Перекуем МТС в школы

Из агрогородка в колхозы и школы

Машинно-тракторная станция (МТС) - в СССР государственное сельскохозяйственное предприятие, оснащенное машинами для технической и организационной помощи колхозам. МТС сосредоточивали основные орудия сельскохозяйственного производства (тракторы, комбайны и другие сельскохозяйственные машины) для обслуживания колхозов.
Верховный совет СССР 18 апреля 1958 года принял «Закона о дальнейшем развитии колхозного строя и реорганизации машинно-тракторных станций», предусматривавшего распродажу техники МТС колхозам и, как считали в ЦК КПСС, выполнившим функции, ради которых они создавались в 1929 году. Частично МТС реорганизовались в «Сельхозтехнику», предназначенную для ремонта и обслуживания сельхозмашин, находящихся в собственности колхозов и совхозов. А к этому времени машинотракторные станции уже преобразовывались в так называемые Агро городки. На территории МТС начиная с 1955 года строители из областных стройуправлений сооружали здания из кирпича, куда входили двухэтажные здания управления, ремонтные мастерские с необходимым станочным оборудованием, столовые, бани, водонапорные башни и система сантехнических сооружений. Строились общежития для рабочих, финские домики для административных работников МТС. Т. е. в селе создавался уголок городского быта. Для работы на стройке привлекались жители окружающих сел, которые приобретали здесь строительные и технические навыки и специальности. А в кадровом составе увеличилось число специалистов со специальным техническим образованием, что способствовало повышению культурного уровня села. И вот вышел закон о ликвидации. И схлынули из села строители, инженеры и техники, остались недостроенными административные здания, сантехнические коммуникации, освободились финские домики. И передали домики школе, ремонтные мастерские и водонапорную башню колхозу. Общежитие, где жили строители и которое предназначалось для школьного интерната, сгорело ночью как раз перед началом учебного года в 1959 году. Расследование показало, что под кровать одна из женщин поставила включенную электроплитку, т.к. ночи уже были осенние. А на плитку упала какая-то тряпка и потом полыхнуло по матрасам. Поэтому для интерната выделили наиболее просторный финский домик прямо во дворе теперь уже школы. В нем поселились девочки. Мальчикам же отвели менее комфортабельное помещение в дальнем углу МТС. А присматривать за порядком в этих общежитиях-интернатах приставили воспитателей учителей. Сначала Владимира Прокопьевича Остроглазова, потом Клавдию Лукиничну Булкину. В финские домики и четырехквартирный барак заселили учителей, а один такой, «красный» домик стал общежитием для молодых специалисток, присылаемых в школу на работу. И одновременно центром притяжения для кавалеров. Жившие там до этого главный инженер Коркин, а потом замполит, бывший кап три Рязанцев, насадили вокруг дома сирени и черемухи, которые расцветая и благоухая весной дополняли этот женский цветник. Девушки из этого домика оказывались по большей части боевитыми, энергичными и некоторые своим темпераментом и артистическими способностями вошли в память сельчан на долго. Так две однокурсницы, выпускницы Суражского педучилища Лида Минакова и Рая Писарева могли вдвоем дать концерт часа на полтора. Они пели, плясали, веселили публику. И в то же время оставались открытыми, душевными и непосредственными девушками. Хотя, как исключение, были и такие, которые, обладая исключительным певческим талантом, эстрадной звездой в ученические годы в этой школе, вернувшись сюда с дипломом НГПИ, стали демонстрировать солидность и серьезность, считая непозволительным быть развлекалом для своих учеников.
В шестидесятые годы школы вообще были на подъеме. Ими занималось государство, стоило новые здания, оснащала необходимой техникой и пособиями, да и детей в школах было много, так как пришла пора выхода из демографической ямы. В среднюю школу пришли дети тех, кто вернулся с войны в 1945. Сразу количество десятых классов увеличилось вдвое, а то и втрое. Впечатляющие достижения СССР в науке и технике привлекали людей к получению образования, спортивные достижения советских спортсменов становились предметом обсуждения ребят, они шли в спортзалы, на стадионы. Советская армия военного и послевоенного времени, широко популяризируемая прекрасными и талантливыми фильмами, действовавшая решительно и эффективно в мирное время, привлекала к себе и в свою среду молодое поколение. Ребята шли в военные училища. Но пришло другое время, другие люди и другие силы….


Рецензии