Глава 3 Церкви Украины Часть 1-49 Зап. Часовня

ЗАПАДНАЯ  ЧАСОВНЯ
Петропавловский собор: западная часовня, общий вид с юго-запада. Автор фото: Filin (ноябрь 2012).

ГЛАВА 3 ЦЕРКВИ  УКРАИНЫ  ЧАСТЬ 1-49 БАШНЯ - КОЛОКОЛЬНЯ

НЕ СОХРАНИВШАЯСЯ БАШНЯ - КОЛОКОЛЬНЯ

В северо-восточном углу территории, принадлежавшей храму, в нескольких метрах от собора, была возведена отдельно стоящая башня-колокольня. Это один из многих объектов комплекса, о ранней истории которого известно слишком мало, чтобы можно было точно определить, когда началось строительство этого сооружения. Так, например, Ольга Пламеницкая считает, что башню возвели ещё в 1-ой половине 15 века, при епископе Павле I, как и готический пресвитерий с алтарём, а также башню у западного фасада костёла. Другие источники склонны приписывать возведение и колокольни и пресвитерия епископу Михалу Дзялинскому, тем самым датируя возведение башни серединой 17 века. Таким образом, исследователи в своих оценках возраста башни расходятся на 200 лет.

В отличие от православных церквей города, у которых оборонные башни-колокольни были пристроены прямо к нефу, колокольня Петропавловского собора была обособлена от храма и фактически представляла собой отдельную башню, охранявшую город в целом и территорию костёла в частности.

Башня была построена из камня, её углы были составлены из больших белокаменных тёсаных блоков. В плане башня представляет собой квадрат со сторонами длиной 12,7 метров. С внешней стороны строение имело строгий вид, оживлённый окнами, бойницами и уступами стен, которые делили основной массив башни на три секции высотой 7, 7 и 10 метров. На раннем строительном этапе высота башни была около 30 метров (без кровли). Стены башни имеют внушительную толщину – от цоколя на высоту почти 15 метров их толщина колеблется от 3 до 3,7 метров, что в первую очередь свидетельствует об оборонном характере постройки. На момент строительства колокольни ни одна башня укреплений замка или города не обладала стенами такой толщины. Ранний вход в башню был устроен в стене западного фасада на высоте более 6 метров, на уровне второго яруса, к нему можно было подняться по приставной лестнице, которая уничтожалась в случае опасности. Такая схема расположения входа часто использовалась в Европе, например, именно так были обустроены входы в главные башни (донжоны) многих средневековых замков. Вход, устроенный в нижнем ярусе колокольни, в стене южного фасада, очевидно более поздний, пробитый в толще стены, когда оборонное значение башни снизилось. Стены верхнего яруса колокольни прорезали большие готические окна 7-метровой высоты. Первые два яруса были перекрыты цилиндрическими каменными сводами, перекрытия, расположенные выше, были деревянными. Ярусы сообщались при помощи каменных лестниц – в двух нижних ярусах лестницы были устроены в толще стен, выше - на уступах стен.

Самыми интересными деталями обладал верхний боевой (не сохранившийся) ярус. Судя по рисунку на плане Киприана Томашевича в верхнем ярусе, очевидно, был устроен парапет бойницами с машикулями, а по углам ярус был усилен башенками (бартизанами), которые, также как и парапет, были выдвинуты за линию стен колокольни и, возможно, также были снабжены машикулями. Верхний ярус был увенчан высокой гонтовой кровлей, а бартизаны - гонтовыми кровлями конической формы. Бартизаны, парапеты с бойницами, машикули и кровли формировали сложное и красивое завершение башни, которое, к сожалению, было полностью утрачено в последней четверти 17 века. В Европе подобная схема верхних ярусов башен использовалась, начиная с 14 века, в отдельных регионах бартизанами усиливали башни и в 17 веке, когда подобные конструкции уже считались устаревшими. В Каменце по похожей схеме был сооружен верхний ярус башни-колокольни армянской церкви Св. Николая, ещё две бартизаны находились на северной стене Каменец-Подольской крепости.
 
1450 год. Самое раннее из обнаруженных письменных упоминаний костёла встречено в документе, где речь идёт о неком Яне Багавском, который финансировал сооружение в костёле одного из алтарей.
 
