Глава 3 Церкви Украины Часть 1-52 Час. девы Марии

Петропавловский собор: часовня Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, интерьер, алтарь. Автор фото: Filin (декабрь 2012).

ГЛАВА 3 ЦЕРКВИ УКРАИНЫ  ЧАСТЬ 1-52 ЧАСОВНЯ НЕПОРОЧНОГО ЗАЧАТИЯ ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ МАРИИ
 
16 – 17 века. Собор владел целым рядом сёл и несколькими городками, включая Чорнокозинцы, где находились резиденция епископов и замок.
 
16 августа 1602 года. Большинство строений Каменца погибли или были сильно повреждены огнём разрушительного пожара, который охватил практически весь Старый город. Вероятно, получил повреждения и Петропавловский собор.

1591 – 1607 годы. При епископе Павле Волуцком в соборе менялся декор интерьера.

23 октября 1613 года. Каменец пережил землетрясение. Армянская «Каменецкая хроника» об этом сообщает так: «Года 1062 [1613], октября 13 [23], в среду на рассвете в 9 часов произошло землетрясение, которое длилось четверть часа». Землетрясение могло повредить кафедральный собор.

1607 – 1614 годы. При епископе Яне IV Андрее Прухницком очередные изменения в декоре интерьера.
 
14 июня 1616 год. Сильный пожар охватил практически весь город. Огонь повредил множество храмов Каменца, в том числе и Петропавловский собор, у которого сгорела крыша, и пострадал интерьер. 

 6 ноября 1620 года. Город пережил сильное землетрясение. В «Каменецкой хронике» сообщается: «1069 [1620], октября 29 [ноября 6], в день Воздвиженья Святого Креста, в воскресенье, в 21 час произошло землетрясение, длившееся четверть часа. Трясло так, что каменные стены ломались и рассыпались. И произошло это не только в Каменце, но и в Молдавии, и в Турции. Люди, которые были тогда в Турции, рассказывали, что рухнуло очень много турецких минаретов как в Стамбуле, так и в других местах». Вероятно, землетрясение повредило кафедральный храм.

1621 год. С момент пожара прошло 5 лет, в течение которых храм не успели до конца восстановить. В сентябре 1621 года, когда город недолго осаждали войска султана Османа, работы по восстановлению собор ещё не были завершены, но сооружение уже было выведено из аварийного состояния, поскольку в октябре 1621 года здесь состоялось пышное благодарственное богослужение за победу над турками под Хотином. На службе присутствовал королевич Владислав, будущий король Речи Посполитой, а также множество рыцарей, участвовавших в битве.
 
1627 – 1640 годы. При епископе Павле II Пясецком собор был не только восстановлен, но и перестроен. Вероятно, именно при Павле старый готический фронтон собора перестроили в стиле маньеризма.
ЧАСОВНЯ НЕПОРОЧНОГО ЗАЧАТИЯ ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ МАРИИ

Часовня Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Эта прямоугольная в плане часовня была пристроена к южному нефу собора. Еще с середины 16 века к этому же нефу была пристроена часовня епископа Леонарда Слончевского, рядом с которой и появилась новая часовня. Она заняла всё оставшееся на фасаде пространство вдоль южного нефа. Старая и новая часовня в экстерьере были визуально слиты в один объём, который прорезали готические окна и подпирали контрфорсы. Благодаря такому подходу новая пристройка с одной стороны была удачно объединена в одно целое с более ранней пристройкой, с другой стороны получившийся объём, составленный из старой и новой часовни, благодаря своим готическим чертам не казался чужеродным объектом на фоне нефа и пресвитерия. Часовня также была известно под названием «Часовня райцев» и «Литераторум». Первое название происходит от райцев (ратманов), как называли членов совета магистрата города, которые, вероятно, были фундаторами часовни. Название «Литераторум» происходи от Литерацкого братства Неоплаканной Девы Марии, основанного при соборе в 1620 году под патронатом магистрата. Вероятно, ранее часовня Непорочного Зачатия представляла собой не одну, а две часовни, отделённые друг от друга стеной-перегородкой, одна из которых была часовней райцев, другая была часовней Литерацкого братства. Позднее стену, разделяющую часовни, снесли, объединив их объёмы в одну часовню Непорочного Зачатия. В интерьере вход в часовню был оформлен в виде двух арок с полуциркульными завершениями, вероятно, наследуя стиль арок, устроенных в стенах между нефами. Первоначально, вероятно, каждая арка вела в отдельную часовню.

