Монг. цоьм ядро, косточка и ав. чIумал
Монг. ЦОЬМ "ядро,косточка" и ав. ЧIУМАЛ
Халха-монг. ЦОЬМ "ядро,косточка; ядерный"
ЦОЬМ 2 "всё, все"
ЦОЬМ 3 "насквозь",ЦОЬМЛОЬХ "пробивать, прорывать",ЦОЬМОЬРХИЙ "пробитый, пробоина, пробой"
ЦОЬМОЬОЬ "ядро"
Монг. основа указывать на два важных значения этой основы: 1. ядро; 2. пробивать.
Ав. ЧIУМАЛ "чётки". В данном случае речь идёт о самых простых в изготовлении чётках из косточек или им подобных деталей. Ав. лексема здесь во множ. ч.,исходная форма утрачена, вероятно, из за экспансии арабо-мусульманской лексики, см. арабо-мусульманскую замену терминами "салаватал", "субхIанал". Вероятно, ав. чIумал изначально имело дополнительное значение "ожерелье".
Семантика ав. ЧIУМАЛ проясняется, если принять во внимание венгерскую лексику:
CSOMO [чомо] "узел, сучок в доске, уплотнение, комок; много, множество, масса", CSOMOS [чомош] "имеющий узелки, узловатый, комковатый",CSOMOZNI "завязывать узелки, прикрепить узлом к чему-л.
Дагестанский языковед доктор филологических наук Джидалаев Н.С. обычно всю подобную лексику, выскребанную по сусекам чувашских,башкирских и пр. тюркских маргинальных языков в своей монографии "Тюркизмы в дагестанских языках" объявлял "булгарской". То есть с его лёгкой руки протоболгары станвились как-бы основными "культуртрегерами" в Дагhестане. На эту же мельницу лили воду работы археологов Мурада Магомедова и Г.С. Фёдорова. Мы отвергаем, в отличии от них, вообще какую-бы то ни было роль протоболгар, кроме того, что они какое-то время могли находиться в сев. Дагhестане. Ничего позитивного, сколько-нибудь значимого от них не исходило. Никому в Дагhестане ни они сами, ни их лексика были не нужны.
Мы не использовали ни один из тюркских языков и легко доказали, что ав. ЧIУМАЛ "чётки" имеет убедительные внешние связи, для подтверждения которых не требуются тюркские лексические данные.
Свидетельство о публикации №223061000526