Глава 521. Бетховен. 32 вариации
32 вариации на собственную тему
Гленн Гульд (фортепиано)
tagantsev: Заголовок, просто прелесть: «32 вариации на СОБСТВЕННУЮ тему». Ай да Людовик! — собственник, понимаешь ли!
Надо бы кое-что в Архиве переименовать. Например, вместо Большая фуга надо написать Большая фуга на собственную тему. Да и у Баха названия фуг плохие — все переименовать в формате «... на собственную тему».
victormain: Не очень понимаю, что Вас так смутило или развлекло. «Вариации на СОБСТВЕННУЮ тему» звучит по-русски лучше и точнее, чем вариации на оригинальную тему (в силу двусмысленности слова «оригинальный»). Традиционно же вариации писались чаще на чужие темы, чем на свои. Ну, или, по крайней мере, поровну.
Romy_Van_Geyten: Интересно, почему Бетховен не пронумеровал этот опус. Это 1806 год, то есть в это время писались или уже были написаны Четвертая симфония, Четвертый концерт, «Кориолан». Возможно, он не считал эти Вариации вполне удавшимися?
musikus: Вариации эти гениальные, гораздо более сильные, чем те же «33». Потрясающе играл их Гилельс. Играл мощно, органично, убежденно. Без фокусов. Ему не нужно было ничего выдумывать «свое», музыка сама его вела. Для меня эти вариации — из того драгоценного «шорт-листа» шедевров вариационной формы, которые представляют собой не вереницу формально связанных эпизодов, демонстрирующих ловкость композитора в части трансформации материала, а — концептуально цельное произведение, в котором логически развивается одна главная мысль, один образ, предстающий в разном освещении и получающий в итоге некое разрешение. Примеров, увы, не очень много. Это баховские Гольдберг-вариации, Симфонические этюды Шумана, Серьезные вариации Мендельсона… Близко к этому Рапсодия Рахманинова или такая уникальная вещь как Метаморфозы Рихарда Штрауса.
Свидетельство о публикации №223061101594