Нет точных сведений, о том, когда была возведена новая часовня. Известно лишь, что это произошло не позднее 1628 года, о чём свидетельствует надпись на мраморной плите, вмурованной в стену южного нефа, при входе в часовню. Плита была установлена шляхтичем Яном Белобоцким, который, вероятно, мог финансировать строительство часовни. На плите, текст которой написан на старопольском и латинском языке, помимо молитвы Деве Марии и перечня имён известных мещан города, также есть дата – 4 ноября 1628 года. На этом основании исследователи предполагают, что часовня была возведена при Павле Пясецком и благодаря его покровительству. Возможно, перечисленные на плите люди были фундаторами часовни, а 4 ноября 1628 года – это дата её освящения.

Некоторые источники приводят информацию, что высота боковых нефов была увеличена до высоты уровня центрального нефа только в 1-ой половине 17 века, и именно возведение часовни якобы стимулировало этот процесс, поскольку чтобы её построить, необходимо было изменить строение южной части храма. Таким образом, авторы этой гипотезы, не имеющей прочного основания, придерживались мысли, что до 17 века соборы выглядел как классическая базилика с тремя нефами разной высоты.

Известно, что возле Армянской площади когда-то находился старый епископский дворец, об истории которого мало что известно, а вопрос его месторасположения остаётся дискуссионным. Одной из особенностей дворца была канализация, строительство которой обошлось довольно дорого, поскольку канал со сводчатыми перекрытиями, служивший для слива нечистот в каньон, был выдолблен в скале. Известно, что дворец в 1612 году сгорел, после чего, вероятно, пришёл в упадок. Принято считать, что в 1627 году, при епископе Павле III Пясецком, на новом месте, напротив западного фасада собора, был построен новый епископский дворец. О его ранней истории сохранилось очень мало сведений, потому нет единого мнения, когда и кем было построено это здание. Так, иногда его возведение приписывают епископу Стефану Рупневскому (1716 - 1721), а Ольга Пламеницкая убеждена, что старый и новый дворец – это одно и то же здание и, следовательно, дворец был построен до Пясецкого.
 
1640-е годы. Известно, что в 1-ой половине 17 века в соборе находилось 12 алтарей и 8 часовен. Некоторые из них появились благодаря фундаторам, потому носили их имена: престол Баришковских, Струсов, Калиновских, Сабаневских и т.д. Иногда в храме сооружали временные алтари для икон, которые приносили в соборе в периоды войн. 
 
1644 - 1657 годы. Целый ряд исследователей считают, что в этот период, когда каменецким епископом был Михал Эразм Дзялинский, собор был сильно перестроен, однако, вероятно, масштабы его строительной деятельности сильно преувеличены. Так, например, отдельные исследователи считали, что после пожара 1616 года при Дзялинском собор был полностью перестроен вместе часовнями. Многие другие историки (в числе них Иосиф Ролле и Евфимий Сецинский) придерживались мнения, что именно при Дзялинском был возведён готический пресвитерий храма, алтарь, якобы первоначально находившийся на западе, был перенесён на восток, а главный вход в то же время переместился с восточного на западный фасад. При этом нет оснований полагать, что такое масштабное строительство действительно происходило при Дзялинском. При этом епископе у внешней стены апсиды, между двумя контрфорсами, была устроена скульптурная композиция «Гефсиманский сад» (сад, где Иисус молился накануне ареста). Композиция была представлена Распятием, по сторонам которого находились статуи Девы Марии и Св. Иоанна. Фактически, епископу уверенно можно приписать лишь участие в декорировании храма, но не более масштабные работы. К тому же многочисленные архитектурные детали собора свидетельствуют о том, что его пресвитерий и тем более неф были возведены намного ранее середины 17 века.

Известно, что у городского палача на кладбище был свой участок, где хоронили тех, кого он казнил на центральной городской площади, у ратуши.
 
