2023-06-08 Социальный прогресс

"Сколько людей, столько и мнений" Публий Теренций
"И все-таки она вертится" Галилео Галилей

Сегодня я в очередной раз обращаюсь к своим зрителям и читателям. И делаю это я потому, что, к счастью, в настоящее время все мы все еще живем в этом мире. И потому еще, что мир материален. И человек материален, хотя и субъективен. Потому, что материя есть объективная реальность, данная человеку в его ощущениях. Потому, что по своему происхождению сознание вторично по отношению к материи и является способом ее существования в высокоорганизованной форме. Потому, что сознание является не пассивным, а активным фактором дальнейшего всеускоряющегося процесса самодвижения и саморазвития материальных форм.

Я обращаюсь к вам потому, что наиболее общим, глобальным смыслом жизни человека и смыслом существования человечества является познание каждым человеком объективных законов саморазвития материи, человека и общества, как ее части, и содействие этому саморазвитию (действие в соответствии с объективными законами). И этот глобальный смысл реализуется через сложнейшую пирамиду смыслов, целей и задач. В том числе и задачу моего познания и нашего общения.

Эпиграфами этого материала я выбрал слова двух известных мыслителей далекого прошлого. Они в концентрированном виде выражают два отношения людей к, так называемому, принципу познаваемости объективного мира. Из первого, как бы, следует, что каждый новый человек всегда будет иметь свою точку зрения на любой объект или процесс материального мира или своей жизни, непременно отличающуюся от мнения других людей. А потому объективной истины, якобы, не существует. Из второго – то представление, что только одно конкретное мнение, выработанное сначала одним конкретным человеком и принятое затем и многими другими людьми, оказывается истинным и адекватно отражающим объективную реальность и закономерность, объективную истину. А потому объективная истина существует. При этом истина всегда и конкретна, и диалектична. А мир в его частностях и в целом познаваем.
 
В человеческом сообществе всегда существовала разноголосица мнений о наличии и характере прогресса в истории человеческой цивилизации. Одни считают, что прогресс существует, поскольку, например, люди обрели возможность передвигаться в пространстве со скоростями 50, 100, 500 и 1000 км/час. Другие утверждают, что никакого прогресса нет, поскольку сотни миллионов людей на Земле по-прежнему недоедают и не проживают свою полную биологическую жизнь, а также десятками и сотнями тысяч убивают друг друга.

Первые, безусловно, правы, поскольку очевиден биологический прогресс человечества. 

С точки зрения науки биологии прогресс в развитии популяции определяется ростом ее численности и продолжительности жизни ее субъектов. За известную историю человечества его численность возросла в тысячи и миллионы раз. А средняя продолжительность жизни – вдвое или втрое. Человек заселил все континенты и участки суши Земли, освоил водное и воздушное пространство. Ни один другой объект биологической жизни на Земле не достиг таких популяционных результатов.

Первые, безусловно, правы еще и потому, что неоспорим технический и технологический прогресс человечества.

Человек научился создавать нормальную среду своего обитания во многих крайне неблагоприятных для него природно-климатических условиях (горы, пустыни, острова, северный и южный полюса и т.д.). Человек чрезвычайно разнообразил и сделал доступными для него многие объекты биологического и социального потребления (экзотические фрукты, морепродукты круглый год, комфортное жилье, разнообразную транспортную и производственную инфраструктуру). Человек создает объекты искусственной природы (материалы, машины и комплексы), превосходящие по своим характеристикам свойства всех известных материалов природы естественной. Человек создает и использует заменители человеческих органов (искусственная кровь, суставы, кожа) и приближается к созданию искусственного интеллекта.

Но, отчасти, правы и другие люди, которые утверждают, что в развитии человеческой цивилизации нет прогресса, поскольку социальный прогресс существенно и катастрофически отстает от прогресса технического и технологического.

