 1632 году, утверждается, что костёл под названием Св. Петра и Павла был построен около 1375 года, а его фундаторами были князья Кориатовичи. К сожалению, неизвестно, опирался ли Пясецкий в своих выводах на реально существовавшие документы или же просто пересказывал легендарную версию основания храма.

1378 (по другим данным - 1375) год. Ещё одна популярная версия гласит, что именно в этом году Папа Урбан VI основал в Каменце католическое епископство. Первым каменецким епископом стал Вильгельм из ордена доминиканцев (Вильгельм Доминиканин).

На первых порах Каменецкое епископство было довольно бедным, а его паства - малочисленной. Не многие религиозные деятели стремились занять пост епископа в Каменце, поскольку город находился на границе с «Диким полем» и это соседство сулило много бед и тягот, связанных с войнами и другими невзгодами. В иерархическом отношении Каменецкое епископство на раннем этапе своей истории некоторое время подчинялась Галицкой метрополии.

Попытку реконструировать урбанистическую структуру Каменца 14 века осуществила архитектор и реставратор Ольга Пламеницкая. По её версии центром города была Площадь Рынок, на тот момент заселённая русинами. В основе планировки площади, сформированной в литовский период, лежала модульная сетка, состоящая из квадратов со стороной 54 метра (50 древнерусских локтей по 1,08 метра). В направлении север-юг таких квадратов было пять, в направлении запад-восток – шесть. Внутреннеё пространство рынка имело размер 216х216 метров (четыре квадрата со стороной в 54 метра). Храм занимал северо-западный угол Рынка, его первоначальная территория вписывалась в стандартный квадрат модульной сетки 54х54 метра, что свидетельствует о тесной связи строительства храма с процессом начала формирования застройки вокруг Рынка.

По версии Ольги Пламеницкой, свидетельством единой урбанистической концепции, в рамках которой при Кориатовичах формировался Рынок, была схема размещения вокруг него храмов. Так, например, известная схема размещения храмов вокруг площадей, известная как «дорожный крест», подразумевала наличие близ центра города четырёх храмов кафедральной группы – Св. Николая, Пресвятой Девы Марии, Св. Петра и Св. Иоанна Предтечи. Все эти храмы (доминиканский костёл Св. Николая, францисканский костёл Пресвятой Девы Марии, Петропавловский собор и церковь Иоанна Предтечи) в случае с Каменцем расположены вокруг Рынка на равном удалении (155 метров) от башни ратуши, на месте которой находится центр воображаемой окружности, в радиус которой вписаны храмы «дорожного креста».
 
Большинство других исследователей считают, что формирование Площади Рынок в таких регулярных формах началось не ранее 15 века, уже после того, как Каменец перешёл под власть Польши, что, по их версии, и стимулировали реконструкцию рыночной площади.
 
1414 год. Каменецкое епископство переходит в подчинение Львовской митрополии.

Поскольку первые письменные упоминания костёла относятся к 1450 году, то многие исследователей считают, что первый католический храм появился не ранее 15 века.

1420 год. Город пережил пожар, в огне которого мог сгореть ранний деревянный храм. Принято считать, что после этого был построен новый каменный костёл. Вероятно, после пожара храм возвели не сразу. Исследователи сильно расходятся во мнении, когда мог быть построен ранний каменный храм. Одни датируют его возведение 1-ой половиной 15 века, другие – серединой 15 века, третьи - концом 15 века, четвёртые считают, что он был построен на рубеже 15 и 16 века, пятые уверены, что его возвели не ранее начала 16 века. Отдельные исследователи и вовсе склонны относить появление каменного костёла к 17 веку, но эта датировка, по всей видимости, не имеет отношения к реальному положению вещей.

1428 год. Отдельные исследователи допускают, что строительство первого каменного костёла мог начать епископ Збигнев (1414 - 1428).

1428 – 1430 годы. Согласно официальной католической версии истории костёла, первый каменный храм был построен в этот период епископом Павлом I из Боянчиц, который вместе со старостой Фёдором Бучачским стоял во главе польской общины Каменца. Однако это не более чем гипотеза, не подкреплённая ни одним письменным источником. Она основана на мнении, что сразу после перехода Каменца под власть Польши, в городе был построен каменный кафедральный костёл. Вероятно, эта гипотеза не соответствует действительности, поскольку Каменце окончательно перешёл под власть Польши только в 1434 году, после чего за городом закрепился статус административного и юридического центра Подолья.

