Любовь. Забыть о времени и пространстве

Артемий Владимиров.
Любовь. Забыть о времени и пространстве.

     Артемий Владимирович Владимиров. Педагог. Протоиерей. Духовник Алексеевской женской обители в Москве, филолог-русист, педагог высшей категории, член Союза писателей России.

     Рассказчик, риторик изумляющего, даже сказочного склада, единственные инструменты которого – любовь и слово красное. Слово красное, обрамлённое в голос бархатный. Слово не обжигающее – согревающее. Ведь педагог – как восковая свеча, тающая, распространяющая Свет Знания и Тепло Любви. Любви жертвенной, но не отягощающей. Любовь, говорит отец Артемий, это modus vivendi, образ жизни. Любовь для священника, учителя и врача – питательная среда. Без неё мы – ничто, как мнимости в геометрии.

     Учительство, после пастырского служения, – самое высокое призвание на земле. Теперь личность отца Артемия не отделить от проповеди, миссионерства, а начиналось всё со школьного учительства. Уроки словесности, воспитательство в группе продлённого дня. Любовь и подход к каждой ученической душе.

     Препровождённый из советской школы, не мог Артемий Владимирович и помыслить, что педагогом он быть не прекращает, но только становится на единственно верный путь. Вот и матушка его (по-мирскому – супруга) – директор школы. Теперь отца Артемия ждут. Ждут ученики и учителя в школах, дети и родители у экранов телевизоров (чтобы услышать душеполезные «Сказки перед сном»), ждёт на своих собраниях и слётах православная молодёжь.

     Не только частное, но и общее слово, высказанное с добрым, поддерживающим намерением, служит самым крепким стимулом. Положим, мы разработаем великое множество и подмножество более чем жизнеспособных методик, но что будет поддерживать жизнеспособность в нас самих? Выступая, отец Артемий будто незримо гладит каждого слушающего по голове и ведёт за руку.

     Помятуя о прикладном характере урочной деятельности, священником всё же были сформулированы этические и методические принципы деятельности Педагога. Да, именно так. Педагога он начертал на доске с красной строки и с заглавной буквы. Мелом…

     Вернуть бы в школы доски меловые. Лишний цвет и лишний свет отсутствуют, отвлекающим эффектом они не обладают, как и эффектом присутствия чего-то или кого-то стороннего, чуждого. Душа успокаивается. С неспокойной душой – какое разумение, какое научение? Забыть о времени и пространстве, работая с интерактивной доской, возможности нет, она дерзко указует нам пространственно-временные координаты. И не только она… А ведь, процитирую отца Артемия, “умение увлечь детей, заставить их забыть о времени и пространстве, вовлечь в самую ткань преподавания нового материала – главное в педагогическом искусстве, которое приносит огромную радость учащим и учащимся”.

     Отец Артемий очень любит уходить от ствола дерева в сторону, к его ветвям, на которых произрастают пользительные плоды… Итак, о каких же принципах говорит батюшка? Первый, оформленный ещё античными педагогами: «Docendo discimus» – «Уча учимся». Второй, заимствованный у епископа Николай Японского: «Прежде полюби тех, кого будешь учить». Третий, записанный некогда святителем Феофаном Затворником: «Возлюби свою половину так, как в день венчания». (Не удивляйтесь, отец Артемий педагогику сравнивает с супружеством: страшно выходить замуж по расчёту.) Четвёртый: не навреди. Пусть, говорит батюшка, вопреки поэту, учителю будет дано преугадать, как слово его отзовётся. Пятый: нравственная профилактика. Необходимо вколоть инъекцию добра, правды и радости. Шестой: назидай не насидая. Седьмой: быть всем для всех (применяться к обстоятельствам, к характерам). И восьмой: свежесть и новизна (особенно при приветствии и при прощании с аудиторией).

     Вообще, искусство педагогической методы Артемий Владимиров концентрирует на эвристическом подходе, на подведении ученика к самостоятельному решению, единственно правильному. Так же, как в своё время подвела его сама судьба.
Протоиереем Артемием Владимировым написано много книг, которые могут служить, в зависимости от цели дорогого его сердцу читателя, или руководством, или бальзамом, или, по крайней мере, поводом для размышлений. Написанные лёгким, добрым словом, снабжённые великим множеством жизненных примеров и опытных советов, книги эти непременно протаптывают тропинку от вопросов к ответам.

