После продажи Аляски
В 1871 году русский подданный, находившийся на службе США, посетил алеутов – жителей островов Прибылова и записал свои впечатления: «Каждое воскресение и каждый праздник всё население от мала до велика отправляется в церковь, где, за неимением священника, пономарь с участием весьма изрядного клира из алеутов и креолов, одарённых приятным голосом и верным слухом, исполняет все те отделы Литургии, исполнение которых не предоставлено исключительно иерею. Во всякой бараборе (избе) находятся св. иконы, и ни один алеут, при входе, не сядет, не совершив предварительно крестного знамения и поклонения иконам. В ежедневных моих сношениях с жителями острова Св. Георгия я вполне убедился, что православное религиозное образование имело самое лучшее влияние на их нравственное развитие и сделало их истинными христианами – людьми кроткими, добродушными, милосердными». (2)
Святитель Иннокентий (Вениаминов) митрополит Московский, которого называли апостолом Америки и Аляски, так наставлял свою паству: «…Хотя бы ты был человек честный, добрый, справедливый и милостивый, всё же продолжай считать себя негодным рабом Божиим и ничтожным орудием Его.
Действительно, если мы внимательно рассмотрим свои добрые дела, то увидим, что ни одно из них не безупречно полностью. Как часто, например, при подаче милостыни или оказании помощи ближним мы примешивали к этому тщеславные мысли, огорчение, самолюбие, осуждение и другие недобрые чувства. Конечно, доброе дело всегда остаётся добрым, и ты продолжай делать и умножать добрые дела. Ведь золото, даже неочищенное, имеет какую-то цену. Стоит лишь дать его в руки опытному мастеру, и оно получит свою полную цену. Так и ты доверь свои добрые дела Небесному Мастеру, и Он сделает их ценными. Поэтому если хочешь, чтобы твои добродетели были угодны Богу, не хвались ими. Ты не мастер, а лишь подмастерье.
Искусство даёт цену золоту, а добродетелям даёт цену чистая и бескорыстная христианская любовь, которая приходит от Духа Святого. Всё, что сделано без христианской любви… не есть ещё полноценная добродетель. И потому человек, не имеющий в себе Духа Святого, при всех своих добродетелях остаётся нищ и жалок.
Кроме сознания своего недостоинства, смирение заключается ещё и в том, чтобы с терпением и безропотно переносить разные жизненные скорби и несчастья, считая их заслуженными и посылаемыми нам на пользу. Не говори: «Как я несчастен!» Но говори: «Я заслужил ещё и большее наказание за свои грехи!» И не столько проси Бога избавить тебя от бедствий, сколько о том, чтобы дал тебе силы переносить их». (3)
В 1883 году газета «Московские церковные ведомости» напечатала сравнительный обзор о положении в американских землях, где дан анализ жизни обитателей Алеутских островов, которые стали территорией США, и Командорских островов, оставшихся российской территорией. Отмечалось, что население на двух Командорских островах – Беринговом и Медном – состоит из смешанного потомства русских и алеутов, говорящих на алеутском наречии, но почти все без исключения хорошо объясняются на русском языке и между ними вообще заметна большая наклонность считать себя русскими.
Многие из них имеют совершенно русские фамилии. Всё население островов, состоящее из 483 душ, православное и притом набожное. На обоих островах есть церкви, поддерживаемые иждивением креолов, посещающих храм каждый праздник. Но литургия бывает только раз в год, когда приезжает священник из Петропавловска-Камчатского исполнять все требы.
Жители островов, особенно Медного, благодаря котиковому промыслу, пользуются значительным довольством и благосостоянием, как сообщал миссионер в 1883 году. А на острове Уналашка, относящемся к Алеутской гряде (в составе США), люди живут беднее и в старых юртах, в то время как на Командорах (в составе России) уже почти все жители имеют просторные двух-, трёхкомнатные дома, с сенями и кухней, так что «редко в нашей зажиточной деревне (в центре России) найдёшь такие светлые и просторные комнаты», – отмечает автор статьи. (4)
В то же время, алеуты в США также народ очень набожный, и нередки примеры, что продолжают строить новые церкви и содержать священников на свои скудные средства. Так, например, на Уналашке алеуты построили местному протоиерею дом, который представляет лучшее здание на острове после дома для агентства США.