Люди, по-прежнему, в массовом масштабе, обманывают, насилуют, грабят, эксплуатируют и убивают друг друга. Они погрязли в расовой, национальной, религиозной и сословной исключительности и вражде. И сегодня некоторая ограниченная часть людей даже ставит своей целью в разы сократить численность человечества.

Но это категорически не означает, что социальный прогресс отсутствует в истории человеческой цивилизации и что он категорически не возможен в будущем, в том числе и самом ближайшем. Как и всегда в природе и в истории человечества, все дело в количестве и качестве этих явлений, в диалектике социального прогресса. А понять эту диалектику нам поможет системное представление о человеке, системное структурирование "человека экономического, хозяйствующего".

Знание о том, что биологически человек есть средоточие и единение многих биологических систем и подсистем, есть непреложная истина для всякого современного образованного человека. У человека биологического имеется и скелетно-мышечная, и пищеварительная системы, и системы кровообращения, дыхания. Наконец, имеется и высокоразвитая нервная система, включающая уникальный по количеству и качеству образующих его структур и элементов головной мозг. Но и "человек экономический", как субъект хозяйственной деятельности в обществе, также является системным объектом, совокупностью систем "жизнь", "тело", "рабочая сила", "продукт труда". В своей целостности они образуют пирамиду (матрешку) систем, в которой каждая система, написанная в этом перечне слева, включает в себя системы, упомянутые справа.
 
Рис. 1 Пирамида Сафончика

Все хорошо знают, что арбуз можно разрезать на части по множеству направлений: и вдоль, и поперек, и по диагонали. И каждый такой срез будет давать свою картину его целостного строения. Так и человеческое общество можно анализировать, образно говоря, с помощью разных его "разрезов", "проекций", на разных временных отрезках. Наиболее глобальную динамику в развитии социальной организации человеческой цивилизации дает ее анализ с точки зрения наличия отдельных жизненных подсистем одних людей в собственности других людей. Этот анализ неизбежно приводит нас к пониманию истинности формационной периодизации истории человеческой цивилизации. Эта история включает первобытнообщинную формацию, при которой все люди были равны, и в собственности одной части людей не было никаких жизненных систем других людей. Она включает в себя рабовладельческую формацию, при которой в собственности рабовладельцев находился весь раб (рабы), вся его система "жизнь", во всей совокупности входящих в нее его жизненных подсистем. Она включает в себя феодальную формацию, при которой в собственности феодалов находились системы "тело", "рабочая сила" и система "продукт труда" крепостного. Она включает в себя капиталистическую формацию, при которой капиталист распоряжается "рабочей силой" наемного работника и является собственником его "продукта труда".

Можно сколь угодно долго слушать и верить в разглагольствования современных толмачей о том, что в нынешней капиталистической России наемные работники часто находятся на положении крепостных или рабов, но нельзя не видеть (нам же всем будет хуже от этого непонимания) разницы между правом капиталистического собственника на распоряжение рабочей силой, правом феодала на телесные истязания крепостного, и правом на ненаказуемое убийство рабовладельцем своего раба. Это даже не две, не три, а тридцать три большие разницы. Ведь одно дело потерять в форме штрафа часть заработной платы в результате оценки твоей деятельности капиталистическим собственником. И другое – потерять глаз или руку от карающей плети помещичьего конюха, или лишиться жизни от рабовладельческого палача. 

В самом укрупненном виде весь социальный прогресс человеческой цивилизации обусловливается и описывается именно таким межформационным движением прав собственности на системы человека. Все остальные его формы и подробности являются вторичными и производными. И категорически неверно поэтому отрицать глобальный цивилизационный социальный прогресс. И в этом процессе выделяются всемирно-исторические тенденции по неуклонной гуманизации отношений собственности и гуманизации состава объектов обмена на всеобщем рынке. И эти тенденции объективно ведут, в том числе, к исключению из числа объектов частной собственности "продуктов труда" наемных работников, к превращению всех субъектов трудовой деятельности в обществе в полноправных собственников всех своих жизненных подсистем, к социалистической социально-экономической формации.