2-ая половина 15 века. В этот период в Каменце последовательно сменились несколько епископов, но ни один из них не упоминался в связи с постройкой или перестройкой той или иной части костёла. Тем не менее, иногда епископу Мацею II (управлял епархией с 1484 по 1490)  приписывают то начало строительства костёла, то его перестройку, хотя никаких весомых оснований для таких выводов нет.

На храмовой территории находился собор, отдельно стоящая колокольня в северо-восточном углу двора, а также ряд жилых и служебных построек, о внешнем облике и планировке которых практически никаких сведений не сохранилось. С течением времени вокруг храма формировалось кладбище. Весь комплекс был окружён каменной стеной, с нескольких сторон терриория храма была ограничена застройкой близлежащих жилых кварталов.
 
16 век. На этот период приходится ряд изменения в облике собора, связанных, в основном, с возведением нескольких часовен, пристроенным к корпусу нефов.

1502 – 1517 годы. Часто постройку каменного собора приписывают каменецкому епископу Якову Бучачскому. Иногда ему приписывают строительства корпуса нефов, а иногда и целого собора. В распоряжении исследователей нет источников, которые бы подтвердили причастность этого епископа к постройке или перестройке собора, однако известно, что Яков был набожным и богатым человеком, жертвовавший значительные суммы на укрепление Каменца (в частности, его герб «Абданк» можно увидеть на башне Колпак крепости), потому многие историки склоняются к мысли, что он мог финансировать и строительство (перестройку) собора. Противники этой версии отмечают, что до Якова Бучачского костёл в Каменце более 50 лет был главным храмов епископата, потому, маловероятно, что его не перестраивали вплоть до 1-ой половины 16 века. Вполне возможно, что какие-то изменения в облик костёла были внесены и при Якове Бучачском, но первый каменный храм мог быть возведён раньше.

После смерти Яков был погребён в крипте собора. В начале 20 века его каменный саркофаг находился в крипте южного нефа. На крышке саркофага был вырезан барельеф Якова, лежащего в епископском облачении в характерной для спящего человека позе.

1 января 1547 года. Благодаря сохранившемуся в актовых книгах документу до нас дошло упоминание интересной сделки между Николаем, войтом немецкого права, и мещанином Станиславом Барщем, каменотёсом (?). Согласно договору, Станислав должен был изготовить 100 белокаменный блоков (stos;w), которые должны были использоваться в ходе некой перестройки собора. К сожалению, неизвестно, что именно собирались перестроить или возвести, но, возможно, блоки предназначались для возведения одной из часовен. В документе значилось, что из 100 блоков 40 должны были иметь 3 локтя в длину, 30 – 2 локтя, 30 – 1,5 локтя. За свою работу мастер должен был получить 6 злотых и отдельно 15 грошей за нарезку блоков. Предполагалось, что мастер сам раскроет и подготовит для работы каменоломню, за что сверх обещанных 6 злотых ему полагался ещё 1 злотый.


ЗАПАДНАЯ  ЧАСОВНЯ

Западная часовня. Неизвестно, когда именно она была построена, как называлась, и кто был её основателем. На основании типичных для ренессанса черт, возведение часовни датируют 16 веком. Вероятно, строение возвели на стыке стены западного фасада храма и северной стены башни, примыкающей к корпусу нефов. Часовня имеет вид кубического объёма, первоначально, вероятно, была увенчана куполом. Её размеры – 3,8х3,8 метра (это самая маленькая часовня собора). С внешней стороны фасады часовни на две части разделял рельефный белокаменный фриз в ренессансном стиле. Фриз есть только на северной и западной стене часовни, с восточной стороны строение примыкало к собору, а с южной стороны фриза нет, поскольку этой стороной часовня примыкала к башне, построенной у западного фасада храма. В северной и западной стене часовни, по линии вертикальной оси, ниже и выше фриза, были прорезаны по два круглых окна, также характерные для ренессанса. Под часовней находилась крипта, перекрытая каменным сводом. К сожалению, в период турецкой оккупации города (1672 - 1699), часовня была сильно перестроена, а её облик искажен, поскольку её использовали в качестве основы для минарета. По этой же причине нет никаких сведений о том, как выглядел интерьер часовни. Только в 1968 году под слоем штукатурки были обнаружены ренессансные окна часовни.

ИСТОЧНИК - - zamki-kreposti.com.ua
Кафедральный собор святых апостолов Петра и Павла в городе Каменец-Подольский

                ПРОДОЛЖЕНИЕ  СЛЕДУЕТ


Рецензии