Церковь здесь довольно большая и благоустроена ещё во времена, когда была Русско-Американская компания. В праздничные дни её посещает всё местное население, начиная с малолетних. «Нам пришлось в ней, – говорит автор, – слушать обедню на праздник Преображения Господня. Женщины и дети стояли отдельно на левой стороне, мужчины – на правой. На клиросе пели до десяти певчих с хорошими тенорами, альтами и дискантами. Пение их довольно гармонично, но слишком монотонно; напевы же – только слабое подражание нашим, каждая нота тянется без конца, насколько позволяет грудь поющего.
Перед тем как народу прикладываться ко кресту, церковный староста занял подобающее ему место и с глубоко озабоченною физиономией направлял каждого из прикладывающихся; дети же все перешли через его руки – он поднимал каждого ребёнка и подносил ко кресту. Священник – семидесятилетний старец, пользующийся большим авторитетом – и не даром: в течение сорокалетнего пребывания на Крайнем Севере он немало побродил по всей алеутской группе островов, и вряд ли на каком острове на Аляске найдётся живая душа, которая бы не знала священника Зайцева.
Он изучил оттенки разных алеутских наречий, сам же по-английски не говорит. «Стар я уже, чтобы ломать язык, видно, и так обойдусь», – скромно заметил русский священник нашим морякам. В душе он горюет об утрате Русских владений в Америке. Жители Уналашки занимались бобровым и лисьим промыслом, но остров не богат этими зверями. В год на Уналашке убивали не более 100 бобров, за которые платили до 70 долларов за штуку. На судах американской компании алеутов возили для промысла и на другие острова». (5)
В 1933 г. архиепископом Алеутским и Североамериканским, экзархом Московской патриархии в Америке был назначен митрополит Вениамин (Федченков). В этот год из-под его пера вышла в свет книга «Всемирный светильник. Преподобный Серафим Саровский (к столетию со дня его кончины 1833–1933 гг.)». Осенью 1920 г. владыка Вениамин вместе с остатками армии Врангеля вывозил Курскую-Коренную икону «Знамение» из Крыма в Сербию через Константинополь. (6)
В 1935 году епископом Детройтским в Америке, а в 1947 году – архиепископом, был назначен бывший до 1919 года наместником Курского Знаменского монастыря архимандрит Иероним (Чернов), который сопровождал икону «Знамение» от Курска до Белграда.
В середине 1950-х годов на Алеуты в с. Никольское прибыла группа протестантских миссионеров, и когда собравшиеся сельчане узнали о цели их визита, то они сказали протестантам, что «Христос прибыл на их остров 150 лет назад, что они были и будут продолжать сохранять Православие». Местные алеуты были против их пребывания на острове. (7)
В 1993 году святейший Патриарх Алексий II побывал в некоторых из 86 православных приходов Северной Америки, в том числе на тихоокеанских островах, полуострове Аляска, посетил Воскресенский храм на о. Кадьяк, где пребывают нетленные мощи преп. Германа, а также православную духовную семинарию имени преп. Германа Аляскинского, где люди разных национальностей получают богословское образование.