Другое дело, что объективные закономерности и тенденции в человеческом обществе реализуются только через содействующую или противодействующую деятельность наиболее активных членов общества.

Наиболее общей и важнейшей объективной закономерностью саморазвития материального мира является неуклонное ускорение этого саморазвития (увеличение скорости расширения Вселенной, превышение численности разновидностей и форм живой материи над численностью неживых форм, снижение длительности существования социально-экономических формаций и т.д.). Именно поэтому, в частности, я всегда считал своим долгом скорейшее опубликование всякого своего нового и частичного материала, книги, создание сайта или ютуб-канала, даже в том случае если их содержание и форма не оказывались на момент их создания идеальными. Я всегда полагался на скорейшее подхватывание и дальнейшую разработку моих начал истинного знания об обществе и социализме другими заинтересованными авторами. Возможно, в этом я немного ошибался.

Тем не менее, важнейшей объективной закономерностью развития человеческой цивилизации является пропорциональная зависимость скорости этого развития от скорости развития специализации и разделения труда в обществе. Чем более глубокой оказывается в обществе специализация отдельных работников на выполнение ими отдельной качественной разновидности труда и чем более их работоспособность, трудоспособность, система "рабочая сила" оказывается приспособленной для выполнения именно этой его разновидности, тем большей оказывается и индивидуальная, и совокупная общественная продуктивность данного общественного производства.

Однако, во все времена человеческой истории, эта объективная закономерность отражалась в сознании отдельных субъектов общества и в политике государственных структур по-разному: от предельно извращенной до все более приближающейся к адекватности.

В рабовладельческой формации структуру разделения труда в хозяйстве устанавливал крайне ограниченный круг рабовладельцев и их ближайших помощников. И именно они же распределяли рабов по отдельным видам работ и рабочим местам (проверяли зубы, наличие дефектов тела, ощупывали мышцы и т.д.). И они же оценивали продуктивность работников, их соответствие выполняемым работам. А предельным наказанием за низкую продуктивность были пытки и смерть.

Понятно, что не всем рабам "нравились" такие производственные отношения. Хотя покорность была общим правилом рабского "долгожительства". Но, как хорошо известно, случались и восстания рабов, как, например, восстание Спартака в Древнем Риме. Понятно также, что некоторая прогрессистская часть рабовладельческой элиты начинала адекватнее оценивать и свои, и общие убытки от бесконтрольного уничтожения рабов, особенно в условиях складывающейся ограниченности их наличия на  рынке. И понятно, что всегда были и ярые ретрограды. И развивался кризис рабовладельческой формации. И, так или иначе, происходила смена рабовладельческой формации феодальной.

В свою очередь, в конце существования феодальной формации в обществе складывалось понимание того, что, прежде всего по экономическим основаниям, из желания получения некоторыми членами общества большей доли общественного пирога, целесообразно, с одной стороны, снять сословные ограничения на владение средствами производства, и, с другой стороны, предоставить трудящимся, людям труда больше прав в формировании системы разделения труда. Теперь уже предпринимателем мог стать и бывший приказчик нерадивого помещика. А бывший закабаленный крепостной или цеховой ремесленник получал возможность, так или иначе, самостоятельно выбирать профессию, более востребованную в обществе, и более соответствующую его собственной трудоспособности (рабочей силе).

И в этом процессе, как и прежде, играли свою незаменимую роль и народные массы и прогрессивные представители элиты того времени. И эти процессы тоже тормозили туповатые традиционалисты.

Сегодня мы живем в эпоху концентрации капитала в его предельной форме, в форме глобального капитала. И сегодня мы живем в эпоху предельного обострения главного противоречия капиталистической, империалистической и глобалистской системы – противоречия между теперь уже глобальным характером производства и частнособственническим характером присвоения совокупного общественного и цивилизационного продукта. Сегодня эксплуатируемые народные массы опять, объективно, не могут и, бессознательно, "не хотят жить по-старому".