     В своих педагогических трудах батюшка рассказывает, как лечить детей от «духовной ветрянки», что за цветы прорастают на педагогической клумбе, раскрашивает «Семицветную радугу человеческого слова». А ещё рисует образ педагога-воина, на котором воинский шлем – миросозерцание, облачение – броня правды и любви, воинский пояс – воздержание и обоюдоострый меч – слово.

     “Героем назову того учителя, который в век всеобщего нравственного одичанья, а потому и крайнего загрязнения, опошления речи, помнит и ценит свое наследие, именуемое великим и могучим русским языком. «Глаголом жечь сердца людей» и лирою словесною своей «чувства добрые» пробуждать в школьном народе, «призывая милость к падшим», – вот общее литературное кредо современного педагога с великим Пушкиным. Будем помнить, что в словесном общении действует с математической точностью закон христианского европейского мыслителя Блеза Паскаля: «В сообщающихся сосудах уровень жидкости одинаковый». Когда дети оценят в учителе дар рассказчика и жадно будут ловить каждое его слово, питающее и возвышающее их души, тогда мы сможем с полным правом говорить о величии нравственного подвига педагога. Слово – великая сила! Оно гармонизирует внутренний мир ребенка, снимает стресс, утомление, вызывает на лице внимательного слушателя светлую, добрую улыбку, которая стоит многого в наше наэлектризованное, скудное любовью время…”

     Вне всяческих сомнений, педагогом творится нравственный подвиг, непосредственно либо опосредованно. Нравственность передаётся в том числе и суггестивно, исподволь, незаметно для ученика. В этом учителю помогает педагогическая находчивость, которая может творить чудеса. Отец Артемий совершенно убеждён: ученики “достойны того, чтобы в их будничной школьной жизни происходили чудеса”.

     Потому священник вопрошает риторически: “Разве это преступление – нестандартное мышление? Неужели у педагога вместо мозгов должны быть матрицы или какая-то интегральная схема? Ведь общение с детьми предполагает и остроту восприятия жизненных явлений, и многообразие методических подходов, и, наконец, живость характера, которая никогда не позволит школьникам назвать своего учителя занудой, деревяшкой, циркулем и кем угодно. Можно ли причёсывать всех учащихся одной гребёнкой?”

     Венцом очерка этого будут слова отца Артемия: “Итак, учитель, «рассвет уже полощется», вставай скорее сам и подымай разленившихся деток, «корнетов и поручиков» «на последний и решительный бой» с невежеством и эгоизмом, тягой к удовольствиям и развлечениям, пристрастиям к компьютерным играм, которые не менее опасны, чем андеграунд с его наркотическим дурманом! Без любви к Родине юное поколение останется навсегда потерянным, а «его грядущее – иль пусто, иль темно»…”

     Хорошего и доброго учителя, как и домашнего врача, мы не забудем никогда – говорит протоиерей, педагог Артемий Владимиров, и с неослабевающей, неоскудевающей духовной, нравственной силой передаёт нам слова Главного Учителя, главную Его заповедь: любовь, которая всегда вне времени и пространства.


В качестве иллюстрации использован фрагмент обложки книги о. Артемия "УРОКИ ЖИЗНИ".


Рецензии
Как здорово понимать, что с тобою рядом Учитель с большой буквы! Когда любой вопрос, имеет ответ и тебя (!) не ругают за глупость вопроса, более - хвалят. Ибо ответ скажет, есть -ли причина к возвращению к теме, или она и не нужна вовсе и есть смысл занять голову насущным. Отец Артемий похоже, был именно таким. Любил детей, наставлял не заставляя, определяя ход мыслей в рисунок нужности понимания тонкостей самого вопроса. Понимание, это первое в дружбе. И каждый из детей, считал отца Артемия - своим другом. Пусть старшим, но таким близким..

Спасибо за рассказ.

Владеете словом, несомненно. И это, большой плюс. :)

С уважением,

__
.
в рейт. - понравилось.

Александр Краснослободский   19.06.2023 09:14     Заявить о нарушении
..поселил в "Избранные"

Александр Краснослободский   19.06.2023 09:16   Заявить о нарушении
Мы Вам благодарны...

Ксения Петрова 5   19.06.2023 21:24   Заявить о нарушении
Спасибо!

Давайте, покажу Вам своё понимание дружбы, уважения, любви к ближнему. Возможно я не так многое понимаю, как отец Артемий, но вдруг станет интересно. :) Был бы рад.

Ссылку вытянуть опять не получается. Под замком. Новелла "Не стреляй".

Александр Краснослободский   19.06.2023 23:58   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.