1434 год. По итогам так называемой «тридцатилетней» войны между Великим княжеством Литовским и Польшей, Подолье перешло под контроль последней. С этого момента в городе начинается польский период правления. И хотя в Каменце долгое время сосуществовали три относительно независимые национальные общины – поляки, армяне и русины – постепенно поляки смогли перевести город под свой контроль, оттеснив конкурентов от рычагов управления Каменцем. С 1-ой половины 15 века позиции католиков в городе начинают упрочняться.

1434 – 1453 год. По версии Ольги Пламеницкой, первую перестройку храма после пожара мог осуществить епископ Павел I. Эти работы могли пройти с 1434 (дата создания в городе польской юрисдикции) по 1453 год (дата смерти Павла I). Ольга Пламеницкая приписывает перестройку корпуса нефа и постройку готического пресвитерия Павлу I. С этим выводом согласуются и выводы некоторых других исследователей, которые на основе анализа готических деталей храма датируют его постройку (перестройку) 1-ой половиной 15 века. 
 
15 век. Большинство историков и архитекторов считают, что каменный костёл был построен именно в этот период. Однако у исследователей нет единого мнения по целому ряду вопросов. Например, дискуссии вызывает вопрос, как костёл был расположен относительно Площади Рынок, какой вид имел ранний храм, когда он перестраивался и менял свой облик.

Согласно классической версии, костёл находился в углу рыночной площади, которая имела квадратную в плане форму. В этом случае, главным считался восточный фасад храма, выходивший на площадь. Однако отдельные исследователи считают, что первоначально у рыночной площади была прямоугольная форма, а его западная граница проходила ближе к каньону, по линии нынешней Францисканской улицы. В этом случае южная граница площади проходила вдоль южного фасада храма.

Францисканская улица: вид в северном направлении Францисканская улица: вид в южном направлении.

Вызывает дискуссии и вопрос, где у первого каменного костёла находился главный вход. Не приходиться сомневаться, что массивная алтарная часть была пристроена с востока к более старому корпусу нефов костёла. В свою очередь, если западная границы рынка проходила у восточного фасада храма, то в восточном фасаде, к которому ещё не пристроили апсиду, и который выходил на рыночную площадь, мог быть устроен главный вход в храм. При такой схеме расположения входа, раннюю апсиду должны были пристроить к западной стене корпуса нефов, там, где в наши дни устроен главный вход. Эта структура храма полностью противоречит классической схеме, в рамках которой апсиду старались обратить на восток, а вход устраивали с западной стороны. Тем не менее, такой точки зрения на историю храма придерживается подавляющее большинство историков. Если же восточная граница рынка проходила по линии Францисканской улицы, то, по одной из версий, главный вход мог находиться в южной стене бокового нефа, при этом апсида была обращена на восток. Согласно третьей версии, автором которой является Ольга Пламеницкая, в 15 веке, как и в наши дни, главный вход находился с западной стороны. Ольга Пламеницкая считает, что в 15 веке ныне позабытая Францисканская улица, проходящая вдоль западной границы Площади Рынок, была одной из главных артерий города. Несколько веков назад улица, вероятно, тянулась через весь город – от ворот Стефана Батория до Армянского рынка, а на оси этой улицы находились шесть значительных католических ансамблей, включая Петропавловский собор. Именно на эту улицу выходил западный фасад храма с главным входом. Со временем, когда западная часть площади была застроена, как и часть Францисканской улицы, главный вход в храм оказался внутри квартала.


Материалом для постройки храма служил тёсаный камень ракушечник, кладку скрепляли известковым раствором. Самой старой частью храма считают корпус с тремя нефами. В плане корпус имеет форму квадрата со стороной около 21 метра, однако этот квадрат неровный, скошенный, и по этой причине его форма имеет черты трапеции, сужающейся в западном направлении. Уже это отсутствие симметрии говорит о солидном возрасте архаической постройки. Корпус состоит из трёх нефов, которые изначально, вероятно, имели разную высоту (боковые нефы были ниже центрального), т.е. у раннего храма была структура классической базилики. Позднее высоты боковых нефов была увеличена до уровня центрального и все три нефа перекрыли общей крышей, но внутри боковые нефы были разделены на два яруса, потому и после перестройки центральный неф имел большую высоту, чем боковые. Первоначально центральный неф был хорошо освещён естественным светом, проникающим через большие окна, расположенные в верхней части его боковых стен, но после того, как высота боковых нефов увеличилась, а внешние окна превратились во внутренние, количество света, попадающего в неф, резко уменьшилось.

ИСТОЧНИК - ИСТОЧНИК
zamki-kreposti.com.ua

К дальнейшему тексту статьи автором приложены фотографии.
Но, чтобы их Вам показать, как и прежде - придётся разбить оставшийся текст на части и публиковать их со снимками... Так что -
               
                ПРОДОЛЖЕНИЕ  СЛЕДУЕТ



 


Рецензии