Другое дело, что сегодня мы живем также и в эпоху кризиса первичной марксистско-ленинской модели и советской практики посткапиталистического, социалистического общества. Сегодня общественная элита все еще не поняла, что главной причиной кризиса социализма 1.0 и развала СССР является наличие в марксистской теории социализма существенной неполноты и частичной, но критически значимой, ошибочности. Сегодня в обществе еще не получила необходимого распространения разрабатывая мною истинная теория подлинно социалистического общества, которая включает наноэкономику индивидуального и индивидуально-коллективного труда, диалектическую теорию индивидуально-коллективной формы общенародной собственности на средства производства и диалектическую теорию всеобщего рынка обмена частичными продуктами частичного труда, как высшую форму плановости общества.

Считается, что история развивается по спирали. А идеальная спираль это пространственная совокупность точек, которая на одну плоскость проецируется в форме окружности, а на две другие – в форме синусоиды и косинусоиды. Наглядным материальным примером спирали является центральная часть пружины сжатия. А еще одним поучительным примером применения модели спирали к технике являются спиральные эскалаторы.

Рис. 2 Спиральный эскалатор

Нужно понимать, что это только объективная, неживая и живая досознательная природа самодвижется по спирали вверх, к объективному прогрессу. Человеческое же общество, образно говоря, находится на спиральном эскалаторе, который с некоторой скоростью самодвижется вниз. Если общество только останавливается в своем относительном движении по историческому эскалатору, оно неизбежно опускается вниз! Для того, чтобы общество поднималось в своем цивилизационном  развитии, оно должно двигаться по эскалатору вверх со скоростью, превышающей скорость его падения. Для того, чтобы двуединая движущая сила общества (народ и элита) обеспечивала такое направление и такую скорость движения, элита общества должна мыслить и масштабнее, и "тщательнее"! 

Говорят, история никого из людей и ничему не учит, что она только жестоко карает за невыученные уроки. Если бы это было так, не было бы в принципе никакого общественного прогресса. Действительная проблема состоит в том, что история, по определению, не учит современников, потому, что история это наука о прошлом. Современников учит история, обращенная в современное обществоведение, в реальную политику. При этом, история, как и любая другая наука, учит только тех, кто желает учиться!

А и сегодня любой и даже высокоинтеллектуальный обыватель учится лишь в начале, в лучшем случае, в первой половине своей жизни. А во второй половине предпочитает действовать на основании представлений, основанных на знаниях "времен очаковских и покоренья Крыма", и учить других. Это – объективная проблема процесса познания мира. И нужно прикладывать серьезные усилия, чтобы преодолеть эту трудность. Но разве легче было питерским и московским пролетариям после тяжелейших рабочих смен осваивать марксизм в рабочих кружках?

А еще, например, вождь мирового пролетариата призывал трудящихся учиться социализму не абы как, а "настоящим образом"! А у нас сегодня учатся по пушкинскому Онегину – "коснувшись до всего слегка"! На информационных площадках левых сил практически исчезла культура дискуссии. Каждый "учитель" лишь "оттарабанивает" выделенное ему время, и каждый же остается при своем мнении. Единое же согласованное мнение не вырабатывается и не ложится в тело новой теории, в тексты программных документов!

Наконец, многие оправдываются за эти "грехи" ссылками на отсутствие в левом движении лидера масштаба В.И. Ленина. Да, роль такой личности в истории чрезвычайно велика. Но такая личность никогда не вырастает на пустом месте и на неподготовленной "почве". И эту почву выпало готовить именно нам.

Социальный прогресс в обществе не только реален в прошлом, но и возможен в настоящем и будущем. Но ему необходимо учиться, учиться и учиться! Учиться настоящим образом! И за него необходимо бороться!

За социальный прогресс!

За истинное знание о социализме!

За подлинный социализм 2.0!

10.06.2023 г.

Сафончик В.Н.


Рецензии