Узкоколейки вкруг Урая

Один из самых интересных материалов – это подборка информаций об узкоколейных железных дорогах, которые возникали непосредственно около железнодорожных трасс широкой колеи идущих через Серов на Приобье и через Тавду на Устье-Аха.
Роскошный справочник по всем узкоколейным дорогам СССР позволяет нам по-новому оценить реальную ситуацию с узкоколейной железной дорогой в самом Урае.
В СССР действовало около 2200 узкоколеек, с суммарной протяженностью путей более ста тысяч километров. Понятно, что огромный материал  вынуждает нас выбирать из массива только ту информацию, которая относится непосредственно к определяемой нами теме.
Вопрос мы поставим несколько неожиданно: была ли возможность у Урая построить себе собственную узкоколейку? Мы пока не рассматриваем вопросы целеполаганий, стоимости, затратности. Мы только смотрим на то, что творилось вокруг и пытаемся сообразить: чисто теоретически, если бы Урай захотел, мог бы он сам себе воздвигнуть узкоколейку в те благословенные годы?
Вообще узкоколейки в стране воздвигались
А) большими промышленными предприятиями для собственных нужд
Б)  рудодобывающими предприятиями для транспортировки добытого сырья
В) лесозаготовительными организациями добывавшим именно лес
Были и другие причины и моменты но уже указанные видимо были доминирующими.
Урай большую часть своей жизни добывал, среди прочего, именно лес.
Что же могло помешать ему бросить узенькую колею в сторону лесозаготовок?
К примеру.
И пока не важно, почему всё-таки не бросил.
Понятно что причины тому имелись. И не одна, и не две, и не три.
Важно только одно: если бы пожелал, сделал бы это не напрягаясь.
Судите сами!

По состоянию на 2009 год, в Сверрдловской области находились 9 гарантированно действующих узкоколейных железных дорог: Алапаевская узкоколейная железная дорога, узкоколейная железная дорога Верхнесинячихинского металлургического завода, узкоколейная железная дорога завода «Уралэлектромедь», город Верхняя Пышма, узкоколейная железная дорога учреждения АБ239 (посёлок Сосьва), узкоколейная железная дорога Богдановичского шпалопропиточного завода, узкоколейная железная дорога Режского никелевого завода, Малая Свердловская (Екатеринбургская) детская железная дорога, Пуксинская узкоколейная железная дорога (за исключением короткого участка в черте посёлка Пуксинка, пригодна только для движения съёмных дрезин), узкоколейная железная дорога Басьяновского торфопредприятия (используется только для движения съёмных дрезин), узкоколейная железная дорога Тавдинского фанерного комбината, Верхнетуринская узкоколейная железная дорога (пригодна только для движения съёмных дрезин).

А вообще сколько узкоколеек обнаружили на "урайских" трассах создатели сайта "Архивы железных дорог"

На трассе Серов – Приобье как минимум ТРИ:

1
Андриановская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — село Андриановичи, расположенное вблизи станции Андриановичи на железнодорожной линии Серов — Приобье.
Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации — 2007 год.

2
Ларьковская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — село Андриановичи, расположенное вблизи станции Андриановичи на железнодорожной линии Серов — Приобье.
Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации — 1965 год.

3
Узкоколейная железная дорога в посёлке Маслово. Местонахождение — посёлок Маслово, расположенный у станции Уралзолото на железнодорожной линии Серов — Приобье.
Возможно, узкоколейная железная дорога обслуживала золоторудный карьер. Её протяжённость была незначительной.
Узкоколейная железная дорога полностью разобрана.

На трассе ведущей на Устье-Аха

4
Узкоколейная железная дорога вблизи посёлка Поречье. Начальный пункт — посёлок Поречье, расположенный у станции Таволожка (284 км) на железнодорожной линии Егоршино — Устье Аха.
По неподтверждённым данным, эта узкоколейная железная дорога принадлежала одному из лесопунктов узкоколейной железной дороги.
Ориентировочный период открытия узкоколейной железной дороги: 1950-е годы. Протяжённость узкоколейной железной дороги, согласно картам, составляла около 10 километров.
Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации: 1960-е годы.

5
Сарагульская (?) узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Сарагулка, расположенный у станции Сарагулка на железнодорожной линии Егоршино — Устье Аха.
Узкоколейная железная дорога принадлежала лесопункту Туринского леспромхоза, который находился в Сарагулке. Ориентировочный период открытия узкоколейной железной дороги: 1950-е годы. Протяжённость узкоколейной железной дороги, согласно картам, составляла около 10 километров.
Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации: 1980-е годы.


6
Шорыгинская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Фабричное.
Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Дата ликвидации — 2004 год.


7
Узкоколейная железная дорога Тавдинского фанерного комбината. Местонахождение — город Тавда, расположенный у станции Тавда на железнодорожной линии Егоршино — Устье Аха.
По состоянию на 2013 год, узкоколейная железная дорога действует.

8
Карьерская (?) узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Карьер (Песчаный), расположенный вблизи станции Карьер на железнодорожной линии Егоршино — Устье Аха.
Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации: 1970-е годы.

9
Сарьянская (?) узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Сарьянка, расположенный на левом берегу реки Тавда. По состоянию на 2010 год, в Сарьянке сохранялись остатки моста узкоколейной железной дороги через реку Сарьянка. Связана с колониями.

