Пентабазис послевкусие
Нужно понимать, что интеллигенция (а я петербургский интеллигент: у меня еще дедушка физику в училище преподавал) у нас воспитана на западной культуре, а свою миссию по отношению к народу она веками видела как «просветительскую», то есть «вестернизаторскую», культуртрегерскую. Шекспир и Годар – это ах, а частушки, матрешки и деревянные ложки – в лучшем случае повод для иронии. Для русского интеллигента стажировка заграницей, публикация в иностранном журнале, знание иностранных языков – это как скилл, знак качества, знаки престижа.
Поэтому даже не СВО, а сама санкционная война с Западом – это культурный шок. А тут еще и борьба за «гуманитарный суверенитет». Это не значит, что интеллигенты плохие. Они поставлены в такие условия: вся базовая философия идет по траектории от греческой философии к немецкой, а русская в лучшем случае оказывается адаптацией западных идей («просвещением»): тех же славянофилов эксперты трактуют в контексте шеллингианства.
Да, кто-то уехал. И это не пересказ телевизионной программы. Одна женщина с нашей кафедры уехала в Грузию (не будучи грузинкой), аналогичная судьба постигла коллегу-философа. Остальные, мечтающие о Париже и Оксфорде затаились. Не до жиру, быть бы живу. Когда начали направлять на курсы, организованные проектом «ДНК России», то здесь единомышленников не было. Это была мобилизация товарищей по несчастью. Надо – значит надо, а то «часы подрежут» «или Вы, или кто-то придет на Ваше место».
Не сказать, что я сопротивлялся. Видимо, я был один из немногих, кто ждал этого курса и готовился к нему, читая лекции по «этнофилософии России» и о «метафизике русского пограничья».
Однако были и сомнения. Инициатива курса исходила из среды госаппарата.
Стоит ли упоминать, что у нас особое отношение к чиновникам: те, кто разрушал – тем доверили восстановление. Среди лидеров курса я не увидел известных российских публицистов: Дугина, Проханова, Холмогорова, Кургиняна. Они многое могли бы сказать о ценностях нашей цивилизации.
Инициатива исходила от «Росатома» и кругов господина Кириенко – печально прославившегося на посту премьер-министра во время дефолта 1998.
Впрочем, на это можно возразить: может покаялся и встал на путь истинный?
Итак, зарегистрировался на курс, загрузил документы, подписался на телеграмм-чат, начал знакомиться с «пентабазисом».
Заказ понятен: у нас 40% ресурсов и 2% населения земли, против нас объявлена война на уничтожение, надо как-то обосновать право на владение этими ресурсами. Для войны нужна мобилизация, а для мобилизации нужна идея. За все хорошее, против всего плохого.
Но проблема в том, что на Западе все хорошее: немецкое качество, итальянская мода, английский чай, финская сантехника, швейцарские часы, а у нас дураки, дороги и коррумпированные чиновники. Не то что я так считаю, но это витает в интеллектуальной атмосфере.
Можно предложить (и предлагали) гуманизм против «западного» трансгуманизма (чипирования и генетической модификации), а также патриотизм против глобализма.
Однако гуманизм легко конвертируется в космополитизм: где хорошо – там и родина: Мальдивы, Бали, Дубай.
Патриотизм легко фрагментируется до сепаратизма – любви к «малой Родине» в ущерб большой.
В «основах российской государственности» много места посвящено регионам и героям, которые могут вызвать ожесточенные дискуссии.
Например, кто герой Чечни: генерал Ермолов (основатель города Грозный) или воюющий по другую сторону фронта с ним имам Шамиль? Или можно вспомнить какие споры в обществе вызвал подвиг Зои Космодемьянской.
Герои – это тонкая материя, которую нельзя отдавать на откуп случайным и найденным в Интернете презентациям.
Конечно, легко скатиться на компромиссные беззубые формулы с перечислением великих ученых, спортсменов и музыкантов, но и здесь может всплыть «глобалистский» критерий: кого знают в мире, тот и герой. Но тогда в мире знают балалайки, водку и медведей.
Как цивилизационную карикатуру отличить от цивилизационного портрета?
Могу сказать, что курс меня все таки вдохновил, а тревоги и сомнения остались на периферии моего сознания.
Во-первых, я смогу читать этно-философию и метафизику русского пограничья официально.
Во-вторых, при всех шероховатостях организации «сила Божья в немощи свершается».
В-третьих, это неизбежно философский курс о ценностных основаниях, ибо любые факты (исторические, географические или экономические) видятся лишь под определенным углом зрения, который задается ценностной позицией («парадигмой»).
Даже пентабазис всего лишь форма, которая может быть наполнена различным содержанием, в том числе и весьма неплохим. Лично для себя я выделил следующие пять ценностных оснований российской цивилизации:
Правда, Преображение, Соборность, Симфония, Самодержавие.
Ну а их, можно прояснить через такие озвученные на курсе понятия как добро, созидание, сотрудничество, солидарность, суверенитет или человек, общество, страна, семья, государство.
Свидетельство о публикации №223061000728