Нейтральная полоса -6

Холодное лето 2023г. – но это о погоде. На самом деле душно становится от взглядов на происходящее. В кинолентах советских лет в таких случаях главный герой подходил к окну, распахивал его и нервно закуривал папиросу. Из коробки папирос «Казбек» с черно-белым изображением джигита на фоне двуглавой горы.
Помним, конечно, благодаря и Владимиру Семеновичу: «Извините, «Казбек» не курю…» И тут всё верно: это престижная марка, доступная не каждому, хотя и созданная ещё в тридцатых годах совместными усилиями латышского художника Роберта Граббе и табачных дел мастера Василия Иоаниди. Минздрав по тем временам, не предупреждал.
Да – прежде чем закурить культовую папиросу, следовало постучать бумажной частью по коробке: зачем это - не знаю и гадать не берусь.

Но вот представьте себе уже 1991 год, перестроечное время. Стоит человек в курилке, дымит болгарской сигаретой ВТ и обдумывает статью. Название её уже определено – «Между свободой и равенством».  Напечатает её «Новый мир 2/1991», сохранившийся в собственной библиотеке. Сидя на даче, мне вздумалось вдруг статью прочесть, примеряя к нынешнему времени -  нашенскому, как бы своему.  Летящим дальше после миллениума.
Александр Архангельский, на мой взгляд, заглянул далеко вперед. Вникните: «…не коллектив является центром исторического процесса, каким бы этот коллектив не был – патриархально-общинным, оппозиционно сплоченным, но именно одинокая человеческая личность, бросающая вызов веку сему и князьям его и протягивающая руку и открывающая сердце другим людям. Вступающая в борьбу не ради победы, но ради самостояния. Самостояние и есть то, что толкает нас на личное покаяние, избавляя от принародной исповеди и предостерегая от сомнительных теорий общей равной вины». Отсюда и вывод: следует шире открывать дверь всему и всем, что помогает личности выстоять. И не томится самоистязанием в поисках того, что тебе не присуще.

А вот выстоять, не поддаваясь унынию, гневу, соблазнам и искушениям надо, хотя это  трудное дело! Нам ещё не ведом конец этой дороги, которая должна вывести нас  из царства тени. Из царства лжи. Из того самого, в котором прежние гимны уже не звучат торжественно и победоносно. И случаев, когда это должно быть, становится всё меньше. Всякий раз, когда уходит из жизни великий артист, писатель, спортсмен, ученый или просто известный добрыми делами человек, прошлое, как шагреневая кожа, безвозвратно уменьшается.   

И ещё про дорогу. В самом начале перестройки, в 1987 году, вышел на экраны замечательный фильм Тенгиза Абуладзе «Покаяние». Снят он был тремя годами ранее, но его показ был как нельзя к месту. Великая актриса Верико Анджапаридзе, которой досталась совсем короткая роль странницы, в финале обращается к нам, зрителям: «Зачем нужна дорога, которая не ведет к храму?»
Запутались. Дорога, вместо храма, привела на Рублевку. Не всех конечно. Львиная доля застряла на распутье, в бескрайних просторах, где много полей и рек. На бездорожье, если хотите.

Много нынче говорят о прошлом – если и поругивают, то тихо, сквозь зубы. Понятное дело – прошлым тоже можно распоряжаться по - разному. Отдать ему должное, к примеру, и разместить с комфортом на полочке памяти. Или предать поруганию, а то и проклятию вообще. 

Чуть не забыл - сам я не курю. И особой разницы между «Казбеком» и ВТ не вижу.
 


Рецензии