10
Узкоколейная железная дорога в окрестностях посёлка Якшино. Начальный пункт — посёлок Якшино (Заречный), расположенный на левом берегу реки Тавда.
Ориентировочный период открытия первого участка узкоколейной железной дороги — 1950-е годы.
Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации: 1980-е годы.

11
Новосёловская (?) узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Новосёлово, расположенный на правом берегу реки Тавды. Февраль 1998 года. Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации: начало 2000-х годов

12
Крутихинская (?) узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Крутиха, расположенный у станции Крутиха на железнодорожной линии Екатеринбург — Егоршино.
Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации: 1970-е годы.

13
Костоусовская (?) узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Костоусово, расположенный у станции Костоусово на железнодорожной линии Екатеринбург — Егоршино.
Протяжённость узкоколейной железной дороги, согласно топографическим картам, составляла около 20 километров.
Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации: начало 1990-х годов.

14
Узкоколейная железная дорога Лопатковского (?) леспромхоза. Начальный пункт — посёлок Лопатково, расположенный у станции Лопатково на железнодорожной линии Егоршино — Устье Аха. 8 января 1993 года в Лопатково побывал исследователь железных дорог из г. Екатеринбурга Александр Колесов. По информации от него, на тот момент узкоколейная железная дорога не действовала уже несколько лет, но не была полностью разобрана. Имелся тепловоз ТУ6А-1158 с одной платформой.
Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации: 1995 год.

15
Скородумская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Зайково, расположенный у станции Худяково на железнодорожной линии Егоршино — Устье Аха.
А от Скородумского ЛПХ не осталось вообще ничего, только заросшее бурьяном поле...
В сентябре 2002 года автор проехал в поезде сообщением Егоршино — Тавда (широкая колея) через станцию Худяково. Была возможность осмотреть из поезда начальный участок узкоколейной железной дороги. На тот момент рельсов и остатков подвижного состава не было заметно. Капитальный мост через реку Ирбит, пропускавший поезда узкоколейной железной дороги, был заменён лёгким пешеходным мостом.

17
Кондинская (?) узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Луговой (прежнее название — Луговая), расположенный на правом берегу реки Конда.
Предполагаемая трасса узкоколейной железной дороги на топографической карте масштаба 1:500 000, изданной ориентировочно в 1991 году. Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000 (составлена на основе двух листов карты масштаба 1:100 000, «восточный» фрагмент был издан в 1950 году, «западный» фрагмент — в 1970-х годах. Узкоколейная железная дорога обозначена только на «западном» фрагменте).
Согласно отчётам бывшего Министерства лесной промышленности, первый участок узкоколейной железной дороги был открыт в 1956 году. Узкоколейная железная дорога являлась лесовозной, «сплавной».
Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации — 1970-е годы. По насыпи узкоколейной железной дороги частично проложена автодорога.
Согласно отчётам бывшего Министерства лесной промышленности, первый участок узкоколейной железной дороги был открыт в 1953 году. Узкоколейная железная дорога являлась лесовозной, «сплавной». Возможно, основной нижний склад находился на правом берегу реки Обь, к западу от посёлка Октябрьский.
Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации — 1970-е годы.

18
Елизаровская узкоколейная дорога в 60 км от Ханты-Мансийска
Согласно отчётам бывшего Министерства лесной промышленности, первый участок узкоколейной железной дороги был открыт в 1953 году. Узкоколейная железная дорога являлась лесовозной, «сплавной». Возможно, основной нижний склад находился на правом берегу реки Обь, к западу от посёлка Октябрьский.
Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации — 1970-е годы.
Скажем спасибо "Архиву железных дорог СССР" за проделанный колоссальный труд.
Уверен: многие наши юные дарования откроют в нём для себя массу интереснейших и полезнейших вещей.

Как видим: узкоколейная железная дорога была весьма распространённым явлением.И потому вопрос стоит так: почему Урай не рассматривал такую возможность серьёзно?

Случилось так, что 17 сентября 1988 года на вертолёте Ми-8 мы вылетели из Устья-Ахи и едва взлетев быстренько приземлились в Луговой! Пилот уже на земле спокойно сообщил нам: «Повезло! Масло вытекло и могло и заклинить!» Он сообщил в Урай и предложил приготовиться к ночевке, но вскоре прибыл другой борт и я попал таки в Урай в школу №5!
Много лет я считал это самым важным в тот день событием в моей жизни. И вот новый пересмотр «кадров». В тот день самым первым делом я попал к месту, откуда начиналась самая первая узкоколейка на Конде! Конечно сверху я мельком видел только «область трвссы», поскольку сама узкоколейка была разобрана задолго до моего неожиданного «слепого» визита.
В Приобье я добирался однажды поездом и оттуда рискнул отправиться по Оби в Ханты-Мансийск. Так что и мимо первой в Югре узкоколейной трассы я тоже «проплывал»! И опять мог видеть только «область» трассы, поскольку самой линии уже не было в наличии. И всё же я горжусь! Надо же! Местности обеих узкоколеек я видел! Созерцал! Ощущал!
По одной настоящей узкоколейке в Свердловской области мы с мамой однажды шли много километров. Уже к вечеру нас подобрала дрезина. А было это как раз тогда, когда обе узкоколейки Югры  еще действовали! И шли мы на Старую Утку!


Рецензии