В своей речи на приёме в Анкоридже 19 сентября 1993 года Патриарх Алексий II сказал слово: «Торжество Православной церкви Америки – это и наш российский праздник, ибо это русские монахи 200 лет тому назад, пройдя длинный и тяжёлый путь через Сибирь и Дальний Восток, принесли свет Православия на Алеутские острова и Аляску. Нас радует, как свято хранят здесь память о русских подвижниках… Да будет Православие мостом, соединяющим наши народы, укрепляя их взаимное доверие и дружбу». (8)
Оказывается, на Аляске и сегодня помнят и любят Россию и русских людей. Многие представители местного населения ведут своё происхождение от подданных Российской империи, которые, без долгих размышлений, переселялись в «Русскую Америку» с конца XVIII века из центральных губерний отечества и из Сибири. Нередки были браки между представителями местных индейских племён – алеутов, колошей или тлинкитов, принявшими православие, и выходцами из России. Их потомки, которых называют креолами, в наши дни чаще всего оказываются носителями стародавних русских традиций и обычаев.
К. А. Шопотов, в прошлом командир соединения ракетных атомных подводных лодок Тихоокеанского флота, имеющий большой педагогический опыт преподавания на факультете подготовки штурманов в Высшем военно-морском училище им. М.В. Фрунзе, привыкший, в силу специфики преподавательской профессии, каждую свободную минуту посвящать назидательным рассказам для просвещения слушателей, рассказывал нам о своём посещении острова Беринга, в связи с 275-летием его открытия русскими мореплавателями, а также о своих впечатлениях от ряда объектов в акватории Тихого океана, с которыми его связывал богатый жизненный опыт.
Это Западное побережье Северной Америки и полуостров Аляска, которые в былые времена входили в состав России. Так, например, семья жителей Аляски по фамилии Дьяконовы, из посёлка Пеликан на острове Чичагова (9) в заливе Лисянского, хранит документы о происхождении своей фамилии от служителя православного храма на острове Уналашка – дьякона Никифора Дьяконова, который был прислан Святейшим Синодом из России в 1804 году для проповеди христианства среди местного населения.
Карен Дьяконова – русская, внешность которой имеет характерные черты облика индейского племени тлинкитов, относит себя к христианам православного вероисповедания. Манерами поведения эта симпатичная улыбающаяся дама не отличается от русских женщин, носит обычную современную европейскую одежду. Налаженный уютный быт в её доме мало чем разнится от обстановки в индивидуальных домах Поволжья, Подмосковья или Русского Севера, в чём-то сохраняя черты характерного домашнего обихода представителей Российской империи начала XIX века.
Карен даже угощает гостей настоящим борщом с пампушками из дрожжевого теста, приправленными толчёным с солью чесноком, а на десерт подаёт к чаю сладкие пироги с черникой. Эти блюда она готовит только сама лично, причём в лучших традициях настоящей русской кухни, как оценил их вкусовые достоинства Константин Антонович Шопотов.
Интерьер жилища Дьяконовых обильно украшен кружевами ручной работы на многочисленных белоснежных салфетках, нарядными диванными подушками с искусной вышивкой «крестиком» и прочими привычными атрибутами прочного русского дома, созданными заботливыми руками его хозяйки.
В городе Ситха, бывшем российском форпосте Ново-Архангельск, в 1840-х годах начала действовать школа для девочек, основанная свт. Иннокентием Московским (10) для людей любого звания (11). Воспитанницы этого учебного заведения, которым предстояло стать хорошими хозяйками в своём доме и заботливыми матерями семейств, обучались не только грамоте и письму, но и рукоделию, игре на музыкальных инструментах, танцам и пению. В роду Карен Дьяконовой были те, кто учился в этой школе, просуществовавшей не одно десятилетие.
В этом, отдалённом от столиц бывшем уголке России проповедовал христианство такой знаменитый духовный наставник, как свт. Иннокентий Московский, уроженец Иркутского края. Этому выдающемуся пастырю нередко приходилось самому управлять собачьей упряжкой или лодкой-байдаркой на волнах Тихого океана, добираясь от Ново-Архангельска до своих прихожан, живущих на островах и протяжённом побережье Северной Америки. Свт. Иннокентия Московского по праву называют апостолом Америки и Аляски. Он перевёл Евангелие на алеутский и некоторые языки североамериканских индейцев, изучая различные местные наречия. В Новоархангельске, на острове Ситха, 22 ноября 1859 года состоялось открытие «Общего училища российско-американских колоний», организованного по инициативе свт. Иннокентия.
