Пушкин Метафизика Случая в повести Метель
Год 1830-й стал роковым в судьбе Пушкина с этого Перекрестка Судьбы он двинулся к роще на берегу Черной Речки – дуэльному поединку на пистолетах с французским бароном, вскружившим голову его женке Натали. В творческом осеннем болдинском аврале осенней в прозе им (женихом) созданы: «Гробовщик» (9 сентября); «Станционный смотритель» (14-го); «Барышня-крестьянка» (20-го); в октябре — «Выстрел» (12-14-го) и «Метель» (20-го). И во всех присутствует, а то и буквально правит Случай
Наиболее мощно сила Случая показана в повести «Метель», в которой Случай персонифицирован в образе Метели. Одновременно при всем царстве или подавляющем господстве самовластца Случая в повести полностью реализуется и Неотвратимое Судьбы = суженого конем не объедешь. Случай буйствует и мешает карты, а Необходимость правит роком (путем) и судьбой (уделом). Парадокс «Метели» в том и состоит, что события, описанные в первой и второй частях, названных Кюхельбекером «завязкой» и «развязкой», подчиняются разным законам, событийным и поэтическим.
Рассказ о метели взят Пушкиным у покойника И.П. Белкина, а покойник записал рассказ некоей барышни К.И.Т. , которая к тому же наговорила и «Барышню-крестьянку»
Кац Б. в ст «ЧЕМ КОНЧАЕТСЯ «МЕТЕЛЬ»?» :
Те, кто ищут в «Метели» очередную пушкинскую разработку «метафизики случая», должны искать ее именно в конце, а не в начале. Встреча потерявшихся в метели случайных супругов — вот действие Его Величества случая. Незнакомство случайно обвенчавшихся супругов и юридическая неоформленность их брака — это, так сказать, «know how» Пушкина, привнесенное им в достаточно распространенную сюжетную схему.
Сюжет и стилистика повести: план тайного брака увозом, подмена и смерть жениха, венчание с первым встречным, напоминающее святочную игру в венчание, метель, путаница, граничащая с безумием и смертью, наконец, эпиграф из святочной баллады Жуковского и выбор рассказчицы, девицы К.И.Т., — все выдает в «Метели» столь популярную в первой половине века святочную повесть.
***
Повесть, полностью погруженная в метафизическое пространство-время, вызывает уйму вопросов, включая такие «простые»:
отчего Марья Гавриловна решилась взглянуть на своего суженого (Бурмина!) только после того, как обряд был уже совершен?
отчего она потом искала своего суженого, с которым обвенчалась только при трех свечах, именно в поместье … ***… Бурмина (!)
женой какого Владимира она сама себя считала? Откуда она узнала, что ее реальный муж имеет поместье в ***
отчего автор так и не предоставили ей слово …
*** «Марья Гавриловна была воспитана на французских романах, и, следственно, была влюблена». Та же Таня Ларина. И maman та же = Прасковья! Марии те же танины 17 лет … Девственная Артемиза – символ ВЕРНОСТИ ЖЕН и автор первого в мире мавзолея в честь мужа = галикарнасского царя Мавсолла. Опять та же кубистская Таня Ларина, но уже в кубе. Итак, мы снова имеем пушкинскую метатему или даже метафабулу = ВЕРНОСТЬ ЖЕНЫ! Она ему в осеннем Болдино в 1830-ом после песни Бесы и Гробовщика = кость в горле: он покупает себе у Гончаровых красавицу, которая его не любит, не может любить и никогда не полюбит, а только обрекает на верную погибель! И эту свою судьбоносную проблему верности его невесты Пушкин прячет в метафизике за пеленой метели в неправдоподобии и мистификации перепересказа К.И.Т.-Бурмина- Белкина …
Она вскрикнула: «Ай, не он! не он!» — и упала без памяти. Это реакция Марии после венчания, когда стало дозволено взглянуть на уже почти мужа и слиться с ним в брачном поцелуе-печати … Это или Сон Татьяны … или ее признание «Уж не пародия ли он»
«Бурмин побледнел... и бросился к ее ногам...»
Это тот же Онегин у ног княгине Т. Тот же финал!
***
Итак, в неправдоподобной Метели изложена история «Татьяна Дмитриевна Ларина + Евгений Иксович Онегин», проявленных как «Марья Гавриловна Р* + X.Y. Бурмин”.
В этой истории Пушкин вымышленных силами К.И.Т и записавшего ее рассказ И.П. Белкина позволил хтоническим силам (наславшим правдоподобную метель) повлиять на судьбу этой пары и обвенчать их неправдоподобным образом в незавершенным ритуале в сумраке ночной жадринской церкви.
За сценами повести стоят те же персонажи романа о любви с не-любовью: родители Марьи = та же Прасковья и ее муж, лишь замененный на Гаврилу Гавриловича из Ненарадова
При этом Пушкин неслыханным образом довел до истерии тему «верности женщины и жены»: влюбив Марью в одного Владимира он силой фантазии отдал ее другому Владимиру и сделал ее верной ему до их на целый бабий век = до новой уже счастливой их встречи, которая немыслимым образом наградила странную верность тому, кто не Он = Мария влюбилась в Бурмина, а тот влюбился в Марью и пал в признательном раскаянии к ее ногам
***
Версия геолокации событий повести
Из названий местности ***губернии Пушкин упомянул Ненарадово, Жадрино и таинственную *** где было поместье Владимира Бурмина, и куда странным образом переехала жить Марья Г. Р*
В Опочском уезде Псковской губернии той поры среди 15 ее волостей была одна из пяти крупных Жадринская (или Жадро Жадринская), поместьями в которой владел графский клан Сиверсов (имение Жадро). В Жадро был не уцелевший деревянный храм Воскресения Христова (Воскресенская церковь Жадринского погоста) …
В блоге Baulo вы узреете поместье Ненарадово (Огинского (Агінского)?), автора полонеза… https://baulo.club/31198-dvorec-oginskogo.html
***
Glazo в заметке «Ненарадово» https://glazo.livejournal.com/33745.html?:
«А вот о том, что бедный сочинитель и мечтатель Иван Петрович живёт и умирает 29 лет отроду в селе Горюхине, а его ближайший сосед и прагматический друг живёт и здравствует в селе Ненарадово — не знаю, может кто-то писал. Ну уж кто наверняка-то знал и, улыбаясь, писал, так то сам господин сочинитель — житель села Болдино:
18-го ноября 1830 Болдино [Н. Н. Гончаровой]
Мой отецъ все мн; пишетъ, что моя свадьба разстроилась. На дняхъ онъ ув;домитъ меня, можетъ быть, что вы вышли замужъ. Есть отъ чего потерять голову. Спасибо кн. Шаликову, онъ изв;щаетъ меня, наконецъ, что холера уменьшилась.»
***
Что означает название местечка Жадрино, куда стремился Владимир? Обратимся к этимологическому словарю русского языка автора А.В.Семенова:
Жадрино – жадать (желать, жаждать), быть нескромным в желаниях своих
Свидетельство о публикации №223061000197