1672 год. В начале Польско-турецкой войны (1672 - 1676) Каменец-Подольский был взят в осаду крупными объёдинёнными силами турок, татар и казаков. Город подвергался сильному артобстрелу, в ходе которого были повреждены и уничтожены множество зданий. Получил повреждения и собор, особенно его западный фасад. Возможно, именно в ходе осады была разрушена башня, примыкавшая к собору с запада. Была повреждена и башня-колокольня, особенно её верхний ярус. Спустя несколько недель осады Каменец пал и турки стали новыми хозяевами города. Самые значительные храмы Каменца турки превратили в мечети, менее значимые отдали полякам, русинам и армянам для их богослужений. Кафедральный собор по воле султана Мехмеда IV был превращён в главную мечеть города. Именно в Петропавловском соборе при участии султана состоялась первая мусульманская месса.

Спустя некоторое время после начала оккупации каменецкий патриот Киприан Томашевич издаёт в Кракове весьма детальный план Каменца, на котором город изображён таким, каким он был в 1672 году, сразу после захвата турками. Собор Св. Петра и Павла показан со стороны западного фасада. На плане он обозначен буквой «H». Подпись к плану сообщала, что это «Кафедральный костёл Св. апп. Петра и Павла, ныне мечеть султана, в которую он имел торжественный въезд 3 сентября» («Ecclesia Cathedralis SS. Petri et Pauli Apost., nunc Moschea Imperatoris, hanc ipse in persona solenni cum pompa adierat 3 Septem»). Не смотря на то, что храмовый комплекс показан на плане схематично, его изображение предоставляет немало уникальной информации о том, как собор и его колокольня выглядели во второй половине 17 века.

Собор. Три нефа равной высоты перекрыты общей двускатной кровлей, над которой возвышается небольшая главка (?). Западный фасад увенчан высоким фронтоном в стиле готики или маньеризма. С этой же стороны к фасаду пристроена башня. Видна апсида, примыкающая к корпусу нефов с востока. Стены храма подпирают контрфорсы. У северной стены собора видна часовня Пресвятых тайн, однако на плане не показана ни часовня у западной стены, ни часовни, пристроенные к южному нефу. 

Колокольня. Судя по плану, во второй половине 17 века высота постройки вместе с кровлей могла достигать высоты 40-45 метров, потому колокольня была одной из важнейших архитектурных доминант Каменца. Вероятно, в этот период у башни было пять ярусов, самый верхний из которых был хорошо приспособлен к обороне. Колокольню венчала высокая гонтовая кровля с люкарнами.

Ограда. Показана стена к западу от собора с аркой ворот. Ольга Пламеницкая считает, что арка ворот имела стрельчатую готическую форму, и что таким образом был изображён вход на территорию храма.

В Каменце турки задержались на 27 лет, до 1699 года, когда по условиям Карловицкого мирного договора город вновь отошёл к Речи Посполитой. В годы оккупации должность каменецкого епископа продолжала существовать, хотя сменявшие другу друга на этом посту епископы находились за пределами не только Каменца, но и Подолья, а количество католиков в городе резко сократилось.

Превращая собор в мечеть, мусульмане его практически не перестраивали, если не считать возведения минарета, однако декор интерьера храма был сильно повреждён, поскольку не отвечал догматам мусульманства. Вероятно, все алтари, образы и большинство фресок были уничтожены, а вместо них храм украсили мусульманской символикой. Нет информации о том, что случилось с башней у западного фасада собора, и как в течение оккупации изменился облик колокольни, особенно её верхнего яруса. Возможно башня у западного фасада, повреждённая во время осады, была разобрана ещё турками, также возможно, что её разобрали в 1-ой половине 18 века, когда город вернули полякам.

Известно, что у часовни Непорочного Зачатия турки замуровали проёмы, поскольку именно эта сторона храма (южная) была обращена в сторону Мекки. Вероятно, здесь находился михраб, ниша, к которой обращаются лицом мусульмане во время молитвы, а также минбар (кафедра, трибуна для проповеди в мечети).

ИСТОЧНИК - zamki-kreposti.com.ua
Кафедральный собор святых апостолов Петра и Павла в городе Каменец-Подольский

                ПРОДОЛЖЕНИЕ  СЛЕДУЕТ


Рецензии