Во время своей северо-американской поездки в 2007 году, посещая храм Архангела Михаила в Ситхе, построенный свт. Иннокентием Московским, Константин Антонович Шопотов уделил внимание расположенной вблизи храма могиле княгини Аделаиды Ивановны Максутовой, жены последнего начальника Русской Америки перед её продажей в 1867 году (12). Капитан I ранга князь Дмитрий Петрович Максутов, герой обороны Петропавловска-Камчатского в 1854 году, командовал береговой батареей, прикрывающей вход в Петропавловскую гавань, при отражении нападения морского десанта англичан и французов на русский гарнизон в Авачинской бухте в Восточную (Крымскую) войну.
В этой поездке К. Шопотов совместно с местными краеведами спустил на воды Тихого океана венок от Санкт-Петербургского общества «Память Балтики» в память погибшим здесь морякам французской экспедиции Лаперуза. С особым интересом рассматривали мы фотографию симпатичной дамы в «стильных» золотистых очках на улыбающемся широкоскулом лице и ярко-красном спортивном костюме одной из лучших торговых марок на коренастой фигуре «чистых кровей» представительницы местного племени тлинкитов.
С этой образованной дамой – Норой Дауэнхауэр – уважаемым профессором университета в городе Джуно, современной столице Аляски, галантный Константин Шопотов особо подружился. Вместе с профессором они совершили научно-исследовательскую поездку на катере вдоль тихоокеанского побережья в районе бухты Таханыс и пролива Лисянского.
На этом отрезке берега, где господствуют мощные подводные течения, во время Великой Северной экспедиции летом 1741 года бесследно пропали две лодки с моряками пакетбота «Святой апостол Павел» капитана А. И. Чирикова, всего более 20 человек. Лодки были посланы к побережью последовательно, в два этапа, в надежде пополнить запасы свежей воды, которые были сделаны ещё в порту Петропавловска при отплытии. Поэтому на обратном пути к Камчатке команда пакетбота «Св. Павел» очень страдала от нехватки воды, едва имея по глотку влаги, которую собирали капельками по утрам с промокших парусов.
Влияние русской культуры за несколько десятилетий коренным образом преобразило представителей индейских племён Алеутских островов и северо-западного берега Америки, принявших православие. Сейчас в суровых краях северной части западного побережья Тихого океана живут многие потомки местных племён североамериканских индейцев от смешанных браков с русскими поселенцами.
На первых порах обычаи и традиции североамериканских индейцев казались слишком непривычными для ментальности, для сложившихся понятий о добре и зле, характерных для русских первопроходцев, моряков и промысловиков, начавших освоение этих земель примерно с середины XVIII века. Когда они познакомились поближе с нравами местных обитателей, то оставили много воспоминаний об удививших их обычаях колошей или тлинкитов. Так, известны случаи, когда старики в индейских семьях заболевали, слабели и уже становились непригодными к ежедневным рабочим нагрузкам, тогда их просто выносили подальше от жилья и оставляли одних умирать.
В наши дни индейцы и креолы Аляски и Алеутских островов, принявшие православное крещение, сохраняя христианские ценности, как правило, испытывают потребность в повышении уровня знаний, стремятся получать высшее образование, работают в различных областях производства, в сфере науки и культуры.
Существенное отличие, как по образу мыслей, так и по поведению, пожалуй, сегодня самое важное, что отличает нравственные качества индейцев западного побережья Северной Америки, где были первоначально русские колонии, от индейцев восточного побережья, где колонизация осуществлялась «по европейскому образцу».
Источники.
(1) - При императоре Александре II американцы направляли в Россию особую делегацию, чтобы отблагодарить за его поддержку «северян» в борьбе с «южанами». В США происходила война между «севером» и «югом», в южных штатах процветала эксплуатация чернокожих рабов на хлопковых плантациях. Англия приобретала хлопок по низким ценам «на юге», и победа «северян» не входила в интересы Британского королевства. Северным штатам грозила интервенция мощного английского флота. И тогда император Александр II направил к берегам Америки две военные эскадры, что обеспечило «нейтралитет» Англии, а войска «южан»-рабовладельцев вскоре были разбиты. Так Россия помогала Америке обрести независимость, а её чернокожим жителям – сбросить иго рабства.
(2) - Записка о состоянии Православных храмов на островах: Уналашка, Св. Павла и Св. Георгия, в Аляскинской территории.12/24 февраля 1871 г. Вашингтон. АВПРИ. Ф. 340. Оп. 874. Д. 1. Л. 2, 3; Митрополит Климент (Капалин). Русская православная церковь на Аляске до 1917 года. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. – С. 13. – 608 с.
(3) - Святитель Иннокентий (Вениаминов), митрополит Московский. Указание пути в Царствие Небесное. – М.: ООО «Духовное преображение», 2021. – С. 49–50. – 64 с.
(4) - Миссионерский отдел // Московские церковные ведомости. – № 51. – М., 1883. – С. 647.
(5) - Миссионерский отдел // Московские церковные ведомости. – № 51. – М., 1883. – С. 647.
(6) - Митрополит Вениамин (Федченко) (1880–1961). Род. в д. Ильинка Кирсановского уезда Тамбовской губернии. Окончил Тамбовскую дух. семинарию, Санкт-Петербургскую дух. академию. Был личным секретарём архиепископа Финляндского Сергия (Страгородского), встречался со св. прав. Иоанном Кронштадтским в Андреевском соборе, опубликовал в 1906 г. очерк «Записки студента-паломника на Валааме».
(7) - Herscha A. In the Land of the midnight sun//The Russian Orthodox Journal. – 1961. – № 7. (November). P. 9.; Митрополит Климент (Капалин). Русская православная церковь на Аляске до 1917 года. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. – С. 482. – 608 с.
(8) - Преподобный Герман Аляскинский, Валаамский подвижник в Америке. Материалы к жизнеописанию. Авт.-сост. Корсун С. А. – Спб.: Учреждение Мастерские Валаамского монастыря, 2005. – С. 170–173. – 183 с.
(9) - Остров назван в честь Василия Яковлевича Чичагова (1726–1809 гг.), адмирала, который в 1790 г. разбил шведский флот под Выборгом, не потеряв ни одного русского корабля. Адмирал, удостоенный за победу в этом сражении золотого Георгиевского креста I степени, является предком причисленного к лику святых в 2000 году епископа Серафима (Чичагова), подготовившего в начале XX века документы для прославления прп. Серафима Саровского.
(10) - Митрополит Московский Иннокентий (Вениаминов) за годы миссионерства обратил в православие более 15 тысяч алеутов, построил девять церквей.
(11) - В 1840 году архимандрит Иннокентий (Вениаминов) был посвящён во епископа Камчатского, Курильского и Алеутского. Основал две викарные кафедры в Новоархангельске и Якутске. Проповедовал в Приморском крае. В 1847 году императорской Академией наук были опубликованы составленные епископом Иннокентием «Грамматика алеутско-лисьевского языка» и «Российско-колошский словарь» и его научные труды: «Записки об островах Уналашкинского отдела», «Записки об Ахтинских алеутах и колошах», «О состоянии Православной Церкви в Российской Америке». Перевёл богослужение и некоторые книги Священного Писания на якутский язык, что способствовало крещению более 300 000 якутов. Епископ Иннокентий скончался митрополитом Московским в 1879 году. Похоронен в Троице-Сергиевой Лавре. Причислен к лику святых.
(12) - Архивные материалы Российско-Американской компании хранятся в Вашингтоне в библиотеке Конгресса США.
Свидетельство о публикации №223061101318